Взять хотя бы ее самый значительный проект — Хасеки Хюррем Султан куллие, возведенный в Стамбуле на месте бывшего невольничьего женского рынка или «Аврат Пазары» в 1540 году.
Ненависть к своему прошлому у этой женщина оказалась настолько велика, что Роксолана приказала сравнять данное место с землей, дабы ничего не напоминало о горьких дня, проведенных ею на помосте. Она желала навсегда «стереть» воспоминания о том унижении, что ей в свое время пришлось перенести. Буквально сразу этот район стали называть «Хасеки», кстати, название сохранилось по сей день.
Султан был очень счастлив, когда супруга призвала работать его любимого архитектора Синана. Как и ожидалось, проект превзошел все ожидания...
В комплекс входили мечеть Хюррем-султан, начальная и старшая школы, столовая для бедных и больница для женщин, которая начала принимать пациентов в 1550 году. В этом учреждении здравоохранения работали два врача, два офтальмолога, два фармацевта и несколько помощников. Всего в штате было двадцать восемь человек. Два дня в неделю выписывались бесплатные рецепты для тех, кто лечился за пределами больницы. Кроме того, в больнице действовало отделение для людей с больной психикой.
Судя по всему, это стало серьезной проблемой в стране, ибо те времена практически во всех государственных больницах в обязательном порядке имелись подобные отделения, причем, даже на сегодняшний день, лечение, во время которого использовалась арт-терапия и музыка, можно назвать прогрессивным. Но самое главное - это учреждение здравоохранения стало одним из первых в Турции, где лечили женщин.
Потом султан с удивлением узнал, что хасеки сама установила требования, обязанности и зарплату медикам, которая составляла от 3 до 30 акче в день. (Для информации, на содержание больницы султанша в переводе на современные деньги тратила около 500 тыс. долларов в год, - авт.)
По соседству в медресе дети получали образование, а юные девушки четыре раза в неделю посещали лекции по теории медицины. Пройдя курс обучения, они могли получить работу в больнице Хасеки Хюррем-султан. Однако перед этим всем предстояло сдать несколько экзаменов на профпригодность, ибо повелительница желала, чтобы в ее больнице работали только грамотные специалисты…
И если бы только это!
Султан не успевал уследить за всеми ее инициативами. В списке ее дел значилось возведение больших общественных бань, приютов и столовых для паломников в Анкаре, Эдирне, Мекке и Иерусалиме, который она посетила после хаджа. Именно под ее влиянием он дал евреям право совершать молитвы у Стены плача. Она возвела множество объектов в Мекке, Стамбуле, Иерусалиме и на острове Родос, начиная с хамама Хасеки в Султанахмете, кстати, действует по сей день, до хамама в Карапынаре, водных путей в Эдирне, и заканчивая фонтанами в Медине.
Порой, эти объекты строились в труднодоступных местах… Он всегда поражался: когда только успевает? Словно сутки у нее длились не 24 часа, как у всех, а 48… А ведь могла бы, как все любимые женщины султана просто находиться на своей половине, кушать лукум и наслаждаться жизнью. Настася же упрямо шла вперед… И ей все удавалось. Пока он нес меч Османа в другие страны, она управляла государством и это у нее тоже неплохо получалось.
В последнее время она все активнее и активнее вводила в курс дела дочь и теперь уже действия Михримах вызывали неудовольствие окружающих… Одно всегда радовало султана — за спиной его любимицы всегда находился Рустем-паша. Следовательно, бояться было нечего. Зять не дает даже тени упасть на Михримах, а уж злым языкам и вовсе не поздоровится.
Публикация по теме: Меч Османа. Книга третья, часть 38
Начало по ссылке
Продолжение по ссылке