Найти тему

Мой первый бобинник Uher Royal Deluxe и полка с аудиоаппаратурой конца 80-х ー начала 90-х

Оглавление

Всем привет! Меня зовут Вимал Никонов и в этом блоге я хочу делиться историей моей аналоговой техники, пластинок, бобин, кассет - в общем, всех радостей аудиофилов.

Буду вспомнить свои первые бобинники и кассетники и оставлять отзывы о каждом аппарате, прошедшем через меня. Иногда буду отвлекаться на события из жизни, потому что отношения с техникой неразрывно связаны с моей судьбой. Приготовьтесь к долгому и интересному чтению и поехали!

С чего все пошло

Я музыкант-барабанщик и меломан по совместительству. Родился в семье музыкантов и с ранних лет проводил время в клубе, пока мои родители репетировали с молодыми талантами хиты того времени, чтобы потом исполнять их на танцплощадке того же ДК. Мне на тот момент было года два, и я, не обремененный никакими обязанностями, ходил к диск-жокеям и смотрел, как они озвучивают танцы на двух бобинных магнитофонах, перематывая и подготавливая в наушниках на одном аппарате песню, пока второй воспроизводит. Так магнитофоны стали моей страстью.

Уже тогда меня неудержимо манили горы лент и катушек. Иногда мне отдавали пустую катушку, и я был счастлив. К сведению: пустые катушки фирмы “Свема” стоили тогда от 50 копеек до рубля (это за размер 22). Про 26-е мы тогда слыхом не слыхивали, так как магнитофоны высшего класса, воспроизводящие «километровки», только появились и стоила эта роскошь производства “Идель”, “Олимп” и “Электроника” дорого. Версии без реверса ー от 950 рублей, а версии с автореверсом ー 1350 рублей. Про “Акаи” я вообще молчу – их стоимость в комиссионках начиналась от 3500 рублей, это как сейчас 350 тысяч. Одним словом, такие аппараты даже в моем воображении не рисовались!

-2

Мой первый бобинник Uher Royal Deluxe

В далеком 1987-м родители переехали из Ростова в тихое село в Крыму и привезли в придачу со мной западно-германский катушечник Uher Royal Deluxe первого класса, воспроизводящий катушки размером не более 18 см. Магнитофон не высшего класса, но звучит изумительно, поскольку сконструирован на германиевых транзисторах, которые дают приближенный к лампе звук.

До моей семьи этот магнитофон был у человека, который, как и я сейчас, занимался записью музыки с винила и с бобины на бобину. Причем тот человек записывал на “Акай”. А Uher, как “первоклассник”, был воспроизводящим, потому как по записи он с “Акаем” не потягается. Однако по звуку он обходит абсолютно любой “Акай” – теплотой, прозрачным верхом и круглым низом.

Uher Royal Deluxe
Uher Royal Deluxe

Итак, Uher в 1987 году обошелся нам в 1000 рублей. На тот момент аппарату уже стукнуло 18 лет, но состояние было отличное.

Нам достался тот редкий вариант “Уеров”, где можно быстро менять блоки голов и настраивать подмагничивание прямо на блоке, поэтому к бобиннику мы сразу приобрели второй комплект головок. Вообще такие магнитофоны предназначаются как для четырехдорожечной записи, так и двухдорожечной, но в моем случае оба блока были под четыре дороги. В блоках изначально стоят очень мягкие пермаллоевые головы Bogen, которые в связке с германиевыми транзисторами дают тот самый изумительный звук. Очень жирный минус этих голов ー быстро пилятся из-за мягкого сплава, а вот купить такие же… Этот магнитофон есть у меня по сей день, но сохранить родную и в хорошем состоянии удалось только одну голову записи, так как мой мудрый батюшка додумался один блок использовать, когда делалась запись, а второй блок ー на воспроизведение, с головой от “Маяка 001” (даже боюсь представить какой был звук с родной головой).

Домашняя полка с аудиоаппаратурой конца 80-х ー начала 90-х

К магнитофону была куплена датская акустика Peerless 1120. Сочетание великолепное, поскольку эти колонки, хоть и не тянут на “хай энд”, имеют высокую чувствительность децибел: благодаря пенополиуретановым нежным подвесам динамиков откликаются на любой тихий звук.

В стойке домашней аппаратуры моего детства значился также проигрыватель винила National Panasonic ー полуавтомат, servo-привод, S-образный тонарм, 1978 года выпуска. Картридж на нем стоял фирмы Ortofon VMS 20E Mk II – это была, пожалуй, единственная доступная в совке фирменная голова в 80-х. Ее можно охарактеризовать как весьма приличную и интересную голову, с чистым, но не резким верхом и достаточно читаемым низом – это, конечно, если не сравнивать ее с головами типа МС. А в сравнении с “Унитрами” и “ГЗМ” (кстати, самый распространенный “ГЗМ 155№, который ставили на подавляющее большинство топовых отечественных вертушек, был “слизан” именно с этой модели ортофона) эта голова звучит на порядок выше.

-4

Сейчас, когда стали доступны головы типа МС стоимостью более $1000 (какими я и пользуюсь в своей студии звукозаписи), старичок-ортофон не потягается с ними. Однако я до сих пор использую эту иглу и со счетов не списываю, несмотря на почтенный возраст: в сочетании с легким тонармом она способна играть некоторые пластинки с очень интересным тембральным окрасом.

Всё это я описываю потому, что не только с раннего детства любил слушать “серьёзную” музыку, но более того я любил ее переписывать: сначала с винила на бобину, потом и на кассету. Про попытки делать копии с кассеты на кассету я вспоминаю как о чем-то крайне неудачном, так как дорогих кассетных дек у меня тогда не было и я даже не знал, что такие существуют. Вместо них были расплодившиеся и ставшие популярными в 90-х двухкассетные “мыльницы”, которые делали копии с большими потерями в качестве.

Решил публиковать свои мемуары частями, потому что вышло действительно очень много. Подписывайтесь на мой канал и расскажите в комментариях, на чем вы слушали музыку в далекие годы?

Буду рад видеть в своем Инстаграме: http://www.instagram.com/analog.vimal

Заглядывайте на мой профиль в Авито: https://www.avito.ru/user/3e54166c4287b7029324f9d8099917c7/profile?src=sharing