Когда Нина Михайловна Мозер говорит о том, что средствами фигурного катания можно развивать личность, то единственный выход, чтобы понять её слова, – познакомиться с фигуристами её группы. Победители первого этапа юниорского Гран-при в Словакии Анастасия Мухортова и Дмитрий Евгеньев – невозможные. Поговорить с ними полчаса и не влюбиться в них – дело нереальное. Яркие. И невероятно душевно тёплые. Личности с самой большой буквы Л. И при этом очень командные. Вместе со своим тренером Филиппом Тарасовым. Впрочем, как я понимаю, они всегда вместе.
После первой победы
- Настя, насколько ты довольна собой в начале этого сезона? Что у тебя получается, а что у тебя не получается?
- Начну с хорошего. Я довольна собой, потому что смогла правильно настроиться на соревнования. И уже не на один старт, а на два. В общем, правильный настрой, спокойствие, уверенность в себе. Недовольна всем остальным, но понемногу. Выглядит всё достаточно неплохо, но есть мелкие недочеты в выбросах, в прыжках. Но это уже касается меня. Ну, и в скольжении, хотелось бы очень добавить. А в целом – вполне довольна.
- Мелкие недочеты, насколько они добивают психологически? Или ты знаешь, что тебе делать, и просто готова к работе?
- Я знаю, что мне делать. Просто на соревнованиях иногда эти мелкие недочеты вылезают на стрессе. Но нужно просто больше работать над этим, и будет правильная мышечная память.
- Дима, насколько ты ожидал победы на первом же старте международном?
- Я не то что не ожидал, я даже не думал ни о каком результате. Ни о победе, ни о любом другом призовом месте, которое мы займем. Мы ехали туда просто откатать наши программы, заработать себе какого-никакого международного рейтинга, показать, что мы умеем. Понравиться судьям. Поэтому задача была мир посмотреть и себя показать. Не было цели занять какое-то определенное место для нас.
- Первая победа, она, в общем, достаточно опасная вещь. Начинают ждать высоких результатов те, кто болеют за тебя, и, наверное, начинаешь ждать ты сам. Это так?
Дмитрий.- Наверное, скорее всего, нет. Потому что, опять же, вроде победили, а вроде для нас ничего не менялось с Настей. Что дает нам этап юниорского Гран-при. Мы от этого известней как-то, популярней не стали. Ничего не поменялось. У нас осталась такая же цель – работать дальше, и всё. Юниорское Гран-при нам не дает никаких привилегий, никаких поблажек, никаких послаблений, ни поводов расслабиться.
- Но с тех пор, как фигурное катание заняло топы в яндексовских новостях, вы вполне уже популярная пара.
Дмитрий.- Ну, мы пока с Настей этого особо не замечали, если честно. Хотя… Нет, определенно, конечно, есть груз ответственности на нас. Тем более, что мы представляем свою страну, и это всегда очень волнительно, и дополнительно ощущаешь стресс, какой-никакой. Но я думаю, что мы с этим справимся.
- Настя, выступать дома и выступать за рубежом - разные вещи?
Анастасия.- Ой, мне понравилось и за рубежом тоже. В России мы выступали уже во многих городах, почти во всех. И, когда ты приезжаешь во второй раз, кажется, что приезжаешь домой, и не так уже волнуешься. А когда приезжаешь в другую страну, тут уже волнуешься по-настоящему, в эмоциях появляются новые краски. И интересно бывает – новое место, обычно красивое. А с другой стороны, мне вообще нравится на новых площадках выступать. А теперь могу сказать, что на международных стартах особенно. Ведь в Кошице у нас первый такой серьезный международный старт. Первый, где мы должны были опробовать себя в другой стране. Мне понравилось.
- Что там произошло с вращением?
Анастасия.- А, ну, вращение нам не засчитали. Потому что мы недостаточно явно показали разные позиции. И судьям показалось недостаточно, что мы сделали смену позиции. Не хватило четкости и оборотов. Но мы просто будем над этим работать, чтобы стабильно исполнять все элементы. И будем немного перекручивать вращения, чтобы впредь никто ничего не сказать не смог.
Радости и обиды
- Ты девушка самолюбивая. Обида на судей была?
Анастасия. - Ну, сначала было обидно, когда было непонятно. Потом нам объяснили причину, что и почему. И я уже посмотрела прокат и увидела, что можно было сделать так, чтобы никто не придрался.
- Дима, а ты как к этому отнесся?
Дмитрий.- Я отнесся к этому абсолютно спокойно. Даже, все-таки, доложу немножко на Настю, у нее были некоторые расстройства после именно оценок. То есть, мы еще не понимали, в чем загвоздка, казалось, что мы чисто откатали, а оценки достаточно низкие. Я говорю - спокойно к этому надо относиться, надо просто улыбнуться. Ничего в этом такого нет. Вот мы с ней как-то улыбнулись, посидели на трибунах, поулыбались, и потом бац – и все равно остались в лидерах! Первые после короткой программы. Поэтому я абсолютно спокойно к этому отнесся. Я понимаю, что везде судейство разное. Тут придрались, тут не придрались. Но, тем не менее, если придрались – значит, для нас это дополнительный стимул, что мы должны сделать так, чтобы нигде и никогда больше не придирались.
- Это, конечно, красивая сказка о том, что можно не придраться. В точно-координационных видах спорта можно придраться ко всему. Это не смущает?
Дмитрий.- Абсолютно нет. Помню, два года назад, наверное, мы еще набирали 150, по-моему, баллов. В Сызрани это было. Я был весьма этим расстроен. И как раз у Филиппа Александровича спрашиваю: а как так? Ну, вот, вроде чисто откатали, а почему баллы такие низкие? Он говорит: «Ребята, успокойтесь, не парьтесь. Катайте чисто – каждый старт будет идти в плюс. То есть, чем чище вы и стабильнее катаетесь, тем выше оценки вам будут ставить». Поэтому мы сейчас вышли, показали чистые прокаты. Надеемся, что мы и в Австрии выйдем, так же откатаемся, и нам поставят уже выше оценки.
- Настя, ты - хороший аналитик. И все время пытаешься проанализировать свои выступления. Скажи, пожалуйста, а ты как к вопросам судейства относишься?
Анастасия.- Ну, тут, конечно, всё сложно. Но, если исполнять и вправду, как Дима сказал, стабильно, то у судей даже откладывается в памяти, что вот, они в прошлый раз всё сделали хорошо, в этот раз сделали хорошо. Они видят, что спортсмены опытные. Стабильность – это признак опытности. И, естественно, когда они не увидят плохих попыток, то уже оценивают лучше все элементы. Ну, и впечатление общее, естественно, лучше, когда ты постоянно чисто выступаешь. Поэтому чисто выступать - наша цель. И я анализировала наши прокаты. И, в принципе, катать чисто - это реально.
Отличница
- Что ты увидела в ваших прокатах, когда анализировала их?
Анастасия. - После соревнований у меня, наверное, было очень критическое мнение, относительно этих двух прокатов - короткой и произвольной. И я нащелкала на видео, сделала скрины, нашла где-то по 40 моментов, которые я хотела бы улучшить, в каждой программе. Потом я поняла, что сразу за это взяться нельзя. Я их удалила, и запомнила из них только самые важные, от которых, и правда на данный момент, будет что-то зависеть. Потому что за всем не угонишься, ведь всё хочется исправить. И нужно правильно расставить приоритеты, и оценить свои силы.
- Как ты расставляешь правильно приоритеты?
Анастасия. - Вот, в произвольной программе 10 заходов, я оставила по одному моменту с каждого захода, или с каждого элемента. Чтобы не перегружать голову.
Комментарий тренера
- Филипп, скажите, пожалуйста, с таким аналитиком трудно работать?
- Ну, пока живой. Пока еще носят меня ноги по этой Земле. Справляемся (улыбается). Наша задача же справиться.
- Самоедка?
- Есть такое. Отличница. Синдром отличницы, называется. Это, я считаю, если, опять же, в меру всё, то это очень большой плюс.
И снова – отличница
- Девушка, если хорошенько порыскать в интернете, то можно найти информацию, что вы обыгрывали Алину Загитову, олимпийскую чемпионку. Это так? В одиночном катании.
Анастасия.- Был у меня один сезон, так скажем, когда я прямо достаточно хорошо выступала, и программы были удачные. И первенство Москвы выиграла как раз тогда, Алена Косторная была вторая, Загитова была пятая, кажется. На тот момент, была сильней. Потом у меня была травма, и я, естественно, выпала надолго. А никто на месте не стоял…
- Прыжки удалось вернуть, Настя?
Анастасия. - Да, я после травмы, правда, через полтора года, вернула все тройные, и даже каскады три-три разные - и с сальховом, и с тулупом, и с ритбергером. Но на соревнованиях я это всё еще сделать не успела, так как набрала форму только к концу сезона. А потом уже перешла в парное катание.
- Что для тебя парное катание?
Анастасия.- На самом деле, я не очень хотела в пары. Чисто принципиально. Потому что столько лет я положила на одиночное катание, вот, всегда каталась одна, рассчитывала только сама на себя, и уже это принципиально добиться здесь успеха. Но потом здравый смысл мне подсказал, что четверные я вряд ли прыгну. А кататься красиво и прыгать тройные – этого недостаточно на данный момент. И, вот, в паре, все-таки, я чувствую теперь, что ошибалась. Тут мы дополняем друг друга. А одиночники – они как вот сказать… Они как будто разорванные. Не в обиду им сказано. Но, будучи в парах, мне здесь гораздо больше нравится.
Команда.
- Кто кого нашел, Дима - Настю, Настя - Диму, или Филипп Александрович - обоих?
Дмитрий.- Я попробовал, когда пришел сюда, я попробовал покататься с девочкой, тоже из группы Давыдова, у которого я раньше катался. Но ей, видимо, не понравилось, она как-то очень быстро ушла. Мы с ней даже двух недель, по-моему, не откатались. Меня поставили с другой девочкой, маленькой совсем, которая тут каталась. И я прокатался неделю, смотрю, прихожу в зал – Настя тут Мухортова. Я думаю: ну, ладно, Настя так Настя. А мы с ней уже тогда в одной группе раньше катались, знакомы были. Ну, мы обнялись, всё, поздоровались, пошли… она разминаться, я там поддержки делать, условно говоря. И на лед выходим. Я подъезжаю к Ирине Андреевне как раз, с этой девочкой, и там рядышком Настя стоит. Арина Андреевна и говорит: «Ну, что стоишь, бери подругу свою и поехали». Вот и всё. Как поехали в тот момент, так и едем до сих пор.
Комментарий тренера
- Филипп, скажите, насколько паритетны партнеры, кто тут лидер?
- На самом деле, они оба идут на уступки, частенько. Больше Дима, конечно, уступает. Ну, Настя – она не то, чтобы лидер прямо. Она просто любит держать все под контролем. Это тоже хорошее качество. А Дима, как мальчик… Мальчики – мы все же такие. Раздолбаи немножко. Поэтому держимся Насти, так скажем.
Команда отдаленного будущего
- Дима, когда успеваешь учиться?
Дмитрий. - Сейчас восстановился после академотпуска. И, конечно, пока тяжеловато. Но, я думаю, из-за того что я досдаю сессию сейчас, экстренно, за первый курс. И поэтому сейчас очень много учебы навалилось, прямо вот в один момент. А так, в целом, вроде за первый курс пока всё успевал. Просто главное иногда ходить в университет, и показываться преподавателям с милой улыбочкой. Что здрасьте, я такой-то такой-то, вот, поставьте что-нибудь, пожалуйста. Поэтому, если вовремя подходить, всё делать, то думаю, что нормально. Главное, не запускать.
- Насколько я понимаю, в РГУФКе понимают спортсмена, который идет вперед.
Дмитрий. - К сожалению, не все преподаватели и не всегда. То есть, допустим, на кафедре фигурного катания, конечно, это понимают. И я даже с куратором со своим списывался, говорю: дайте мне задание, чтобы я не сильно отстал. Он говорит: не парься вообще, пока занимайся. Закончи, что тебе надо, а потом уже задания мы тебе дадим. В фигурном катании понимают, конечно, что, вот, я занимаюсь, что у меня есть соревнования, тренировки. А вот некоторые преподаватели есть – вот, они зададут столько, что это не управиться за один день точно. Надо прямо сидеть, целенаправленно учиться очень долго.
- Тренер будущий?
Дмитрий.- Надеюсь. Тренер-постановщик..
Филипп(смеется). - Не губи себе жизнь! Какой тренер?!
Дмитрий. - Я стану вторым тренером у Филиппа Тарасова. С Анастасией Сергеевной, разумеется.
Филипп. Так третьим, получается. Она вторым будет.
- Анастасия Сергеевна, честно говоря, первое впечатление от разговора с тобой – вот это будущий гениальный тренер, который раскладывает всё по полочкам, и немножко замучает учеников, но уведет их очень далеко и высоко.
Анастасия.- Замучает – это точно. Но сначала нужно по полочкам у себя всё разложить, в своей карьере, у себя в голове. А так, ну, меня больше привлекает не сама тренерская деятельность, сколько постановки программ. Тренировать мне, думаю, понравится. Но ставить программы – это более творческое занятие, что мне ближе.
Романтик
- Опора девушки Анастасии Мухортовой. По-другому и назвать не могу - именно на тебя она полагается. Ведь именно она делает полетные элементы, когда идут выбросы, подкрутки. Как ты ей обеспечиваешь безопасность?
Дмитрий. - Я представляю, что она моя хрустальная ваза, которую ни в коем случае нельзя разбить, надо обязательно поймать.
- Хрустальную вазу разбить нельзя, это с одной стороны. А с другой стороны, надо сделать многооборотный элемент.
Дмитрий- Многооборотный элемент же делается не сразу. Есть много упражнений до многооборотного элемента, через которые мы прошли уже, и подготовка определенная есть. Поэтому, конечно, сейчас уже это не так опасно и критично, как если бы было бы сразу. Мы всегда очень долго сидели на разучивании каких-то элементов. Мы целый год, наверное, выступали с двойным подкрутом, после того как в пару встали. Я сейчас смотрю, кто-то там две недели назад в паре катается, а уже тройные подкруты, выбросы делают. А мы, вот, как мы встали в пару, понятно, что мы одиночниками встали в пару, грубо говоря…
- И обученными одиночниками.
Дмитрий.- Да. Но, с другой стороны, все равно очень долго мы шли там к тройным подкрутам, к каким-то поддержкам на одной руке. То есть, очень плавно, медленно, постепенно. Я думаю, именно поэтому готовы к каким-то уже более сложным элементам.
Разговор втроем
- Из этих одиночников трудно было делать пару?
Филипп.- Как со всеми остальными. Есть свои плюсы и минусы. Допустим, если девочка хорошо прыгает тройные прыжки, как наша Настя, то она чувствует, у нее есть ощущение трех оборотов, и тот же выброс – он идет легче. Кстати, выброс они очень быстро сделали. Дима сейчас сказал, что они по полгода всё разучивали. А выброс они сделали очень быстро.
- Но они же должны большинство элементов делать синхронно, параллельно, и недалеко друг от друга.
- Синхронность и параллельность, я думаю, это нарабатывается, все-таки, количеством. Понятно, что они друг за другом следят - они учились этому. Они очень кропотливо перед зеркалом всегда работают для параллельности.
Анастасия. - Мы еще у одного тренера, у Сергея Давыдова катались в одной группе. И у нас было общее скольжение, общая, грубо говоря, техника прыжков. Нам было еще из-за этого немножко полегче. Потому что у нас было одинаковое представление о тех же шагах, как их сделать, с каких там заходов, раскатка, скольжение. Это помогло нам.
- Филипп, задачи для них на Австрию стоят или нет? Или главное откатать?
- Конечно, стоят. Главная – кататься чисто. Каждый старт кататься чисто! Я бы сказал, выполнять задачи и микрозадачи, которые мы ставим на тренировках. Вот, как-то так.
- Ребята, а для вас насколько второй этап Гран-при по подготовке сложнее, или легче первого?
Анастасия. - Я настраиваюсь так же, как в первый раз. Раз стратегия сработала, значит, нужно её придерживаться.
- А какая стратегия?
Анастасия. - Тут сложно выделить какие-то моменты. Просто, как мы работали перед Кошице, мы примерно так же стараемся работать – делать, например, такие же прокаты. Только добавился опыт, учитываем какие-то вот недочеты, которые мы заметили. Над подкрутом работаем, над вращениями работаем. Дорожкой занимались усиленно, чтобы не терять на ней баллы. Работаем.
Им осталась пара недель на подготовку. Очень мало и очень много. Они всё сделают, чтобы выполнить задачи, поставленные им тренерским штабом команды Нины Мозер. По-другому они работать не обучены. А вас просто просим – поболейте за них. Честное слово, ребята стоят ваших переживаний
#mOZERTEAM #воробьевы горы #фигурноекатание #АНАСТАСИЯ МУХОРТОВА #ДМИТРИЙ ЕВГЕНЬЕВ #ФИЛИПП ТАРАСОВ #НИНА МОЗЕР
Если вам интересно с нами, поставьте лайк или подпишитесь на канал. А если вы хотите услышать голоса фигуристов, то кликайте на ссылку https://soundcloud.com/nat-kalugina-719496233/anastasiya-mukhortova-dmitriy-evgenev-filipp-tarasov-romantik-i-otlichnitsa