Поскольку из-за успешного применения немцами десанта в операции на Крите в СССР начали усиливать свои десантные войска, соответственно потребовались десантно-транспортные планеры.
Как известно, для ведения боя нужно большое количество вооружения и боеприпасов, причем это существенно осложнено, нет продовольственных складов и складов с боеприпасами.
К работам привлекли будущего известного авиаконструктора Олега Антонова, который уже имел опыт создания спортивных планеров.
В конце 1941 г. он предложил вариант крылатого танка, который должен был тащить самолет на буксире и оперативно перебрасываться в район боевых действий.
Предполагалось, что планер - танк с крыльями, должен был отцепляться от самолета за 20 - 25 км до цели, бесшумно перемещаться и производить посадку, крылья сбрасывались и машина шла в бой.
Проект получил название "Крылья танка" и обозначение "КТ", в качестве летающего танка выбрали легкий танк Т-60, а буксировщиком сделали бомбардировщик ТБ-3.
Крыло планера сделали бипланным, что позволило уменьшить его размах. Хвостовое оперение бипланного типа с разнесенными килями устанавливали на двух балках, которые были соединены с нижней плоскостью крыла.
Корпус танка выполнял функции гондолы, в которой располагались пилот-водитель и стрелок. Управление планером в воздухе осуществлялось рулем и элеронами. Для уменьшения нагрузок дополнительно установили небольшие крылышки.
Пилот сбрасывал крыло, не выходя из танка. Планер имел длину 12 м, размах крыла 18 м, площадь коробки крыльев 86 кв. м. Облегченный танк Т-60 весил 5 800 кг, масса планера 2 000 кг. Полная полетная масса 7 800 кг. Удельная нагрузка на крыло составила 90 кг/кв. м.
7 августа 1942 г. начались испытания "КТ" под Москвой в Летно-исследовательском институте с пробежек облегченного танка по грунтовой полосе и бетонке. Хотели узнать, выдержит ли ходовая часть машины скорость 110 - 115 км/ч, скорость Т-60 не превышала 45 км/ч. Потом выполнили три подлета "КТ" на высоте 4 м, в которых опробовали систему управления.
У самолета-буксировщика ТБ-3 усилили все четыре мотора АМ-34РН по 970 л. с. его командиром был Павел Еремеев, в прошлом конструктор пилотажных планеров. Первый полет "КТ" состоялся 2 сентября 1942 г.
Планером управлял летчик-испытатель опытного-испытательного полигона ВДВ КА Сергей Анохин. Из-за большой массы и малой обтекаемости "КТ" буксировка велась на скорости 130 км/ч, максимальной для ТБ-3 с "КТ". Скорость подъема танка была недостаточной, самолет еле-еле достиг высоты 40 м.
Попытка достичь скорости 140 км/ч, привела к тому, что самолет начал снижаться с вертикальной скоростью 0,6 м/с. В системе охлаждения двигателей начала повышаться температура воды.
Еремеев решил вывести аэропоезд в район близлежащего аэродрома Быково и отцепил планер. Анохин смог успешно сесть. Приземлившись, он запустил мотор танка и не сбрасывая крыльев медленно поехал к командному пункту аэродрома.
Руководитель полетов аэродрома не будучи извещенным об испытаниях "КТ" по боевой тревоге поднял расчет зенитной батареи. Когда летчик-испытатель вылез из машины, его задержали советские бойцы. Инцидент был исчерпан, когда пришла аварийно-спасательная команда ЛИИ.
Танк своим ходом приехал в поселок Стаханов, сейчас город Жуковский к аэродрому ЛИИ. Этот полет стал последним для летающего танка.
В акте об испытаниях отмечалось, что задача создания летающего танка решена, но нужно доработать планер и исправить допущенные ошибки. Бипланная коробка продувалась без тросов, которые соединяли коробку и оперение, и без моделирования гусениц танка. Мощность двигателей самолета-буксировщика была недостаточной. Не учли сопротивление воздуха, что помешало ТБ-3 поднять танк на требуемую высоту и усложнило управление в полете.
Был конечно вариант использовать более мощный самолет Пе-8, но их выпустили всего около 80 штук, их применяли для глубинных воздушных рейдов и рассчитывать на использование его в качестве буксировщика "КТ" было нереально.
Дальнейшие летные испытания крылатого танка были прекращены.
К этому можно добавить, что легкий танк Т-60 обладал сомнительной боевой ценностью, а 20-мм пушка со снарядом в котором пороха было как в 12,7-мм патроне большой эффективностью не отличалась.
Спасибо за прочтение.
Источник: Крылатый танк. А. П. КРАСИЛЬЩИКОВ, «Техника и вооружение», 1987 г.
***
Установите приложение БургерКинг, используйте при регистрации промокод ZHP15K, зарегистрируйтесь в программе лояльности, сделайте заказ на сумму от 699 руб. и получите 400 корон на еду в БургерКинг. Также можно получить еще короны заказав "Вынос на парковку", есть возможность копить бонусы "Спасибо" от Сбера.
***