Найти в Дзене

Погружение в матрицу

В жизни есть простые универсальные инструменты, которые значительно облегчают жизнь. И одним из таких инструментов по сути является матрица. Но нет, не та где синяя или красная таблетка, а графическая.

Квадрат разделённый на 4 части применим чуть ли не ко всей области управления задачами. Есть конечно в каждой области свои нюансы, но обычно область матрицы используется по следующим правилам:

  • левый низ - негативное, лишнее, проблемное, неважное;
  • левый верх - скорее негативное, возможно излишнее, вопросительное;
  • правый низ - достойное и фундаментальное, не срочное;
  • правый верх - звёздное, срочное, особое внимание, гешефт.

Помните правило Парето? Это когда 20% усилий приносит 80% отдачи? Так вот именно правый верх в матрице и показывает куда собственно эти усилия направить.

Матрица на бумаге и по весу в жизни
Матрица на бумаге и по весу в жизни

Конечно для области к которой вы желаете применить матрицу самым важным будет определении координат. Но дабы не утомлять вас теорией, посмотрим на примеры наиболее часто используемых матриц.

Итак перед вами стоит с десяток задач, как определить, что делать в первую очередь, что во вторую, а на что вообще болт положить? Всё верно, обращаемся к матрице! Заново её составлять не нужно, господин Эйзенхауэр за нас любезно уже подумал.

Мартица Эйзенхауэра
Мартица Эйзенхауэра

Он разделил все дела на важные и не очень, на срочные и нет. Всё, берём список своих задач, разносим по важно-срочно и понимаем, что "кровь из носу" у нас не так уж и много.

Следующая матрица которая значительно помогает жить, это матрица SWOT-анализа.

Матрица SWOT-анализа
Матрица SWOT-анализа

Её можно применять как к бизнесу, к оценке компании, так и к себе лично, к анализу своего развития. За координаты берутся оценка (минусы-плюсы) и среда (внешняя-внутренняя). На внутренние оценки мы можем влиять сами, а на внешние либо забиваем, либо подстраиваемся.

Помимо этих матриц, существуют и множество других, в основном используемых в маркетинге и управлении. Как пример матрица Бостонской Консалтинговой Группы: товары делятся по координатам "темп роста"/"доля рынка" и приходит понимание, как не слить бюджет. Для управления это деление по "мотивация"/"скилы".

Если вы ещё не используете этот замечательный инструмент, то включите в свои задачи использования и кто знает, возможно при решении очередной задачи именно вы составите практичную матрицу со своими осями.