Согласно Транспортной стратегии РФ, до 2030 года в Краснодарском крае планируется построить платную автомагистраль от столицы региона через Абинск до села Кабардинка, расположенного на берегу Черного моря между Новороссийском и Геленджиком. Считается, что появление четырехполосной скоростной дороги протяженностью около 150 км поможет существенно разгрузить действующую транспортную инфраструктуру.
В очередной раз проблема вскрылась этим летом, когда из-за введенных ограничений россияне не смогли попасть на многие зарубежные курорты и на личных авто отправились к черноморским берегам, а Сухумское шоссе от Новороссийска до Геленджика в отдельные часы попросту превращалось в большую пробку.
Более того, значение этой дороги возросло с присоединением Крыма. Если раньше отдельные эксперты ее строительство считали экономически нецелесообразным, то после 2014-го мнения на этот счет поменялись — наличие новой трассы позволит обеспечить устойчивое сообщение с полуостровом; рассматривался и вариант ее продления до Керченского моста.
Проложить магистраль от Краснодара до Кабардинки панировали еще до включения проекта в Транспортную стратегию РФ, утвержденную в 2008-м. Вопрос реализации этой инициативы обсуждался активно в первое десятилетие после распада СССР. А в конце 1990-х даже приступили к подготовительным работам — контракт на строительство стоимостью $500 млн тогда заключили с итальянской компанией. Но осуществить планы помешал один из самых тяжелых экономических кризисов в истории России: 17 августа 1998-го правительство страны объявило дефолт.
Однако проект магистрали, образно говоря, не пылился на полке, его регулярно презентовали на различных инвестиционных форумах, а в 2006 году и вовсе сообщалось о скором заключении концессионного соглашения с австрийцами. Реализацию проекта тогда оценивали почти в 120 млрд руб. Но все закончилось на уровне переговоров. В 2008-м Минтранс РФ включил дорогу в число перспективных. В начале прошлого десятилетия, в связи с огромными тратами на подготовку к Олимпиаде в Сочи, вопрос о строительстве трассы на некоторое время был отложен.
В 2014-м состоялось подписание соглашения о сотрудничестве в рамках проекта между краевыми властями и компанией «Росавтодор». В следующем году последняя начала поиск подрядчика на проведение предпроектных работ. Был объявлен открытый конкурс с начальной ценой 742 млн руб.; деньги выделялись из федерального бюджета. По условиям, выбранная компания должна была в течение 3,3 лет провести инженерные изыскания и разработать ТЭО. Но впоследствии конкурс отменили.
Через два года история повторилась: на портале Госзакупок вновь была размещена информация о конкурсе, но уже с гораздо меньшей ценой — 150 млн руб. В рамках контракта предполагалось провести макроэкономические изыскания и в частности определить наиболее эффективную схему финансирования проекта. Но и в этот раз судьба магистрали повисла в воздухе.
В середине 2019 года «Росавтодор» объявил новый конкурс стоимостью 349 млн руб. на проработку проекта развития сети дорог ЮФО. Главная цель — определить, какие объекты транспортной инфраструктуры необходимо строить в первую очередь. Среди рассматриваемых потенциальных дорог была и «Краснодар – Кабардинки». Но пока вопрос ее строительства, а точнее сроков реализации, остается открытым. За последние два года какой-либо конкретной информации о проекте не появлялось.
Согласно ранее опубликованной схеме, платная скоростная магистраль должна начинаться перед Краснодаром в виде ответвления от федеральной трассы М4 «Дон» и идти до Абинска севернее дороги Е115 (А146). Затем до Кабардинки — мимо станицы Шапсугской. Предполагается, что новый маршрут сократит путь из краевой столицы до Геленджика примерно на 55 км, а до Новороссийска — на 15 км.
Читайте: Первую скоростную трассу на Дальнем Востоке откроют в октябре 2021 года