Найти тему
Новости

Джон Болтон: В НАТО не принимают страны, где идет война. Но украинский случай - особый

Бывший советник президента США Дональда Трампа по национальной безопасности Джон Болтон всегда имел репутацию "ястреба" - политика, последовательно отстаивал максимально жесткую линию отношений с противниками США, в том числе с путинской Россией. Эта позиция стоила ему должности - причиной увольнения своего советника Трамп назвал "значительные разногласия" по ряду вопросов.

Готовность критиковать курс как предыдущего, так и нынешнего президента США делают Джона Болтона чрезвычайно интересным собеседником. Поэтому ЕвроПравда не могла не воспользоваться возможностью, которая выпала, когда Болтон принял участие в форуме YES-Brainstorming,  организованном Фондом Виктора Пинчука.

Во время дискуссий, происходивших на форуме, ексрадник Трампа подробно озвучил свою позицию как по политического будущего бывшего президента (проигрыш в 2020 году не дает ему шансов рассчитывать на победу на следующих выборах), так и перспектив Джо Байдена , для которого Афганистан стал уничтожением имиджа компетентного политика, с которым нынешний президент шел на выборы.

Именно поэтому в разговоре с Джоном Болтоном мы сосредоточились на "Украинской вопросах" - отношении президента Байдена к членству Украины в НАТО, "разрядке" в отношениях с РФ и рисках военной агрессии со стороны РФ.

- Как вы думаете, приведет политика президента Байдена в новой "разрядки" в отношениях с Россией?

- Уверен, что россияне интерпретируют решение Байдена позволить завершить строительство "Северного потока-2" как слабость. Так же признаком слабости там рассматривают решение о выходе из Афганистана.

А к тому же Путин имел преимущество при встрече с Байденом в июне в Женеве.

Поэтому я думаю, что все это будет побуждать Путина попробовать воспользоваться тем, что он считает отклонением от американских интересов в Центральной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в целом.

- Означает ли это, что при президентстве Байдена Украине не следует ожидать ни членства в НАТО, ни даже предоставления Плана действий относительно членства?

- Я не был в администрации Буша в апреле 2008 года, но я поддержал Бухарестский саммит НАТО, который поддержал инициативу присоединения к Альянсу Украины и Грузии.

Это была большая ошибка европейцев, они забраковали этот план. Как следствие, мы имеем захвата Крыма и конфликт на Донбассе.

Теперь Украина - в войне с Россией, а в НАТО никогда не принимают страны, которые уже находятся в состоянии войны. Ведь вся суть заключается именно в том, чтобы избежать войны.

Это особый случай, и европейцы, несомненно, скажут, что даже не хотят считать Украину обычным кандидатом на членство.

Я считаю, что обстоятельства, в которых находится Украина, является чрезвычайными, а потому нам нужно быть более креативными, чтобы преодолеть кризис, с которым сталкивается Украина.

Поэтому нам не следует упускать из виду цель сделать Украину членом НАТО.

Это те вещи, которые мы можем сделать на практике, а не только на словах, чтобы дать понять России, что мы не согласны с тем, что она сделала с Украиной, и что Украина движется вперед к членству в НАТО.

Поэтому я думаю, что пока Кремль будет видеть нашу слабость, он будет пытаться этим воспользоваться.

И поэтому нам следует изменить представление, которое существовало во времена администрации Трампа и Обамы, что США на самом деле не благосклонны к членству Украины.

- Будет ли президент Байден действовать таким образом? И способна изменить ситуацию возможная победа республиканцев на выборах в Конгресс?

- Республиканцы действительно в большинстве выступают за членство Украины в НАТО. Так же выступают и многие демократы.

Вопрос - в курсе администрации Байдена. Сейчас она оправдывает много своих решений, в частности по "Северному потоку-2" или Афганистана, тем аргументом, что внимание Соединенных Штатов должно быть сосредоточено на Китае.

Этот аргумент означает, что нынешняя администрация не собирается делать Украина членом НАТО, ведь не считает это центральной и стратегической целью.

Я не думаю, что такая точка зрения очень распространена в Конгрессе, но знаете, в политике надо делать шум, чтобы вас услышали.

И поэтому, чтобы удержать давление на администрацию Байдена и продвинуться вперед с членством Украины в НАТО, Киев должен приложить много усилий для сотрудничества с членами Конгресса, чтобы они продолжали поднимать эту тему и выступать.

- А как насчет военной агрессии Путина? Стимулирует мягкая политика Байдена РФ к дальнейшей военной агрессии?

- Да, ведь, как вы прекрасно знаете, провоцирует не сила, а слабость. А когда Путин видит слабость, он будет давить.

Поэтому я думаю, что это один из реальных последствий выхода из Афганистана, в Москве воспринимают именно как признак слабости.

Посмотрим, что будет дальше. Я думаю, Зеленский получил важную поддержку, наконец встретившись с Байденом, чего он не смог сделать с Трампом, в Белом доме.

Но если подумать, это просто переворачивает политику по сравнению с летом 2019 года. Мы потеряли два года, и я думаю, что Россия попытается этим воспользоваться.

- Так на какую помощь от США при таком сценарии может ожидать Украину?

- Как вы знаете, Байден сказал, что он собирается в определенной степени увеличить военное сотрудничество. Но я думаю, что здесь стоит сделать гораздо больше.

Одним из важнейших шагов США за последние годы было присутствие в Украине подразделений Национальной гвардии США, которые тренировались вместе с украинскими силами. Я думаю, что мы могли бы увидеть больше этого.

Я не понимаю, почему нельзя было бы развернуть для обучения штатные американские войска, а не Национальную гвардию.

Я думаю, что совместные упражнения американских и украинским военных, имеющих боевой опыт, имели бы больше пользы.

Все это становится особенно важным в контексте нынешних событий в Беларуси, по которым мы должны внимательно следить.

Мы не хотим, чтобы Россия поглотила Беларусь, а для этого нам нужен отдельный независимый белорусский правительство. В противном случае российские силы получат возможность находиться в Беларуси, создавая угрозу для северной границы Украины.

Итак, нынешняя ситуация является чрезвычайно сложной, и мы никак не имеем права отвлекать свое внимание от Украины.

- Как вы думаете, с точки зрения США, президент Зеленский показывает достаточный интерес, чтобы быть частью западного мира и НАТО?

- Да, этот интерес выглядит достаточно серьезным.

Конечно, Украина имеет собственные внутриполитические споры, однако безусловным является то, что стремление приблизиться к Западу, в частности - стать членом НАТО, Украина является очень сильным и фактически единодушным.

И я думаю, что это чувство является взаимным в США.

- Соединенные Штаты не беспокоит определенный китайский вектор во внешней политике Украины, проявился в последнее время?

- Я думаю, Китай пытается проникнуть в каждую страну, куда возможно. В свое время, во время визита в Минск, меня поразило огромное реклама Huawei на небоскребе.

Это показывает, что Китай будет пытаться проникнуть почти везде, куда только может.

Я был здесь, в Украине, два года назад, чтобы предотвратить продажу Китая важных военных технологий. Это очень беспокоило нас - ситуация, когда стратегический союзник Соединенных Штатов и НАТО в целом предоставляет Китаю доступ к опасным технологий.

Этот шаг был бы ошибочным и для вас - если украинские компании стремятся участвовать в производстве систем вооружений НАТО, они не могут продавать оружие Китая.

Все это требует частичной переориентации экономики Украины. Это не просто. Президент Зеленский сегодня заявил, что хочет защитить рабочие места в Украине. Я понимаю его слова - каждый политический лидер хочет защитить рабочие места в стране.

Однако это означает, что Европа и США должны заменить китайский рынок. Я думаю, что это возможно, ведь Украина обладает очень сложными технологиями, которые должны заинтересовать Запад.

СВО
1,21 млн интересуются