Найти в Дзене

Забота о детях, создание "нового человека" или просто пропаганда?!

Оглавление

Почему в Советском Союзе везде были плакаты о гигиене? Зачем в школах разрабатывали программы по пропаганде руками школьников? И что скрывается под "пропагандой здоровья"? Давайте разбираться вместе с Военно-медицинским музеем.

До Великой Октябрьской социалистической революции тема собственного здоровья и гигиены в школах почти не поднималась. Конечно, у детей из дворянских семей была возможность часто принимать ванну, менять одежду и приглашать врача на дом. Поэтому санитарное просвещение в лицее или институте благородных девиц не было актуально. А в гимназиях и реальных училищах для среднего и низшего сословия об этом тогда и не думали.

Но это все до революции. А что было после?

Для молодого советского государства было чрезвычайно важно сформировать нового человека, который отличался бы крепким здоровьем и хорошим физическим состоянием. Поэтому важно было с детства сохранять здоровье молодого поколения, на что и было направлено санитарное просвещение. Даже И. В. Сталин отмечал: «Наше государство отличается от всех других государств тем, что оно не жалеет средств на хороший уход за детьми и хорошее воспитание молодежи… Я думаю, что нигде нет такой заботы о ребенке, о его воспитании и развитии, как у нас, в Советском Союзе».

Мы в музее тоже уделяем большое внимание юным посетителям и обучаем их основам гигиены играючи. Например, на занятии "Занимательная гигиена" малыши от 3 до 5 лет пытаются вылечить плюшевого медвежонка, который плохо моет свои лапки.

Поскольку для многих людей, сформировавшихся в дореволюционный период, гигиена не была потребностью номер один, советская власть проводила сильнейшую пропаганду посредством агитации - красочных плакатов в учреждениях, лекций и специальных уроков в школе. Санпросвет был везде: в печати, на радио и в кино, просто на улице и в специальных «школах» здоровья.

Плакат «Сырая вода_ сырые овощи и фрукты вот в чём таится холера». ЛенИЗО, до 1920 г.
Плакат «Сырая вода_ сырые овощи и фрукты вот в чём таится холера». ЛенИЗО, до 1920 г.

Одним из важнейших центров пропаганды стали Дома санитарного просвещения, начало которым было положено в середине 1920-х гг. Первоначально эти Дома возникали как учреждения клубного типа. Они организовывали лекции, театрализованные постановки, санитарные викторины, работы кружков, музея-выставки, библиотеки-читальни и т.д.

"За короткий промежуток времени было отпечатано 50 различных лозунгов, плакатов, памяток тиражом 100 000 экземпляров. Лозунги и плакаты расклеивались в цехах на видном месте; памятки распространялись санитарным активом; актив также проводил громкую читку их"

Пропаганда здорового образа жизни в школе и дома!

Наиболее интересным нам кажется рассмотреть, какие санитарные практики были в школах. Для быстрого усвоения материала курсы гигиены проводились наглядно: детей водили в бактериологическую лабораторию, в больницу с дезинфекционной камерой при ней, показывали различные картины, таблицы и модели. После экскурсии и прослушанной лекции, школьники выполняли практические задания. Например, после занятия о первой помощи для закрепления материала школьникам нужно было наложить повязку однокласснику или попробовать сделать искусственное дыхание.

Далее педагоги проводили опросы и давали письменные задания на дом. У этого метода была практическая сторона – результаты работы должны быть представлены в виде небольшого отчета о санитарной гигиене в семье школьника. Так, если педагог рассказывал на уроке о значении света, то учащийся должен был в письменном виде представить санитарную оценку освещения своей комнаты или квартиры в целом.

Семейный досуг после ужина, до 1941 г. Источник: сетевое издание "Военное обозрение"
Семейный досуг после ужина, до 1941 г. Источник: сетевое издание "Военное обозрение"

К каким выводам мы можем прийти?

Во-первых, знания, полученные на практических занятиях, формировали у детей серьёзное отношение к теме собственного здоровья. Будучи достаточно просвещенными в этой сфере, они могли иметь влияние на старшее поколение в лице родителей и других родственников.

Напомним, что в 1920-е годы была необходима пропаганда (даже силой детей) для осознания людьми ценности гигиены.
Средняя школа №547 г. Москва.  Личный фото-архив. Источник: https://cccp-foto.livejournal.com/671224.html
Средняя школа №547 г. Москва. Личный фото-архив. Источник: https://cccp-foto.livejournal.com/671224.html

Во-вторых, такой подход к санитарному образованию был достаточно эффективным, так как наглядный пример использования гигиенических средств и демонстрация информации с помощью картин и моделей, помогали детям воспринимать информацию без особых усилий.

#образованиевроссии #образованиедетей #история #гигиенаребенка #медицина #медицинаиздоровье #общество

Материал подготовлен сотрудниками музея вместе со студенткой-историком НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Ириной Филиной.

СССР
2461 интересуется