Найти тему
HR ПРАКТИКА

Кейс про аудит объявления о найме: 9 замечаний от HR-ПРАКТИКА

Оглавление

Вводная для аудита объявления о найме

Химическое производство находится в небольшом городе, требуется сотрудник со специфическим опытом и специальным образованием, компания готова нанять соискателя, проживающего в другом регионе. Вакансия публикуется на Хедхантере, откликов крайне мало, необходимо разобраться в причинах неудачи при поиске специалиста.

Отсутствие откликов может не зависеть от качества объявления о найме, его причиной может быть дефицит на рынке труда специалистов, соответствующих требованиям нанимателя, но в этом кейсе анализ рынка труда описывать не буду - ограничусь аудитом объявления о найме.

Итак, вот как выглядело объявление о найме на hh.ru.

Ведущий инженер технологической лаборатории

з/п не указана

Требуемый опыт работы: более 6 лет

Полная занятость, полный день

Обязанности:

- руководство работами в лаборатории в области производства карбамидоформальдегидных и меламинокарбамидоформальдегидных смол. Ответственный исполнитель научно-исследовательских и обследовательских программ.

Требования:

- образование высшее по специальности "химия", "химическая технология неорганических веществ", "химическая технология органических веществ", "технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств";

- опыт работы не менее 5 лет в области производства и применения карбамидоформальдегидных и меламинокарбамидоформальдегидных смол;

- знания в области синтеза, требований к качеству в зависимости от области применения КФС, МКФС, метанола, формалина;

- методики измерения показателей качества вышеперечисленных веществ и сырья, полупродуктов для их получения;

- компьютерные навыки – продвинутый пользователь

Условия:

- оформление по ТК РФ;

- стабильная конкурентная заработная плата;

- социальный пакет

11 программ обучения специалистов по подбору персонала

Порядок проведения аудита

Текст объявления проверялся на наличие в нем явных и неявных недочетов, которые могут влиять на количество и качество откликов.

Части текста, к которым были замечания, нумеровалась и выделялись красным, в заключении по итогам аудита каждое замечание пояснялось, давались рекомендации по устранению выявленных недостатков.

Вот как выглядел текст после аудита.

1 - Ведущий инженер технологической лаборатории

2 - з/п не указана

3- Требуемый опыт работы: более 6 лет

Полная занятость, полный день

Обязанности:

- руководство работами в лаборатории в области производства карбамидоформальдегидных и меламинокарбамидоформальдегидных смол. Ответственный исполнитель научно-исследовательских и 4 - обследовательских программ.

Требования:

- образование высшее по специальности "химия", "химическая технология неорганических веществ", "химическая технология органических веществ", "технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств";

5 - опыт работы не менее 5 лет в области производства и применения карбамидоформальдегидных и меламинокарбамидоформальдегидных смол;

6 - знания в области синтеза, требований к качеству в зависимости от области применения КФС, МКФС, метанола, формалина;

7 - методики измерения показателей качества вышеперечисленных веществ и сырья, полупродуктов для их получения;

8 - компьютерные навыки – продвинутый пользователь

9 Условия:

- оформление по ТК РФ;

- стабильная конкурентная заработная плата;

- социальный пакет

Курс "Менеджер по подбору персонала - методы, технологии"

Заключение по итогам аудита

Замечание 1

Неудачно выбрано название вакансии. Как следует из текста объявления, предприятию нужен специалист-химик, но в названии вакансии ("ведущий инженер технологической лаборатории") слово "химия" отсутствует. Проверить, есть ли ошибка, несложно - в поисковую строку Хедхантера я ввел корень "хими" и просмотрел выдачу вакансий. Предположение подтвердилось - работодатели в большинстве случаев используют слова "химик" и "химический" в названии вакансий для специалистов такого профиля. На всякий случай я проверил, правы ли они, запросив выдачу резюме по корню "хими". Оказалось, соискатели с профильным опытом также упоминают слово "химия" в названии резюме. Логично предположить, что в первую очередь они ищут вакансии со словами "химик" или "химический" в названии.

Рекомендация: переформулировать название вакансии так, чтобы в нем было слова "химик" или "химический". Тогда объявление будет адресовано "целевой аудитории" - инженерам-химикам.

Подробно про выбор названия вакансии я уже писал в статьях:
Кейс про оценку стоимости «редкой» должности
Как составить лучшее объявление о найме
7 вредных советов от HR-ПРАКТИКА

Замечание 2

В объявлении не указан размер заработной платы. Кто-то не считает это ошибкой, но объявления с конкурентоспособной заработной платой собирают больше откликов, чем с формулировкой "з/п не указана". Конечно, любому работодателю хочется выгодно нанять работника, рассчитывая, что заявленные соискателем запросы окажутся ниже ожидаемых работодателем, но эффективности поиска отсутствие в объявлении размера заработной платы точно не способствует. Указание сумм "от", "до" или "от" и "до" не мешает торговаться с соискателем, а понимание того, каким должно быть оптимальное предложение, необходимо для ведения переговоров о найме.

Рекомендация: сделать анализ рынка труда, оценить "стоимость" должности, указать заработную плату в объявлении о найме.

Как оценивать "стоимость должности и соискателя на рынке труда, как вести переговоры о заработной плате читайте в статьях
Как оценить стоимость должности на рынке труда
10 способов решить, сколько платить сотруднику
Как сделать обзор заработных плат за 60 секунд
Зарплатный калькулятор от HR-ПРАКТИКА
Как договариваться о заработной плате — рекомендации для работодателей
Как рассчитывается рыночная стоимость соискателя или сотрудника

Замечание 3

Замечание несущественное, скорее всего соискатели на этот недочет вряд ли обратят внимание, но все-таки - зачем указывать "Требуемый опыт работы: более 6 лет". Работодатель уверен, что тем, чей опыт насчитывает пять или пять с половиной лет откликаться не стоит? И зачем требовать опыт более 6 лет в начале объявления, а потом 5 лет в середине?

Рекомендация: убрать требование к опыту работы в этом разделе.

О возможных последствиях ошибок в требованиях к соискателям можно прочитать в статьях
15 причин, по которым не откликаются соискатели
5 причин неадекватных требований к соискателям

Замечание 4

Возможно, прилагательное "обследовательский" является специфическим профессиональным термином, но в том языке, на котором мы разговариваем, такого слова нет. Любые ошибки в описании вакансии (опечатки, орфографические, речевые, смысловые и синтаксические) - быстрый и надежный способ испортить впечатление как о предприятии, так и об авторе объявления о найме, на рассмотрение к которому попадет отклик соискателя. Нелишним будет также сделать более осмысленным оба предложения, описывающие содержание работы - они не очень удачны как по смыслу, так и с точки зрения конструкции предложения и сочетания слов.

Рекомендация: проработать текст, исключить ошибки.

Самый последний материал, посвященный тому, как избежать таких ошибок - Как составить лучшее объявление о найме

Замечание 5

Даже если руководитель, которому требуется искомый специалист, заявил требование "опыт работы не менее 5 лет", он вряд ли сможет связно объяснить, почему опыт должен быть обязательно не менее 5 лет, а не 4 или не 4,5. Ничего, кроме необоснованного завышения требования к соискателям это словосочетание тексту объявления не дает. Если его убрать, на объявление откликнутся все соискатели с профильным образованием и опытом работы, а не только соискатели с опытом более 5 лет или те, кому хватило смелости проигнорировать заявленные работодателем требования к опыту работы.

Рекомендация: убрать из объявления фразу "опыт работы не менее 5 лет".

Курс "Специалист по подбору персонала"

Замечание 6

Количество строк в объявлении о найме не должно превышать 7-9 - в этом объявлении это правило соблюдается. Никто не запретит рекрутеру сочинить полстраницы зажигательного текста, но делать этого не стоит. Пользователи интернет-ресурсов, открывающие страницу с контентом, текст просматривают, а не читают, рассчитывать на то, что они будут искать самое важное в объемном тексте, не стоит. Каждая строка в объявлении о найме должна "работать" и быть информативной. Если слова и фразы можно убрать без потери смысла, и текст от этого только выиграет, нужно обязательно это сделать. В объявлении, которое мы рассматривали, строка со словами "в области применения КФС и МКФС" по смыслу на 80% повторяет предыдущую (отличие лишь в том, что длинные слова заменены аббревиатурами). Вопрос автору объявления - зачем нужно это предложение?

Рекомендация: проверить, несет ли выделенное предложение важную смысловую нагрузку, если нет - удалить его из текста.

Замечание 7

Строка раздела "Требования" содержит фразу "методики измерения показателей качества вышеперечисленных веществ и сырья, полупродуктов для их получения". Со смысловой точки зрения фраза сомнительна, с точки зрения важности и информативности - тоже. Да и нелогично - не может специалист-химик с профильным опытом и образованием не иметь технических навыков, о которых идет речь в этом предложении.

Рекомендации: удалить указанную фразу из текста объявления.

Замечание 8

Риторический вопрос - зачем здесь это требование? Для увеличения количества знаков в тексте?

Рекомендация: убрать фразу - "компьютерные навыки - продвинутый пользователь".

Замечание 9

Компания готова нанимать специалистов из других городов и регионов, но в разделе "Условия" не только не говорится о готовности создавать условия для работы тем, кто приедет работать на предприятие из другого региона, но нет даже упоминания о том, что работодатель готов рассматривать отклики соискателей из других городов. Вряд ли можно считать информативным и привлекательным предложение "оформления по ТК РФ", " стабильную конкурентную заработную плату" и "социальный пакет". В разделе "Условия" можно было бы написать одно-два предложения с привлекательной характеристикой работодателя (например, "Работодатель - крупная производственная компания - производитель ........), но эта возможность не использована.

Рекомендация: удалить неинформативные словосочетания из раздела "Условия", разместить в этом разделе краткую информацию о компании, указать на готовность рассматривать кандидатов на занятие вакантной должности из других городов, описать условия релокации, возможно, указать режим и место работы.

Можно еще раз проверить ваше объявление о найме, воспользовавшись рекомендациями из статьи 100 советов для рекрутеров

Онлайн-курс «Методы и технологии подбора персонала»

Резюме

Пример выбран типичный, похожие ошибки встречаются в тысячах объявлений о найме.

Избежать их несложно - нужно серьезно относиться к описанию вакансий. Объявление о найме - эффективный инструмент поиска, если каждое слово в нем выверено и адресовано "целевой аудитории".

Буду рад, если описанный в этой статье кейс поможет вам повысить привлекательность ваших вакансий и результативность подбора.

Всем успехов в подборе и интересных задач!

HR-ПРАКТИКА