Албания едва ли указана на туристической карте. В то время как в прибрежных городах есть своя доля роскошных курортов, и в то время, как множество отдыхающих устраивают вечеринки в таких городах, как Саранда, туристический сектор Албании ничто по сравнению с ее соседями.
Его посещают всего около 6,4 миллиона посетителей в год, по сравнению с Грецией и Хорватией, которые посещают 34 миллиона и 19 миллионов соответственно.
Тем не менее, до пандемии туризм в Албании подскочил на 8% с 2018 по 2019 год. С 2014 по 2019 год число туристов увеличилось на 67% - с 3,6 до 6,4 миллиона.
Это огромный рост за короткий период времени.
Мои путешествия по стране показали мне, что на стене ясно написано: Албания станет следующей Хорватией. Точно так же туризм определяет Хорватию, так же он определяет и Албанию.
Во-первых, туристическая сцена прочно обосновалась в Албании. Здесь много хостелов, и туристы часто говорят о нем как о месте, которое нужно обязательно посетить, потому что оно красивое и дешевое. (Путешественники любят дешевые направления.)
А массовый туризм всегда следует за туристами.
Хотя Албания по-прежнему остается «странным» местом для посещения для большинства не европейцев, COVID немного изменил это, особенно для американцев. Албания была одной из немногих стран, в которых была ограничена лишь кратковременная изоляция, поэтому, имея годовые визы, многие американцы стекались туда, чтобы работать удаленно во время пандемии.
Но по всей стране признаки указывают на то, что будущее туризма будет омрачено неустойчивостью. Во время разговоров с туроператорами, владельцами хостелов, журналистами и случайными людьми люди постоянно беспокоились о том, что албанское правительство не обладает дальновидностью и прозрачностью, чтобы справиться с тем, что, как они все понимали, грядет: взрывом туристов.
Во многом это связано с историей Албании. Это молодая демократия, которая все еще переживает коммунистические и посткоммунистические годы. 90-е и начало 2000-х были неспокойным временем, и коррупция все еще процветала. В Тиране реализуются огромные девелоперские проекты, которые явно служат прикрытием для отмывания денег - многие здания возводятся, и лишь в немногих из них есть люди.
Многие журналисты рассказали мне, что правительство по-прежнему мстит тем, кто высказывается, заставляя членов семьи терять работу (или, если вы иностранец, депортацией), что, конечно же, удерживает многих из них от высказывания.
На самом деле премьер-министров было только два; нынешний только что выиграл переизбрание по подозрительным причинам. Также никогда не было комиссии по установлению истины и примирению, и многие из тех, кто был частью старого режима, все еще находятся в правительстве сегодня.
Что касается плохого планирования, в Гирокастере в настоящее время также ведется строительство автомагистрали, по которой снесут часть старого города, а долины затопляются для подачи электричества без какой-либо экологической экспертизы.
Я обеспокоен крайне недофинансируемым советом по туризму (который даже не имеет устойчивого развития), всей коррупцией и неконтролируемым развитием.
В моих беседах с местными жителями, похоже, мало надежды на то, что нынешнее правительство сделает многое, чтобы остановить чрезмерный туризм. (Примечание: я попытался обратиться к Албанскому совету по туризму за цитатами и комментариями, но мои запросы остались без ответа.)
Просто нужно смотреть на Саранду как на пример слишком большого количества туристов и слишком слабой инфраструктуры, чтобы справиться с этим. Пляж — это сквозные отели и курорты, с шезлонгами от стены до стены; залив заполнен лодками; и дороги всегда забиты. Каждый сантиметр природы востребован для бизнеса. Это бесплатно для всех. (Как вы можете догадаться, мне не понравилось там время.)
Так что же делать путешественнику?
На самом деле очень много.
Хотя я знаю, что в какой-то мере проповедую здесь хору об устойчивом туризме, действия потребителей могут иметь огромное влияние на направление, в котором страна, которая только начинает осваивать свою основу, в туризме.
Как говорится, в середине забега лошадь поменять сложно. После того, как туристическая инфраструктура построена и вокруг нее построена экономика, трудно перейти на устойчивую модель. Слишком много корыстных интересов, которые сопротивляются переменам. Просто нужно увидеть, как трудно было измениться Дубровнику, Амстердаму, Таиланду, Исландии и бесчисленному множеству других мест.
Пандемия позволила всем этим местам перезагрузиться. Когда туризм закрылся, они могли открыться снова и начать с нуля. Многие направления использовали отсутствие туристов, чтобы разработать планы устойчивого развития и переосмыслить маркетинг своих направлений (еще неизвестно, изменится ли что-то на практике).
Теперь, когда мы снова входим в мир и путешествия снова набирают обороты, вы, путешественник, можете многое сделать, чтобы уменьшить влияние чрезмерного туризма. Что касается Албании, мы можем убедиться, что туризм развивается в правильном направлении.
Покровительствуйте операторам / отелям / хостелам, которые заботятся об окружающей среде (вы можете отправить им электронное письмо перед бронированием, если на их веб-сайте не так много информации). Избегайте экологически разрушительных туров. Делитесь отзывами с операторами и отелями, которые подталкивают их к большей экологичности. Избегайте пребывания на крупных курортах (они сильно влияют на окружающую среду).
Чем больше отзывов вы дадите, тем больше людей изменится. (В конце концов, стать «горячей точкой экотуризма» — это хороший маркетинг и означает еще большую прибыль для бизнеса.)
Потому что в Албании всегда копируют успех. У албанцев есть менталитет: «Если уже работает, давайте сделаем еще больше». Например, в Гирокастере четыре общежития. Трое копировали оригинал Stone City по дизайну и предложениям.
Так что используйте это для более устойчивого будущего. Покажите албанцам, что вы хотите «хорошего туризма», выполнив перечисленные выше действия.
Более того, вот несколько компаний и организаций, которые поддерживают «хороший туризм» в Албании:
- Защита и сохранение окружающей среды в Албании (НПО)
- Ecotour Albania (туристическая компания)
Свяжитесь с ними, прежде чем отправиться за информацией и списком ресурсов, которые помогут вам принять устойчивые и экологически безопасные туристические решения.