Автор
Предлагаем ознакомиться с фрагментом книги доктора психологических наук, профессора Елены Евгеньевны Сапоговой «Консультативная психология: задачи». Это учебное пособие является второй из трех частей авторского практикума по консультативной психологии. Здесь содержатся неформализованные практические задачи с открытым ответом, моделирующие разные аспекты консультативной практики и позволяющие актуализировать сформированные знания, компетенции и начальные профессиональные навыки.
По итогам 2020 года решением Экспертного совета Е.Е. Сапогова была признана лауреатом Национального конкурса «Золотая Психея»: учебное пособие «Консультативная психология: Практикум» вышло в финал номинации «Книга года по психологии».
Приглашаем поразмышлять над задачами раздела книги «Консультативная психология: задачи», посвященного профессионализму консультанта.
2.11. Прокомментируйте приведенные высказывания. С какими вы согласны, с какими — нет? Ответы аргументируйте.
- Психологическое консультирование — это разновидность коммуникации.
- «... даже самое объективное исследование не сможет открыть нам истинного субъекта, его внутренний мир: овладеть внутренним человеком, увидеть и понять его нельзя, делая его объектом безучастного нейтрального анализа, нельзя овладеть им и путем слияния с ним, вчувствования в него. Нет, к нему можно подойти и его можно раскрыть — точнее, заставить его самого раскрыться — лишь путем общения с ним, диалогически» (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 338).
- Беседу с клиентом всегда должно сопровождать объективное психодиагностическое обследование.
- В психологическом консультировании один человек по отношению к другому выступает как наставник.
- Слушая клиента, консультант никогда не сможет преодолеть собственный субъективизм в восприятии.
- Консультант по отношению к клиенту выступает как экзистенция по отношению к другой экзистенции.
- Консультант выступает как толкователь и даже как создатель внутренней семантики другого человека.
- Сознание консультанта легко уподобляется любому другому сознанию, моделирует его характерные особенности.
2.13. Определите, в каких случаях консультанту даны обязательные, желательные и совершенно неверные рекомендации.
- На момент взаимодействия с клиентом консультант не должен быть носителем внутренних неразрешимых противоречий.
- Консультант должен быть всегда деловит, опитимистичен, позитивно настроен.
- На сессии консультант может транслировать клиентам свои эмоциональные переживания.
- Консультант не должен отягощать клиента своими проблемами.
- Консультант должен гарантировать клиенту свою помощь и поддержку.
- Уже на первой сессии консультанту стоит пообещать клиенту, что его проблема обязательно будет решена.
- Консультант не имеет права навязывать клиенту свои смыслы.
- Собственная личность консультанта обязательно должна быть психологически «проработана».
- Консультанту стоит регулярно проходить супервизию.
- Консультант при необходимости может обращаться к коллегам в решении собственных психологических проблем.
- При необходимости консультант может воспользоваться проблемой клиента, чтобы справиться с собственными личностными и адаптационными трудностями.
- В консультировании небесполезным оказывается использование «образцов», подражание другим консультантам при решении ими сходных проблем.
- В процессе работы консультант обязан говорить клиенту всю «правду» о нем, ничего не утаивая.
- Консультанту стоит давать однозначные оценки личности клиента и его жизненному опыту.
- Консультант должен стараться по необходимости «исправить» личность клиента, воспитывать его.
- Консультанту разрешено давать прямые советы и рекомендации клиентам.
- Консультант должен стремиться к тому, чтобы клиент осознал собственную ответственность за все, что с ним происходит.
- Серьезные эмоциональные расстройства, вызванные незалеченными душевными травмами, могут стать препятствием к эффективному консультированию.
- Консультант обязан работать с любым клиентом, какой пришел на встречу.
- Консультант должен осознавать, что в консультативной практике есть неразрешимые проблемы.
ВЕБИНАР: Психологическое консультирование взрослых: экзистенциальные аспекты
2.14. Проанализируйте приведенные цитаты по отношению к консультантам и попытайтесь определить их внутреннюю теоретико-методологическую позицию. Ответ аргументируйте.
- «Мир, говорил я ему, позволяет тебе делать что хочешь, если ты способен ужиться с последствиями своих поступков» (Р. Форд).
- «Я всегда верил, что слова способны улучшить почти все на свете и что все на свете заслуживает улучшения» (Р. Форд).
- «Невыразимое теряет свою ценность, когда его выражают и сообщают другому» (Э. Юнгер).
- «Жизнь — это путешествие, а не пункт назначения» (буддийская поговорка).
- «Даже чтобы умереть, нужно сделать некое жизненное движение» (А. Коэн).
- «Люди рождаются неравными, они разные по характеру, жизнеспособности, по складу ума; и никакие равные возможности этого не возместят... Легковерные, поверхностные, беспомощные, откуда им получить равные возможности с теми, у кого есть характер, ум, трудолюбие, сила?» (С. Моэм).
- «Сегодня люди любят поиграть в свои разные личности, им все вокруг кажется мыльной оперой» (Дж. Ассанж).
- «Прошлое — это тень, отбрасываемая будущим» (Л.Г. Ионин).
- «Человек только на первый взгляд — кузнец своего счастья, а на самом деле не столько кует, сколько сам пребывает под молотом причинности на наковальне следствий» (Е. Торчинов).
- «Никто не может заставить вас чувствовать себя униженным без вашего согласия» (Э. Рузвельт).
2.15. Согласны ли вы с автором приведенного текста? Что, по-вашему, может скорее произойти в дальнейшем: слияние или размежевание обеих сфер профессиональной психологической деятельности? Ответ аргументируйте.
«Как консультанты, так и психотерапевты используют одни и те же теоретические модели и подчеркивают, что необходимо ценить клиента как личность, выслушивать его сочувственно, воспринимать сказанное и поощрять стремление клиента помогать самому себе и отвечать за свои поступки. К. Роджерс полагает, что консультирование, консультативные беседы, «учитывая их целительный эффект, могут квалифицироваться как психотерапия». И фактически на протяжении всей своей деятельности использует эти термины как взаимозаменяемые и равнозначные на том основании, что они могут быть отнесены «к одному и тому же основному методу, а именно серии прямых контактов с индивидом, направленных на то, чтобы помочь ему изменить свои психические установки и поведение... Несмотря на то, что, может быть, и существуют какие-либо причины для такой дифференциации, ясно, что интенсивное и успешное консультирование ничем не отличается от интенсивной и успешной психотерапии». Рассмотрение консультирования как процесса психотерапии вытекает из самой истории формирования психологического консультирования» (Пахомов В.П. Из истории консультирования. http://oppl-tomsk.narod.ru/istoriya_konsultirovaniya.html (дата обращения: 20.04.2019)).
Сапогова Елена Евгеньевна
профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет
Москва
Материалы по теме
Игропрактика: как подготовиться к проведению игр?
12.03.2021
Как пережить психологический кризис. Начало декомпрессии
20.01.2021
Как преодолеть возрастной кризис?
30.01.2020
Зачем ребёнку вести дневник?
29.01.2020
Решение проблем клиента начинается с исследования
28.02.2019
12-й Саммит психологов: о человечности в цифровую эпоху
07.06.2018
Спортивный психолог - победитель, способный любить
15.02.2018
Эмоциональность - сила или слабость? Как найти силы, чтобы справиться с трудностями?
21.09.2016
10-й Саммит психологов: ключевая роль помогающего специалиста в эпоху перемен
09.06.2016
Открытые мероприятия 10-го Саммита психологов
24.05.2016
Итоги IX Санкт-Петербургского саммита психологов
03.06.2015
Женщина в мужском мире. Территория женственности
18.03.2015