Споры не утихают. Одни считают Пименова прекрасным живописцем, другие — типичным советским художником. Автор картин «Даешь индустриализацию!», «Работницы Уралмаша», «Новая Москва» и т. п. стал народным художником СССР, лауреатом Ленинской и дважды лауреатом Сталинской премий, был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Напрашивается вывод: Пименов был конъюнктурщиком, и государство его щедро отблагодарило. Но есть в биографии Юрия Пименова факты, которые расшатывают эту конструкцию.
Юрий Пименов родился в 1903 году в Москве. Его отец был помощником присяжного поверенного, а мать происходила из купеческого рода. В 1920-м Юрий Пименов поступил во ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские. В 1925-м группа выпускников Вхутемаса основала ОСТ — Общество художников-станковистов. Картины Пименова в этот период — яркие и динамичные, их отличает графичность и четкость композиции. Многие работы Пименова подвергались острой критике, их называли чересчур плакатными.
В 1934 году на Первом съезде советских писателей единственно верным методом для всей советской культуры был признан социалистический реализм.
Пименов заболел. Но проблемы были не только со здоровьем. Пименов часами ходил по Москве или уезжал за город. В результате он отказывается от индустриальной и спортивной тематики и обращается к теме города и человека — к обычной жизни, а не трудовым подвигам. Но главное — он коренным образом меняет стиль. Из его полотен уходят плакатность и экспрессия, взамен появляются нежные прозрачные краски и мелкие мазки в духе импрессионистов. Юрий Пименов не просто изменил манеру письма — он уничтожил многие ранние работы. Причем даже те картины, которые уже находились в музеях. Художнику удалось забрать их из музейных собраний после обещания предоставить взамен новые работы. В итоге многие значимые произведения Пименова 1920-х сохранились лишь на фотографиях.
В 1937-м Юрий Пименов написал картину «Новая Москва». Это полотно прославило художника, четко определило и его живописную манеру, и тему.
Юрий Пименов много и более чем успешно работал в театре и кинематографе. Также Юрий Пименов работал в кино — к примеру, делал декорации для «Кубанских казаков», участвовал в создании фильма «Красное и черное». Но главное — Пименов стал мастером рекламного киноплаката.
В конце 1930-х критика воздавала должное великим французским мастерам прошлого, но неоимпрессионистов не жаловала. Ну, а после 1946 года, когда в СССР развернулась кампания борьбы с преклонением перед Западом, импрессионизм однозначно оценивали как реакционное течение в буржуазном искусстве. Тем не менее, Юрий Пименов остался верен себе. Он продолжал писать любимую Москву — уже не пафосные «сталинки», а новостройки на окраинах.
Он писал не «социалистическое строительство», а новые дома, которым не приходилось дрожать от бомбежек, в которых не будет тесноты коммуналок. Он любовался молодыми и красивыми людьми, видел их счастье и любовь. И можно сегодня, из другой эпохи, не соглашаться с оптимизмом Пименова и вменять ему в вину то, что за цикл работ «Новые кварталы» он получил Ленинскую премию. А можно просто разделить с ним радость от нового дня, летнего дождя и от тарелки с малиной на столе. И в сотый раз убедиться в справедливости выражения: красота — в глазах смотрящего.