Найти тему

1982 год. Север. ЗИЛ ММЗ–555 самосвал и бортовой ЗИЛ–157

mini-koleso.ru. Фото с Яндекса. ММЗ-555.
mini-koleso.ru. Фото с Яндекса. ММЗ-555.

На крайнем Севере мне выпала честь поработать на ЗИЛ ММЗ–555. Использовалась эта машина в карьере обслуживанием бригады электриков обслуживающих всю энергосистему карьера. В кузове лежали провода, когти для подъёма на опору, паяльная лампа и запас сырой резины. Задача ММЗ доставить электриков к месту работы, кабина позволяла перевозить двух пассажиров. Работала машина круглосуточно, в экипаже было четверо водителей. Водители в основном ветераны Севера. До этого отработавшие своё на МАЗ–525 и БелАЗ. За машиной следили, вовремя проводили ТО и другие мелкие регулировки. На ТО я не присутствовал. Когда ММЗ становился на ППР (плановый профилактический ремонт) обслуживание электриков карьера с нас ни кто не снимал давали резервный автомобиль, обычно это был ЗИЛ–157 с тремя ведущими мостами. Без гидроусилителя. Ветераны на нём ехать не хотели, чаще всего приходилось отдуваться мне. Моя задача состояла в том, чтобы закрыть смену и вернуться в гараж. Основные работы рудника были в карьере Сытыканский. В карьере Айхал был всего один экскаватор ЭКГ–4,5 и бурильный станок, они работали на хвостах обогатительной фабрики. Хвосты (отходы после обогащения алмазосодержащей руды). Работы было немного. ЭКГ грузил хвосты в Белазы, которые везли массу на обогатительную фабрику для вторичной переработки.

auto.ru. Фото с Яндекса. ЗИЛ–157.
auto.ru. Фото с Яндекса. ЗИЛ–157.

После уютного и лёгкого в управлении ММЗ, ЗИЛ–157 был более серьёзной машиной. Тем более, что на нём приходилось, совершать частое маневрирование в виде разворотов, в ходу были в основном третья и четвертая передача, пятую не включал вообще. Дороги не позволяли. Старался лишнего не ехать, машинист экскаватора попросил довести его после обеда до места работы, предложил отнести его на руках. После долго над этой шуткой смеялись. Когда после ремонта выходил на линию ЗИЛ ММЗ–555 ехал на нём как на легковой машине. Однажды даже прокатился по технологической дороге к карьеру Сытыканский. ММЗ–555 легко катил по якутскому асфальту, в кузове лежали комплект зубьев для ковша экскаватора ЭКГ–8. Прибыл в карьер преодолев 30 км пути, собрался просто выгрузить зубья путём подъёма кузова. Но меня вовремя остановили. Один раз уже пробовали такой способ, так зубья сошли в месте с кузовом. Пришлось ждать автокран. Сам не видел, но поверил. Уж больно тяжелые эти детали. Машину разгрузили краном на базе автомобиля КрАЗ. ЗИЛ ММЗ–555 хорошая машина даже в условиях крайнего Севера. Эта машина сыграла огромную роль в жизни моей семьи. Она помогла мне построить собственный балок (Деревянный дом поднятый над землёй)

Личное фото. Дорога.
Личное фото. Дорога.

Дорога в никуда. Но мы пойдём другим путём. Ставьте лайки! Подписывайтесь!