Сентябрь – месяц сериального цунами. Помимо десятков уже полюбившихся шоу, продолжающихся новыми сезонами, на публику обрушивается шквал новинок, в которых легко потеряться, особенно если вы тратите время на дешевые подборки "Список новых сериалов", кочующие с сайта на сайт и с канала на канал. Чтобы не пропустить что-то действительно важное, стоит в это непростое время обращаться к специалистам. Ну, или хотя бы к тем, чье мнение вызывает хоть какое-то доверие. Если среди читателей этой статьи есть кто-то, кто считает интересной мою позицию, то я горячо рекомендую новое мистическое детективное шоу "Утраченный символ". Но прежде чем вы приступите к просмотру весьма многообещающего пилотного эпизода, нужно рассказать – почему эта экранизация выпала из обоймы других адаптаций романов Дэна Брауна.
Роман "Утраченный символ" действительно входит в линейку книг писателя Дэна Брауна о профессоре Роберте Лэнгдоне, специалисте по символам, учениям, культам и религиям, к экспертному мнению которого обращаются полиция, правительства и секретные службы разных стран. Литературная серия сегодня насчитывает пять произведений: "Ангелы и демоны", "Код Да Винчи", "Утраченный символ", "Инферно" и "Происхождение". Любители детективов легко вспомнят, что по этим книгам вышло три фильма, в которых роль Лэнгдона исполнил Том Хэнкс. Все три экранизации можно считать вполне успешными, но почему же вместо того, чтобы снять очередной полнометражный блокбастер с любимым миллионами актером, "Символ" переехал на ТВ? И сильно ли от этого потерял сюжет? У Киноведа в штатском есть ответы.
Чтобы понять логику, нужно взглянуть на то, как двигался процесс переноса приключений Лэнгдона на экраны. Режиссер Рон Ховард и продюсер и актер Том Хэнкс достаточно долго и внимательно присматривались к противоречивым книгам Брауна - многие их считают вульгарными, антинаучными, вызывающе невежественными. Но есть в этих романах и существенные плюсы - детективная линия в них разворачивается стремительно и крайне захватывающе, автор лихо "скачет" по символам массовой культуры и известным даже самым недалеким читателям историческим событиям. Кроме того, писатель активно педалирует столь любимые конспирологами темы тайных сообществ и загадочных культов.
В качестве стартовой площадки Хэнкс и Ховард выбрали наиболее заметный - второй по счету - роман "Код Да Винчи". Книга в 2003 году стала мировым бестселлером, отсюда понятен взрывной интерес к экранизации - фильм 2006 года при бюджете 125 миллионов долларов собрал в мировом прокате более 750 миллионов. Интересны здесь, впрочем, даже не сухие цифры, а реакция на картину - премьера прошла в Каннах, и там фильм был освистан критиками, затем лента вышла в широкий прокат и... столкнулась с массовыми акциями протестов. Ленту назвали богохульной и порочащей Священное писание. Для студии Columbia Pictures это означало только одно - перед ними "золотая жила".
Железо планировалось ковать пока горячо. В производство тут же была запущена экранизация первого по счету романа Брауна "Ангелы и демоны", но студия столкнулась с непредвиденной проблемой - в Голливуде началась так называемая забастовка сценаристов, и работа над фильмом вынужденно затянулась. Странная коллизия сложилась и с режиссерским назначением - фильм хотел поставить Клинт Иствуд, но контракт Рона Ховарда с Коламбией позволял ему "перехватить" проект. Так к работе вернулся проверенный тандем Хэнкс-Ховард - фильм вышел в 2009-м, собрал заметно меньше ("всего" 490 миллионов), но снова добился коммерческого успеха.
Тут бы взяться за третью книгу, но Хэнкса и Ховарда сюжет "Утраченного символа" заставил призадуматься. Нет, дело вовсе не в содержании романа, не в том, что он задевает чьи-то глубинные интересы или порочит чью-то веру - после потомков Христа и восстания Иллюминатов в Ватикане задумываться об "оскорблении чувств верующих" поздновато. Проблемой стало то, что авторы двух первых картин посчитали историю, стоящую в центре третьего романа, вторичной. Да, на этот раз Браун обратился к масонству, да, теперь у него ведутся поиски пути возвыситься над человеческим и приблизиться к богу, но проделывалось это в книге ровно теми же методами, что в "Коде" и "Ангелах". Так был ли смысл повторяться с учетом того, что зрители явно желают чего-то нового?
В одном из своих интервью Том Хэнкс рассказал, что работа нед "Утраченным символом" велась, но очень скоро и он, и Ховард пришли к выводу, что топчутся на месте и повторяют то, что уже было рассказано в первых двух лентах - исследование масонства в «Символе» перекликалось с теоретическими дилеммами, затронутыми в « Ангелах и демонах», а тайная организация являлась отражением Приората Сиона и Рыцарей-тамплиеров из "Кодекса да Винчи". Повертев книгу так и эдак, актер и режиссер приняли решение отказаться от экранизации и подождать четвертый роман.
"Инферно" - четвертая книга "лэнгдонианы" - действительно оказалась сильно отличающейся от предыдущих романов, поэтому Ховард с радостью ухватился за возможность снова окунуться в явно полюбившийся ему мир тайных символов. К сожалению, изящество литературного первоисточника, опиравшегося на "Ад" Данте Алигьери и угрозу мировой пандемии, запущенной безумным ученым-трансгуманистом, в киноформате зрителей не особенно впечатлило. В мировом прокате фильм собрал уже всего 220 миллионов долларов, был разгромлен критиками и вошел в пятерку худших картин в карьере Тома Хэнкса, которому публика, кажется, готова простить любую глупость в кадре.
Понятно, что после этого самоубийством было бы как возвращаться к "пропущенному" "Утраченному символу", так и дожидаться новую пятую книгу - студия Sony уже не горела желанием вкладываться в Лэнгдона-Хэнкса. Зато вполне могла сработать мягкая перезагрузка - за это и ухватился Рон Ховард, взявшийся за телеадаптацию романа силами своей кинокомпании Imagine Entertainment для видеосервиса Peacock, входящего в конгломерат студии Universal. В новом проекте Ховард выступил продюсером, на этот же пост был приглашен и сам Дэн Браун. Команда у нового проекта сложилась достаточно уверенная.
Так что же ждать от нового сериала? Прежде всего, из третьего романа сделали своеобразный приквел "Кода", "Ангелов" и "Инферно". Это лишь на первый взгляд выглядит спорно - молодой Лэнгдон дает возможность авторам шоу рассказать о персонаже чуть больше, чем это было сделано раньше, а значит, у молодого актера Эшли Цукермана появится возможность потягаться с Хэнксом не только в харизме, но и в драматических скиллах. Далее - успех нового шоу может повлечь переосмысление других произведений Брауна, и речь не только о последней по счету книге, которая еще не была адаптирована для зрителей. Почему бы заново не пройти квест с Кодом Да Винчи, особенно, если придумать первоисточнику другую концовку. Полагаю при определенной фантазии, тропинками Дэна Брауна можно двигаться в любом направлении.
Я, разумеется, уже посмотрел первую серию "Утраченного символа". И остался вполне доволен. Мне понравился Цукерман, он еще в "Улице страха" обратил на себя внимание. Я не мог не порадоваться возвращению Валери Карри, памятной многим по "Последователям" и новой "Ведьме из Блэр". Но главное - меня увлек сюжет. Книгу я читал достаточно давно, помню лишь татуированного злодея и какой-то лабиринт-теплицу, поэтому с интересом посмотрю сериал, когда выйдет достаточно серий для запойного поглощения (мне так удобнее). это правда смотрится любопытнее любого нового возвращения к образу профессора Тома Хэнкса. При всем уважении.
Не исключаю, что в итоге мое мнение об "Утраченном символе" изменится в худшую сторону. Может быть, последующие эпизоды меня разочаруют. Возможно, это окажется плохой затеей, обреченной с самого начала. Но давайте дадим новому поколению шанс. Пусть даже чисто символический. И потом непременно обсудим увиденное.
Напишите в комментариях свое мнение о пилоте - мне интересно, каким новый Лэнгдон показался вам. А Киновед в штатском приступит пока к сочинению новых текстов, тем накопилось много. От вас требуется время от времени заглядывать на канал, читать, смотреть, не болеть, беречь близких, всегда искать скрытые смыслы, и...
Увидимся в кино!
#кино #сериал #утраченный символ #код да винчи #том хэнкс