Найти в Дзене
Франсуаза

Тайны парижской оперы

Сегодня я гуляю по зданию парижской оперы, рассматриваю скульптуры и картины, прикасаюсь к холодному мрамору, восхищаюсь мастерством художников.

Начало истории здесь:

Один из самых знаменитых театров.Как удалось сэкономить на строительстве

Людей здесь много всегда, у парижских школьников экскурсия в оперу входит в обязательную программу. А то, что обязательно, не всегда может быть для всех интересно.

Детская экскурсия в оперу. Фото автора
Детская экскурсия в оперу. Фото автора

Есть в здании небольшая библиотека-музей, эти помещения предназначались как апартаменты для Наполеона, так как он был большим любителем оперы и проводил достаточно времени в театре. А сейчас все желающие могут там полюбоваться образами знаменитых танцовщиц.

Фото автора.
Фото автора.

Можно так же увидеть, как выглядел знаменитый потолок Гранд Опера в первое время после его открытия.

Макет потолка, который существовал в 1872 году. Фото автора
Макет потолка, который существовал в 1872 году. Фото автора

Эта красота существовала до 1964 года, а потом мэрия Парижа нашла причины здание модернизировать немного. Был сделан другой навесной потолок, который разрисовал модный в то время художник, Марк Шагал.

Французы возмущались конечно, они считали это "надругательством над классикой". Но власти объясняли это тем - что творчество современного художника привлечет в оперу молодежь. Удалось привлечь молодежь или нет, история умалчивает, но потолок и по сей день выглядит так:

Потолок расписанный Марком Шагалом. Фото автора.
Потолок расписанный Марком Шагалом. Фото автора.

Я смотрю на картины и размышляю о жизни танцовщиц в 19м веке. Сейчас кажется странным, но труд танцовщиц не особо высоко оценивался раньше. Считалось, что бы петь - нужен голос, особый талант. А танцам - может любой научиться. Даже примы балерины, танцующие первые партии, не объявлялись по имени и фамилии, а только по псевдонимам, или укороченному имени.

Подпись:  "Гризи. Танцовщица"  Фото автора.
Подпись: "Гризи. Танцовщица" Фото автора.

Самая знаменитая французская танцовщица Парижской Гранд Опера это Гризи. Бюст другой красавицы рядом - Ливри и может быть по этому, скульптура по соседству, тоже скромно подписана одним словом: "Мольер".

Танцовщица Ливри.  Фото автора
Танцовщица Ливри. Фото автора

Да, балеринам платили небольшое жалование, но среди богатых господ была мода – они заводили романы, или просто спонсировали танцовщиц. В высших кругах было модно иметь на содержании красавицу балерину. В здании оперы было специальное отведенное помещение: богато обставленный салон, где именитые гости могли познакомиться с танцовщицами, и потом общаться со своими пассиями.

Посещение оперы строго регламентировалось по классам: богатые арендовали ложи, на 4-6 человек, а кто победнее – могли размещаться в партере. На верхних этажах прогуливалась богатая публика, а все остальные оставались внизу.

Балконы и галереи для прогулок в антракте. Фото автора.
Балконы и галереи для прогулок в антракте. Фото автора.

Ложи арендовались на целый сезон, закрывались на ключ, там кроме кресел находилась небольшая гардеробная с кушеткой. При желании можно было закрыть штору и никто из зала не вдел, что происходило в ложе. Все это убранство сохранилось кстати, и по сегодняшний день, как и обычаи арендовать ложи. Не все ложи арендуются, конечно на сезон, если есть желание - можно купить билет и посмотреть спектакль, ощущая себя парижским бомондом.

Конечно я заглянула в знаменитую ложу номер пять, которая считается ложей призрака оперы. Она закрыта и никто никогда в нее не входит, чтобы не навлечь несчастий. Директора в опере меняются, но каждый подписывает контракт в котором есть пункт: не сдавать в аренду ложу под номером 5.

Ложа призрака оперы. Фото автора.
Ложа призрака оперы. Фото автора.

Существует ли призрак на самом деле, или это придуманная история, никто не знает, про парижскую оперу ходит немало мистических рассказов. Говорят, что под зданием оперы есть 9 подземных этажей, и даже директора точно не знают, что там находится.

А еще, под зданием оперы протекает подземная река и говорят, что из-за этого звук не такой какой нужно бы, для оперного зала. Поэтому в Гранд Опера, которая официально называется Опера Гарнье, проводятся большей частью балетные спектакли а оперные – в зале оперы Бастилия. Но раз в месяц все равно, какой-нибудь оперный спектакль обязателен в театре Гарнье, чтобы порадовать постоянных посетителей.

Про парижскую оперу можно рассказывать долго, это живая легенда, про нее существует немало книг и фильмов. Но как говориться, лучше один раз увидеть чем сто раз услышать. Будете в Париже – зайдите посмотреть, впечатления гарантированы. Вход днем с задней стороны, там где раньше заезжали кареты. Стоимость билета - как в музей.

Вход в оперу днем. Фото автора
Вход в оперу днем. Фото автора

Но могу сказать точно, одного визита будет недостаточно, захочется еще и еще приходить в это волшебное место. Я надеюсь, в следующий раз прийти уже в качестве зрителя , даже если и не хватит денег на ложу – хотя бы в партер, усесться в уютное кресло красного бархата и почувствовать себя настоящей парижанкой..

Зал в Гранд Опера. Фото автора.
Зал в Гранд Опера. Фото автора.

Спасибо, что читаете мой канал, я буду также благодарна за лайк или подписку

С любовью, Франсуаза