Найти тему

Чума 21-го века. Последний контракт

Это послание я адресую в первую очередь моим непосредственным потомкам – двум дочерям, как-то внезапно повзрослевшим за годы моего отсутствия дома и вдруг недавно проявившим интерес к моей работе в море. Возможно, к этому их подтолкнул недавно случившийся со мной инфаркт, заставивший вспомнить о скоротечности человеческой жизни. А что они расскажут обо мне внукам?

На данный момент у меня имеются две внучки – Вера и Ксюша, - и младший внук Никита. На пополнение семейства я не рассчитываю, дай бог этих вырастить в наше непростое время. Поэтому решил опубликовать свое творчество в интернете, чтоб расширить аудиторию читателей и слушателей (которым родители будут читать перед сном вместо колыбельной).

Начать решил с неотложной глобальной проблемы, грозящей гибелью человечества. Всех читателей, неравнодушных к судьбе своих детей и внуков, прошу распространить содержание этой публикации среди знакомых, а также откликнуться с предложениями способов как-то изменить к лучшему столь критическую ситуацию. Жду дополнительных вопросов, если какие-то аспекты проблемы освещены недостаточно полно.

Важное предупреждение: Все описываемые события происходили на самом деле, возможно, лишь слегка интерпретированы в результате субъективного восприятия автора. Все действующие лица, имена собственные и географические названия вымышленные или изменены согласно закона о защите персональных данных. Любые совпадения с реальными людьми, именами физических и юридических лиц, названиями городов и весей, портов и стран, морей и океанов случайны.

* * *

СПИД, названный чумой 20-го века, хотя и продолжает неумолимо сокращать численность народонаселения нашей планеты, постепенно стал довольно обыденной болезнью, с которой человечество уже научилось бороться и уживаться. Поэтому планета, над природой которой человек безжалостно надругался в угоду своим непомерным аппетитам, в 2020-м приготовило ему новый сюрприз.

Первые неприятности мне показались не слишком страшными, чтоб придавать им большое значение.

В китайской провинции Ухань был обнаружен вирус, названный учеными Ковид-19, быстро распространявшийся по планете. Впрочем общая смертность из числа заразившихся не превышала процент умиравших при ежегодных обострениях сезонного гриппа, новые мутации которого делали сомнительными прививки от прошлогодних штаммов.

Однако для борьбы с этой новой инфекцией, объявленной Всемирной Организацией Здравоохранения пандемией в связи с глобальным масштабом явления, правительства многих стран приняли беспрецедентные меры безопасности, нарушившие весь привычный ритм жизни всех стран и народов. С начала марта были закрыты границы многих государств, отменено международное сообщение, ограничены или полностью закрыты образовательные и другие государственные учреждения, кафе и рестораны, театры и стадионы и прочие места возможного скопления большого количества людей. В Японии отменили летние Олимпийские Игры 2020. Кроме того, население было обязано носить маски и перчатки при посещении магазинов, а также при пользовании общественным транспортом. В целом, людей призывали не покидать своих домов и квартир без острой необходимости, придумав термин «самоизоляция», чтоб не платить им компенсации за то, что они лишены возможности зарабатывать себе на жизнь. В некоторых городах и странах вообще был введен комендантский час.

Я надеялся, что все эти трудности не продлятся слишком долго. После недавнего списания с судна в январе мне предстояло продлить диплом капитана и сопутствующие морские сертификаты, чтобы продолжить работу капитаном после отпуска. Из-за закрытых учреждений я не мог закончить все необходимые курсы, частично пройденные в феврале, и получить новые документы. Само собой разумелось, что со старыми документами меня никто не примет на работу. Хотя российское и некоторые другие национальные правительства приняли постановления об автоматическом продлении сроков действия различных сертификатов в пределах юрисдикции своих стран, меня это не спасало. В международных судоходных компаниях свои правила, они требуют, чтобы все документы нанимаемых на работу моряков были с запасом срока действия на случай непредвиденных задержек с заменой по окончании контрактов.

Угроза заразиться меня не слишком беспокоила, так как я живу в деревне, куда заморскому вирусу шансов попасть практически никаких не было.

Ограничения первоначально объявлялись на неделю – другую, но потом, в последний день ожидаемой отмены, продлевались снова и снова. Через месяц я начал переживать, что проблема становится нешуточной. Подходил уже срок следующего моего контракта, а я всё не мог поменять документы, так как соответствующие учреждения были еще закрыты. Тем временем денежки, заработанные на предыдущем контракте и хранящиеся на текущих счетах в банке, имели свойство быстро заканчиваться. Кушать-то хочется каждый день, да еще надо помогать детям, также попавшим в непростую ситуацию.

Вскоре я узнал на информационном сайте компании, где я трудился последние пять лет, что на моё место уже назначили другого капитана; по информации моего сменщика, капитана из Одессы, компания посылает хорвата с другого однотипного судна, чем одессит был не слишком доволен, так как подменяя друг друга все эти годы с постройки судна, мы привыкли передавать друг другу все дела в идеальном порядке. Правда, меня запланировали на то судно, где раньше работал хорват, на более поздний период, но и туда я мог не попасть, если получение новых документов слишком затянется.

Наконец, в июне, по слухам, с перепроверкой по перегретым телефонным линиям, выяснилось, что некоторые учреждения начинают работать, хотя и с многочисленными ограничениями, по предварительным записям, уже переполненным на месяц вперед, и через агентурные связи, с дополнительными расходами за срочность, мне удалось попасть в списки первоочередных кандидатов на получение новых документов в Астрахани. Правдами и неправдами преодолев сложности с проездом туда и установленными требованиями двухнедельного карантина после переезда между населенными пунктами, в конце концов я стал счастливым обладателем нового диплома, который меня несколько разочаровал своим внешним видом.

Обыкновенный листок плотной бумаги формата А4 с водяными знаками, заполненный текстом на русском и английском языках с обеих сторон с моей фотографией, заверенный печатью капитана порта, от имени Российской Федерации удостоверял мои способности выполнять обязанности капитана морского судна без каких-либо ограничений по тоннажу и типу судов, за исключением рыболовных. При желании я и сам мог бы напечатать дома такую бумажку - с той разницей лишь, что официальный номер диплома был внесен в реестр официальных документов на случай запроса местных портовых властей какой-либо страны захода судна.

Стоит заметить, что диплом старого образца представлял из себя небольшую книжицу в красивом черном , тисненным золотом, твердом переплете и выглядел куда солиднее той бумаженции, которая его заменила теперь. Не говоря уже о том, что и фотография в старом дипломе была посимпатичней – значительно моложе.

Вот такая бумажка вместо солидной книжицы, зачем-то с указанием линии сгиба, хотя на обороте тоже текст, а не обложка.
Вот такая бумажка вместо солидной книжицы, зачем-то с указанием линии сгиба, хотя на обороте тоже текст, а не обложка.

О получении нового диплома я незамедлительно поставил в известность свою круинговую компанию, приложив отсканированную копию.

Далее потянулись дни и недели томительного ожидания, когда компания сумеет организовать смену капитанов и других членов экипажа с просроченными контрактами из-за множества препятствий, связанных с Ковидом-19. Пока же мне было предписано вести журнал записи температуры тела два раза в сутки по форме компании и избегать всяких возможностей заражения Ковидом-19, что должно было подтверждено отрицательным ПЦР тестом перед предстоящим вылетом на судно.

Наконец, в середине августа я узнал, что моя посадка на судно К. планируется в ближайшее время во Владивостоке, чему несказанно обрадовался.

Дело в том, что с этим городом связаны 15 лет моей жизни после окончания учебы в морском училище и начало морской карьеры. Более того, судно было арендовано Дальневосточным морским пароходством (сокращенно – ДВМП или по-английски FESCO – Far Eastern Shipping Company), где я проработал все эти годы и о котором мог бы сказать немало теплых слов, и даже горячих. Надеюсь к периоду работы в ДВМП вернуться в последующих публикациях.

Пока же я был озабочен получением теста ПЦР непосредственно перед вылетом, то есть чтоб тест был свежим, но чтобы успеть получить результаты (конечно, отрицательные, - и послать копию в компанию) до выезда в аэропорт. Хотел написать также, что был озабочен и сбором чемодана. Но вообще-то, чемодан собрать – для меня не проблема, минутное дело, рутина, отработанная за 40 лет морской жизни. Я просто пишу на листочке список вещей, которые намерен взять на судно, и передаю супруге, желательно за сутки до вылета, на случай, если что-то понадобится постирать и погладить. За полчаса до выезда в аэропорт я беру список и старый, проверенный, видавший виды чемодан. Стопка приготовленных вещей переносится в чемодан, одна за другой, с вычеркиванием из списка, и когда все строчки оказываются перечеркнуты, чемодан закрывается. Всё, можно ехать!

Накануне вылета руководство компании провело со мной собеседование – предрейсовый инструктаж по скайпу: сначала капитан Т. – немец из Гамбурга, куда я ездил на утверждение перед первым контрактом в компании 5 лет назад, – по организации работ, ведению документации и технике безопасности, потом капитан А. – болгарин из Кипра – по предотвращению загрязнения окружающей среды, потом мистер J. - неизвестно откуда – механик суперинтендант украинского происхождения с германским гражданством, обитающий то на Украине, то в Германии, то на Кипре, то перелетающий с судна на судно по всему миру. Правда, последнее время перелеты пришлось отменить из-за коронавируса; даже аудиты – инспекции судна проводятся дистанционно, с заполнением многочисленных форм – актов проверки самими должностными лицами из членов экипажа, хотя и утверждаются в офисах на берегу. Кстати, судно принадлежит греческой компании с офисом в Лондоне, а зарегистрировано под флагом Сингапура с целью сокращения налогов и расходов на зарплаты экипажа, который, в основном состоит из бирманцев (сейчас – Мьянма) и комсостав разбавлен восточными европейцами, поскольку западные европейцы уже неохотно идут в море, уступив этот тяжелый и неблагодарный труд коллегам из стран третьего мира, к которым радостно примкнула Россия, на словах еще по инерции претендующая на роль одной из развитых стран, как когда-то по праву считался Советский Союз. В общем, сплошной интернационал.

19.08.2020 утром прилетел во Владивосток с задержкой около часа из-за тумана. Практически не спал в самолете, так как по самарскому времени был еще поздний вечер и спать не хотелось, а когда захотелось, самолет уже снижался. Рейс самолета был подобран так, что этим утром судно приходило в порт – с расчетом предоставить капитанам максимальное время на передачу дел, но в то же время сэкономить на гостинице, если бы мне пришлось ждать прибытия судна в порт после приземления.

Швартовка судна во Владивостоке (зимой). Фото из открытых источников.
Швартовка судна во Владивостоке (зимой). Фото из открытых источников.

Агент встретил меня после получения багажа, сказал, что судно уже швартуется, поэтому поедем сразу в порт. Он высадил меня у проходной, а сам повез властей на судно, обещав забрать как только пограничники разрешат. Разрешили только через 3 часа. Процесс оформления не изменился с времен Советского Союза. Каждый приход проводится фейс-контроль с проверкой паспортов всего экипажа, хотя никто не менялся с января. Но порядок есть порядок, нарушать нельзя. Лишних три часа простоя каждого судна в порту – невелика плата за то, чтобы обеспечить работой пограничников, таможенников, карантинных властей и шоферов для их доставки на судно. Все при деле, и страна может спать спокойно, граница на замке.

Для сравнения: Тупые сингапурские власти давно уже вообще не приходят на судно. Они довольствуются присланной через спутник электронной формой судовой роли, где отмечены номера паспортов со сроками действия. Им невдомек, что капитан легко может обмануть доверчивых пограничников и предоставить ложные сведения, злонамеренно привозя в Сингапур толпы нелегальных иммигрантов, жаждущих обустроиться на перенаселенном островке всеобщего процветания и вывозя за мзду всех стремящихся покинуть этот ужасный, перегретый от тропического зноя остров.

Во Владивостоке я надеялся повстречаться со своим прошлым, вспомнить молодость за рюмкой чая со своими старыми приятелями, коллегами и однокурсниками, которые еще оставались там. Но здесь меня ждало разочарование.

Агент FESCO, встретивший меня в аэропорту Владивостока, сразу предупредил, что из-за короновируса выход в город морякам запрещен, равно как и посещение судна посторонними лицами, не связанными непосредственно с обеспечением грузовых операций или должностных лиц, ответственных за выполнение формальностей по оформлению прихода-отхода.

Так что общаться со своими однокурсниками мне пришлось позже, когда появилось свободное время, только по телефону, что я мог бы сделать и находясь дома, в Самаре.

Зато сам вид порта напомнил мне времена молодости, совсем не изменившись за те 25 лет, что прошло с тех пор, когда я был вынужден расстаться с ДВМП, стремительно теряющим свой флот под безжалостным натиском приватизации 90-х. Те же грузовые краны на причалах, те же катера и буксиры, снующие по акватории, помогая крупнотоннажным судам пришвартоваться. Разве что кранцы пришлось обновить ввиду износа, да небольшие офисные здания появились возле проходной. Жаль, не было времени проверить, сохранились ли с той поры заветные тропы к замаскированным лазам в ограждении портовой территории, которыми мы пользовались время от времени, чтобы сократить путь или пронести на судно спиртное, что было строго запрещено официально, особенно после антиалкогольной компании Горбачёва времен перестройки.

Владивосток 2020. Фото из личного архива автора. На дальнем плане – новый мост через бухту Золотой Рог, которого мы так ждали, когда снимали квартиру на мысе Чуркина.
Владивосток 2020. Фото из личного архива автора. На дальнем плане – новый мост через бухту Золотой Рог, которого мы так ждали, когда снимали квартиру на мысе Чуркина.

Прибыв на судно, забросив вещи в предоставленную мне запасную каюту, я направился на мостик, где меня уже ждал капитан поляк, который несколько лет назад был у меня старпомом. Он горел нетерпением передать мне дела и отбыть домой, так как уже находился на судне почти 10 месяцев вместо обычных 4 по контакту – из-за коронавируса.

Если поляки моего возраста, то есть те, кто заканчивал школу и училища в советское время, прекрасно владели русским языком, то молодое поколение поляков упорно отказывалось пользоваться русским, даже если и знало в какой-то степени. Поэтому мы общались с Гржегоржем исключительно на английском языке, бывшим на судне официальным. Для удобства читателей я буду применять сразу русский перевод, где это будет не в ущерб содержанию.

- Привет!

– Привет!

Жаркие объятья рукопожатия, искренние улыбки.

– Рад встрече. Как дела?

– Курва. Этот Ковид-19! Столько времени закрыты все международные рейсы. Моряки по много месяцев работают без замены, устали, как черти.

– Да, а другие моряки сидят по много месяцев дома на берегу без денег, не знают, чем кормить семью. Давай-ка для начала выпьем кофе, прежде чем займемся делами.

Я привез с собой кружку с символикой Самары, чтоб она отличалась от судовой безликой посуды и на нее не покушались штурмана, лоцмана и другие возможные посетители мостика. Поляк использовал стандартную белую кружку, на которой была видна полустершаяся маркировка синим фломастером - большая буква М (Master). Налили кофе, начали говорить о текущей работе судна.

Кроме смены капитанов, в этот заход во Владивостоке должны были меняться: 2-й помощник капитана, стармех, 2-й и 3-й механики, все украинцы, кроме 2-го механика, русского с паспортом Эстонии, но без гражданства (alien). Им на смену вылетели в Минск с Украины сменщики, которых в Россию не впустили пограничники из-за нарушения каких-то нормативов предварительной подачи заявок, короче говоря из-за того же Ковида-19. 2-й механик уже работает без замены без малого 12 месяцев. Можно представить, как он был разочарован срывом замены.

Тут на мостик зашел 3-й помощник капитана - бирманец. Попросил мои документы – проверить данные в судовой роли на отход судна.

- А когда отход?

– Завтра утром.

- Надо поторопиться передавать дела.

- Нет, торопиться не надо. В Китай поедем вместе, у нас будет много времени обсудить все вопросы до следующего прихода во Владивосток. Консульский отдел во Владивостоке сегодня закрыт из-за Ковида, курва! Разрешения на вылет в Польшу не получить, значит, пограничники не пустят на берег, то есть списаться с судна в этот приход не получится. Круинг уже подтвердил, что в рейс поедем вдвоем.

Два капитана на судне, редкий случай. Обычно, на передачу дел отводится день-два, как правило, во время стоянки в порту. Редко передача проходит в море, только когда новый капитан совсем неопытный, требуется «обкатка» и то если переход между портами небольшой.

Ну что ж, для меня неплохо, нет необходимости торопиться, будет время спокойно разложить по полочкам все нюансы работы на линии. Поляку, конечно, не терпится поехать домой, но пару неделек потерпит, главное, замена уже на борту. Есть, правда, пустячок, который немного огорчает: компания платит полную зарплату только одному капитану, официально командующему судну, а второму – только базовую ставку, практически около одной трети нормального заработка. Мы договорились, что до Китая судном продолжает командовать Гржегорж, обратно – я.

Так как торопиться с приемкой дел было некуда, после обеда я отправился отдохнуть после продолжительного перелета Самара – Москва – Владивосток. (Помнится, в советское время, именуемое теперь «застоем», осуществлялся прямой рейс Куйбышев – Владивосток.) А когда после пары часов отдыха я снова поднялся на мостик, там меня ждал сюрприз. Гржегорж просто показал мне в компьютере входящую корреспонденцию.

Фрахтователи заявили несогласие со сменой капитанов, а точнее - с прибытием нового капитана на судно. Оказывается, китайские агенты сообщили, что при наличии новых членов экипажа судно будет поставлено на карантин на 2 недели. Естественно, простой судна не входит в планы фрахтователей. Никто не желает терять прибыль или нести убытки в десятки, а то и сотни тысяч долларов. Таким образом, передача дел отменяется и мне предлагается покинуть судно.

Да, такого на моей памяти еще не было, чтоб вернуться с судна домой, даже не приступив к работе!

Но приказ покинуть судно должен исходить от моей компании, которая меня нанимала. А они продолжали настаивать, чтобы я оставался на борту судна. Началась переписка между Владивостоком, Китаем, Кипром и Лондоном. Мы получали копии писем и ждали окончательного решения. Часть писем до нас не доходила, судовладельцы решали коммерческие вопросы напрямую с фрахтователями, судно в такие дела обычно не посвящают.

Тем временем грузовые операции продолжались своим чередом, судно готовилось к выходу в море, независимо от того, останусь я на судне или вернусь домой. 2-й помощник загрузил в систему электронных карт маршрут до следующего порта назначения. Старший помощник показал расчет посадки и остойчивости судна на отход и приход с учетом расходования топлива. Капитан получил карту района плавания со свежим прогнозом погодных условий на ближайшие дни, оказавшимися вполне благоприятными для плавания.

Я познакомился с помощниками и их планами и расчетами на предстоящий рейс. Все помощники тоже уже отработали свои контракты и переработали по 5 – 7 месяцев лишних. 2-й помощник, как я уже упоминал, был молодой парень с Украины. Он на судне с сентября прошлого года, в январе должен был ехать домой, но попросился поработать еще месяц, чтоб быть дома в июне, когда жена должна была родить. А потом – раз! И закрыли все границы. Ребенок родился, но папаша его видел только на фотографиях. Старпом и 3-й помощники были бирманцами, более солидного возраста, многодетные отцы, хотя казались очень молодыми из-за небольшого роста. Все хотели поскорее попасть домой, но терпеливо ждали замены. А один бирманец, из машинной команды, уже пал духом и отказался продолжать работать. Хотя по судовой роли он числился членом экипажа, но фактически он перешел в разряд пассажиров. И руководство компании ничего не могло поделать, из-за закрытия границ его просто физически не могли списать с судна и вернуть домой. По слухам, на некоторых судах уже отказывались работать по несколько человек. Только командный состав проявлял более высокую ответственность, продолжая работать и сознавая, какие проблемы возникнут при остановке судна у судовладельцев, а впоследствии и у моряков, оставшихся без работы. Но и работать судну с неполным экипажем трудно и чревато многими опасностями. Ковид-19! Курва.

До вечера вопрос о моем нахождении на судне так и не был решен. Ну что ж, будем ждать. Чемодан я не распаковывал. Достал только зубную щетку и пасту, почистил зубы и лег спать.

Завтра посмотрим, чем завершится эта эпопея.

Продолжение здесь

#капитан

#Владивосток

#передача дел