А вот к этому альбому отношение у меня всегда было двойственным. С одной стороны, он наиболее популярен среди хипоманов, с другой – именно этот факт и вызывает отторжение (вероятно, сказывается подсознательное нежелание хлебать из одного корыта, растворяться в толпе).
Так в чём здесь закавыка? Почему не хотелось присоединяться к восторженному блеянию (которое в больших количествах наблюдается в следующих после этой статьи комментариях)?
Если вкратце: есть 2 супер-хита, и есть всё остальное, сделанное для заполнения места. Понятно, что сделано оно на высоком уровне, но… с некоторыми зазубринами, которые цепляют сознание.
А если подробно:
Look at Yourself – что скажешь? тут без вопросов: одна из визиток, на вокале Хенсли, о чём многие не догадываются; вещь совершенная.
I Wanna Be Free – а вот эта… в принципе всё нормально, но кто-нибудь выпишет её в сборник? я однозначно нет – не скажу, что это плохо, но что она есть, что нет её – разница небольшая.
July Morning – без комментариев; хотя… есть интересная мысль: для меня это наверно самый главный символ 70-х; и ассоциируется – особенно соло на клавишах – в первую очередь с рестораном и свадьбой – но в самых лучших, самых светлых тонах: «Там, где клён шумит над речной волной…» или «Опозданием мы наказаны, что слова любви прежде сказаны…»; да, на Муг-синтезаторе здесь, как и в следующей вещи, Манфред Мэнн.
Tears In My Eyes – тяжёлая забойная вещь, всё вроде хорошо сделано, но нет в ней того, что безукоризненную версификацию делает поэзией. Что особенно заметно при сравнении её с теми же супер-хитами с первой стороны.
Shadows of Grief – в музыкальном плане – мощно, жёстко, закручено, да и название под стать – Тени скорби. Но вот о чём в ней поётся? Приведём дословный перевод:
Ты смотришь на меня, словно я сошёл с ума, Но я уже проходил через всё это раньше, Ты будешь брыкаться и брыкаться, пока я не упаду, Так что не думай, что пройдешь мимо моей двери, о нет! Ты думаешь, что любовь – это такая боль, Так что чем больнее, тем больше ты смеешься. Ты берёшь и трясёшь её, Пока не решишь, что с тебя достаточно, Но моей любви тебе будет мало…
Ну и так далее… И каково петь такую чушь под столь навороченную музыку? Этот явный диссонанс подсознательно сказывается и на восприятии альбома. Я всегда воспринимал его не единым целым, а как набор разношёрстных, очень неравнозначных песен. В этом плане он сродни вышедшему в том же году Led Zeppelin IV.
What Should be Done – нормальный медлячок, но не из тех, которые хочется переслушивать (чем-то на LZ смахивает – расплывчатостью).
Love Machine – тоже вроде всё нормально, однако для концовки как-то не впечатляет; думаю, что было бы гораздо лучше, если бы в финале была July Morning.
Согласен, что и на 1-м альбоме не все вещи равнозначны, но! На 1-м нет такой разницы между лучшими хитами и остальным материалом, и – что самое важное – 1-й альбом заканчивается двумя супер-вещами, а этот – двумя самыми… средними.
Тем не менее, многие считают его лучшим в дискографии группы (опять-таки, как и упомянутую пластинку цеппелинов). Впрочем, это вполне понятно, поскольку объясняется присутствием в обоих случаях главных супер-хитов.
Но не всё так просто. Любовь к данному творению может быть обусловлена также и другими факторами. Интересное тому свидетельство находим у автора канала Top of the Rocks на Дзене:
«Для Uriah Heep это был уже второй альбом, выпущенный в 1971 году. Но как все-таки велика разница между ним и вышедшим семью месяцами ранее "Salisbury"! В то время как на последнем в более-менее общих чертах оформилось классическое звучание Uriah Heep со всеми ее многоголосиями, клавишными Кена Хенсли и более хард-роковой гитарой Мика Бокса, то на альбоме "Look at Yourself" ко всему этому добавился еще и особый металлический блеск. Пластинка и впрямь получилась достаточно жесткой и мощной - на ней присутствовали скоростные тяжелые номера вроде "Look at Yourself", "Love Machine" и "Tears In My Eyes". И если это был еще не хэви-метал, то, во всяком случае, вполне себе явный хард-энд-хэви, сравнимый с похожим стилем звучания "In Rock" Deep Purple. Но самое главное: такого альбома, который бы настолько же органично соединил в себе ярость металла и сложность прогрессива, как "Look at Yourself", в творчестве Uriah Heep больше нет. Уже на следующих пластинках "Demons and Wizards" и "The Magician's Birthsday" группа с головой ушла в свой волшебный сказочный мир. В результате "Look at Yourself" стоит в дискографии коллектива особняком и вполне заслуженно может считаться уникальным для Uriah Heep явлением».
Прежде всего, бритвой Оккама отсечём совершенно бессмысленный вывод. Дело в том, что у Хип каждый альбом уникальный, поскольку не похож на другие. И не много ли особняков получится?))
А вот насчёт металла… возможно, в этом что-то есть. Видно, что автор любит железо и потому с таким восторгом выражается о «ярости металла» и фиксирует на альбоме «металлический блеск».
Здесь вполне уместно начать разговор о природе металла. Ну, насчёт «Ин рока» – это пальцем в небо. Ведь это классика, эталон стиля хард-рок, а не хард-н-хэви. Так можно весь хард-рок смешать с металлом.
В чём состоит разница? Где грань? Наиболее чётко это выражается в блюзовом начале в хард-роке и в отсутствии такового в металле. А ещё в тематике, которая формирует внутреннее пространство, его наполненность, энергетику.
Что же касается смешанного стиля хард-н-хэви – это та разновидность хард-рока, когда из пространства блюза произошёл переход в пространство европейской классической музыки. Произвёл это действо святой Ричи на альбоме Rainbow Rising, ставшем отправной точкой для множества последователей не только в хард-н-хэви, но и в таких направлениях как неоклассик-метал, пауэр- и симфо-метал.
Но в том же направлении от блюза к классике мигрирует и прогрессив, приобретая порой металлическое звучание. Оно и тяжёлое, и неблюзовое. Так что при желании на третьем альбоме Хип в натуре можно узреть «металлический блеск». Тем более что многое зависит от субъективного восприятия, а название гласит – посмотри на себя!
Общая оценка: 9 из 10