Найти в Дзене
Екатерина Барагузина

Свободолюбивый поэт, который выступал с остроумной критикой невежества и вывел идеи гуманизма на новый уровень

Во все времена рождаются люди талантливые, неординарные, с мышлением смелого новатора. Таким человеком, щедро одаренным способностями был Клеман Маро, один из виднейших поэтов XVI века.

Творчество его наполнено неутолимым жизнелюбием, неповторимым умением прочувствовать и запечатлеть радость мгновения, передать различные лики дерзкого юношеского порыва, тонким юмором и независимостью от канонов.

Свежим дыханием юности и непосредственности веет его стихотворение -посвящение "К Анне".

Искрометным юмором и иронией полно его произведение "О плохом поэте", в котором он пишет о неудачливом человеке, который взялся сочинять, не имея совершенно таланта.

Поэт не остается в стороне и от бушующих волнений своей эпохи и голос его звучит громко и обличительно.

Клеман Маро чувствовал, что его призвание как творца - давать правдивые портреты человеческих характеров, в том числе составить полотно недостатков и власть имущих и церковнослужителей. Дать справедливую оценку общественным настроениям, выразив свое презрение к гнету над личностью, невежеству и сухому догматизму.

Поэт убедительно писал о том, что слуги церкви - не святые, какими они себя выставляют, а обычные люди со своими слабостями и недостатками. В век, когда было смертельно опасно выступать с критикой церкви, особенно открытой, Клеман Маро остроумно обличает жадность, лицемерие, властолюбие монахов и священнослужителей. Как например, в поэмах "Господин аббат и его слуга" и "О брате Тибо".

Изображение из открытых источников. Клеман Маро
Изображение из открытых источников. Клеман Маро

Что интересно, даже находясь под влиянием мировоззрения гугенотов, Клеман Маро все равно остался весьма свободным в мышлении. Ему претила и излишняя строгость нравов, и стремление к аскетизму. Это был жизнелюбивый, дышащий свободой человек, который значительно опередил свою эпоху.

Он говорил, что Бог даровал ему способность отличать хорошее от плохого. В этом и был прорыв Маро и как человека, и как автора.

В шестнадцатом веке, в пору господства церкви и религиозных войн человек не воспринимался как обладающий способностью выбора. Еще в сознании большинства не зародилась мысль о том, что люди могут сами определять, что есть благо для них и что принесет пользу всем. Этим правом наделяли лишь духовных лиц и королей. А Маро уже тогда утверждает, что он может определять, где добро и зло. И не просто так может, а потому что наделен этой способностью свыше от рождения.

Вопреки категорическому запрету церкви переводить писание и любые отрывки из него на народные языки, Маро осуществляет перевод псалмов из Библии на французский. Это было важно для того, чтобы люди лучше понимали написанное в Библии сами, а не со слов священника.

Естественно, для многочисленных ханжей это воспринимается как прямой вызов. Церковь со всей яростью ополчилась на Клемана, назвав еретиком
поэта за его храбрый шаг и его произведения заносят в Индекс запрещенных книг. С гневом взирает на вольнолюбивого автора Сорбонна, оплот фанатичного католицизма в те времена.

За свои взгляды поэт страдал. Трижды Клемана Маро арестовывали за его непримиримую позицию. На него неоднократно доносили завистники и непримиримые враги. И сколь абсурдны были обвинения! Писателю ставили в вину, что он ел мясо во время поста.

Что это за несправедливость такая, какие безумные в своей жестокости нравы! Только сказали, что человек не держал пост и его уже судят, обвиняя в преступлениях против Бога, отправляют в заточение и готовы приговорить к смерти.

Но Маро не теряет присутствия духа и ведет себя с не изменившим ему достоинством. В тюрьме поэт пишет поэму "Ад", в которой поднимает свой голос против пыток и насилия над осужденными.

Выпущен Клеман был только благодаря покровительству королевы Маргариты Наваррской.

Маро глубоко возмущен бесчеловечностью, с которой он столкнулся, он выражает досаду, говоря о себе как о невинно осужденном:

"И не содеял ничего плохого, А все-таки томился под замком".

Беда, когда люди осуждены за их воззрения, расходящиеся с официальными и за свое желание остаться человечным!

Этот выдающийся поэт был разносторонним и открытым новому человеком. И это помогло ему проявить себя новатором на литературном поприще. Весьма немалый вклад он внес в развитие эпиграммы как жанра. Будучи неравнодушным по своей природе, поэт живо откликался на события, которые происходили в его жизни, и вокруг него. Он тонко ощущал современные ему проблемы, и стремился свои мысли о них метко выразить в стихотворной форме.

Ориентируясь во многом на эпиграммы античного автора Марциала, Клеман Маро, не стал при этом их слепо копировать, но начал оттачивать собственные умения в сочинении произведений подобного жанра.

Не отказывался поэт от возможности впитать в себя и формы старофранцузской поэзии. Особенно ценным для поэта были отдельные посылы в ней, восхваляющие человека, его возможности и свободу. Эти посылы Клеман Маро очень удачно соединил с собственными воззрениями, с гуманистическими идеалами, прославляющими достоинство и право на выбор. К тому же, обладая природным чутьем искусства, он придавал народным песням более утонченную форму, высокохудожественные черты.

В лирике Маро отражается непосредственный нрав поэта, его искренность, неукротимое желание броситься вдогонку за ветром и лучом заходящего за горизонт солнца, желание прочувствовать жизнь в ее многочисленных обликах. Поэзия его выделяется тем, что в ней нет торжественности, той самой парадности, которая окружала самого автора почти повсеместно.

Когда на поэта вновь начинаются гонения, а в его доме находят протестантские книги, он покидает Францию и едет в Женеву. Но Клеман Маро не может оставаться в негостеприимном городе, находящимся под властью фанатика Кальвина, не может согласиться с его удушающим догматизмом. И странствия поэта продолжились. Лишенный постоянного места жительства и подспорья, Маро испытывает финансовую нужду. И вскоре после того, как находит приют в Турине, поэт умирает в нищете.

Так печально закончился земной путь замечательного широкомыслящего человека, писателя-новатора, мужественного творца.

Клеман Маро был борцом по духу, и даже когда ему явно угрожала опасность, он продолжал отражать нападки мракобесов-схоластиков и давал своими произведениями понять, что не намерен с ними смиряться. Своему врагу - невежде, преследующему ренессансное мировоззрение и выступающему против реформы церкви, профессору Сорбонны Сагону, Маро написал стихотворное послание: «Фрипелип, слуга Маро, Сагону», в котором он выступает против слепоты и невежества этого человека, его желания подавить все, что выходит за грани, очерченные Римской церковью.

В то время, когда большинство людей хватались за догмы, Клеман Маро полагался больше на собственное чутье. И поэтому он не мог полностью принять не одну из религий существовавших на момент его жизни.

Что же ознаменовал собой поэт и его нелегкий путь? Что всегда есть в человеке потребность стремиться к просвещению и настоящей независимости творчества. А свободолюбивую натуру нельзя вместить ни в какие рамки. Творить по собственной воле и вдохновению или же подчиниться воинствующему невежеству - вот выбор, который нередко становился перед творцами разных эпох. Но если живая мысль и жажда духовного обновления бьют в нем ключом и при этом воля достаточно сильна, чтобы свои идеалы отстаивать, то неистребимое желание творить дерзко и свободно непременно победит!

Понравилась статья? Ставьте лайк, не забудьте подписаться на канал!