Найти тему
История войн и оружия

Оценка Красной Армии немецким Генеральным штабом в январе 1941 г.

МиГ-3 самый многочисленный истребитель начала войны, из-за того, что он был рассчитан на большие высоты на советско-германском фронте он оказался ни к месту. Добавлял проблем мотор, который мог работать 20 - 30 часов.
МиГ-3 самый многочисленный истребитель начала войны, из-за того, что он был рассчитан на большие высоты на советско-германском фронте он оказался ни к месту. Добавлял проблем мотор, который мог работать 20 - 30 часов.

Немецкая разведка не даром ела свой хлеб и добыла подробные сведения о Красной Армии.

В январе 1941 г. вышел бюллетень германского Генштаба "Вооруженные силы Советского Союза по состоянию на 1 января 1941 г."

По немецким расчетам численность Красной Армии в военное время может вырасти на 11 - 12 млн. человек различной степенью обученности.

Одновременно они отмечают, что даже частичная мобилизация во время финской войны привела к нехватке рабочей силы в промышленности и особенно в сельском хозяйстве.

Делается вывод, что сомнительно такое наращивание численности армии, также имеется недостаточное количество командных кадров и техники.

Также немцы высказывают сомнения в возможностях промышленности обеспечить армию в ходе затяжной войны оружием, боеприпасами, обмундированием и прочими видами боевой техники в достаточном количестве и хорошего качества.

Действительно в СССР одной из проблем была низкая квалификация рабочих, вчерашних колхозников. Немцы потом не смогут использовать советскую авиацию и танки, из-за их низкого качества и морального устаревания. Около половины выпущенных Ил-2 были потеряны из-за технических проблем. У Т-34 ресурс мотора не превышал 300 моточасов. Потом в ходе войны удастся подтянуть качество техники.

Перед войной Т-34 обстреляли немецкой 37-мм пушкой и добились пробитий, еще одним недостатком был малый моторесурс двигателя.
Перед войной Т-34 обстреляли немецкой 37-мм пушкой и добились пробитий, еще одним недостатком был малый моторесурс двигателя.

Немцы отмечали, что слабым местом Красной Армии было снабжение горючим, в количеством отношении его достаточно, но его качество, особенно у авиационного невысоко.

Это тоже верно, из-за недостатка горючего в ВВС КА накануне войны ограничили проведение учебных полетов.

Сомнения вызывало одновременное снабжение горючим войск и промышленности с сельским хозяйством.

Когда из сельского хозяйства в армию при мобилизации передадут технику и конский состав, это приведет к тяжелым последствиям.

В начале войны когда соединения Красной Армии будут развернуты по штатам военного времени, многие из них будут оснащены не по штату или выступят с организаций мирного времени. Особенно это будет касаться танковых и артиллерийских частей.

Тут немцы как в воду смотрели. Более или менее комплектными были приграничные стрелковые дивизии и несколько мехкорпусов. У других мехкорпусов не хватало танков, автомобилей и даже винтовок. У ряда артиллерийских полков не было лошадей для артиллерии.

"Вооружение Красной Армии большей частью представляет собой копии иностранных образцов. ...с многочисленными русскими изменениями".

Действительно для ускорения развития советской оборонной промышленности за границей закупили образцы пушек, танков и самолетов.

В частности, в США закупили шасси танка конструктора Кристи, на это базе построили целую линейку танков БТ. На базе танка "Виккерс" создали пехотный Т-26.

Перед войной в танкостроении произошел качественный скачок и был создан тот же средний танк Т-34. Это уже был дальний потомок танка Кристи, уже по большей части оригинальная конструкция.

Советская промышленность стала нащупывать свой стиль.

"...следует учитывать наличие в войсках Красной Армии старых образцов вооружения".

Это стало потом серьезной проблемой Красной Армии при формировании 29 мехкорпусов в танковые и моторизованные дивизии начали набивать как новейшие КВ и Т-34 так и откровенное старье типа Т-26 и БТ. Их конструкции требованиям современной войны не соответствовали.

Хотя можно было не пороть горячку, а придавать той же стрелковой дивизии сначала танковый батальон, потом полк, а пехоту пересаживать в грузовики и преобразовывать стрелковые полки в моторизованные.

Таким образом, каждую минуту танки и пехота были бы готовы к бою.

А в реальности танковые дивизии укомплектованные БТ и Т-26 имели крайне низкую боевую ценность, на один серьезный бой.

"О наличии в армии тяжелой и сверхтяжелой артиллерии имеются лишь малодостоверные сведения. 203-мм гаубицы, отмеченные на параде, являются в настоящее время самыми тяжелыми системами на механической тяге. На ноябрьском параде 1940 г. были отмечены орудия еще большего калибра. В каком количестве они имеются в войсках, неизвестно".

С тяжелой артиллерией у Красной Армии было туго. В стрелковых дивизиях имелись максимум 122-мм и 152-мм орудия, более тяжелые орудия сводились в полки большой мощности Резерва Главного Командования.

Бронемашины как верно отметили немцы представляли собой бронированные автомобили.

"ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ

Военно-воздушные силы являются составной частью сухопутной армии военно-морского флота. В соответствии с этим имеются армейские и морские авиационные соединения. <...> В командных инстанциях сухопутных сил наряду с войсковым и штабами имеются штабы авиационных соединений, предназначенные для представления соображений командующим сухопутных соединений и объединений по использовании авиации и для координации действий подчиненных авиационных частей.

Таким образом, военно-воздушные силы предназначаются в первую очередь для обеспечения действий сухопутных войск.

Об организации военно-воздушных сил до сих пор не имеется точных данных. По-видимому, началась их реорганизация по немецкому образцу."

На деле организация ВВС будет совсем плохая ситуация ее распылят, вместо того, чтобы сконцентрировать в крупные соединения.

"Большую часть самолетного парка составляют самолет второго класса, которые уступают немецким самолетам, оснащенным по последнему слову техники. Истребитель И-16 представляет собой копию известного американского истребителя "Кертис", применявшегося в Испании, его скорость 400 - 450 км/ч, т. е. уступает скорости немецких самолетов, но его маневренность, наоборот, выше, чем у немецких..."

Да, действительно в СССР потеряли много времени, когда предпринимали многочисленные попытки увеличить скорость И-16, в итоге скорость увеличить так и не удалось.

Большой проблемой была необученность летчиков, из-за нехватки топлива и отсутствия бетонных всепогодных аэродромов.

С началом войны советские ВВС понесут тяжелые потери не только на земле, но и в воздухе.

"Русские пытались строить новые образцы истребителей, но до сих пор они не были введены на вооружение. По-видимому, эти новые образцы самолетов непригодны с точки зрения производства или применения... По-видимому, имеется новый истребитель, о котором пока ничего не известно".

Тут немцы почти угадали на тот момент у СССР готовился к серийному выпуску истребитель МиГ-3, еще в 1940 г. начал выпускаться Як-1, в феврале 1941 г. начнет выпускаться ЛаГГ-3.

Як-1
Як-1

Все самолеты имели серьезные недостатки и два из них не соответствовали реалиям советско-германской войны.

Более-менее им соответствовал Як-1, но и он уступал во вертикальной маневренности "Мессершмитту" Bf 109F.

"Оба типа бомбардировщиков СБ-2 и ДБ-3 принадлежат к боевым самолета первого класса, однако их тактико-технические данные невысокие. ...Новый тип бомбардировщиков СБ-3 (усовершенствованный СБ-2) находится на испытании".

В то время в СССР шли работы над модернизированным СБ, который назвали Ар-2 и над Ер-2.

"Производство самолетов основано исключительно на отечественной промышленности. Производится сравнительно небольшое количество типов самолетов. Выпуск новых типов самолетов в связи с поточным методом производства является более сложным, чем в любой другой современной индустриальной стране. В производстве самолетов особенно остро ощущается нехватка специалистов, поэтому процент брака чрезвычайно высок. В ближайшем будущем возможно только сохранение существующего уровня производства самолетов в масштабах мирного времени.

В ходе затяжной войны авиационная промышленность будет, по-видимому, не в состоянии восполнять быстрорастущие потери самолетов на фронте.

Производство авиационных моторов является слабым звеном авиационной промышленности, так как не обеспечивают полностью потребности в моторах.

«При условии ежемесячного производства от 400 до 500 самолетов можно предположить, что численность самолетного парка составляет 12000 - 14000 единиц. Но вследствие больших потерь в русско-финской войне, высокого процента производственного брака и чрезвычайно большого износа материальной части боевых самолетов при обучении следует рассчитывать на наличие в европейской части Советского Союза до 4000 самолетов 1-го класса. Две трети этого количества приходится на истребители (И-15 и И-16) и одна треть на бомбардировщики (СБ-2 и ДБ-3). Кроме того, имеются транспортные самолеты (ТБ-3, ТБ-2 и ТБ-5, ТБ-6) и учебные (У-2 и УТ-2).<...>"

Тут оценка в целом верная, но все же выпуск самолетов, хотя и с большим процентом брака был налажен и даже конструкции были по мере возможностей усовершенствованны.

Проблему с моторами удалось худо-бедно решить форсировав М-105 и доведя до ума М-82.

Ла-7 с мотором М-82, самолет глубокая модернизация довоенного ЛаГГ-3, мотор начал выпускаться еще в мае 1941 г.
Ла-7 с мотором М-82, самолет глубокая модернизация довоенного ЛаГГ-3, мотор начал выпускаться еще в мае 1941 г.

Тыловые авиационные службы получили низкую оценку.

"Аэродромная служба является во всех отношениях отсталой и несовершенной. Из общего количества 1100 аэродромов полностью пригодными для тактических целей являются только 160 аэродромов.

Организация снабжения стоит на низком уровне, особенно в отношении запасных частей для самолетов.

Кроме того, недостатками в организации русской аэродромной службы и снабжения являются: плохо поставленная система снабжения, неудовлетворительная конструкция сооружений, недостаточное количество складов горючего и боеприпасов, а также слаборазвитая сеть связи. <...>"

Советские ВВС по сути немцы считали небоеспособными.

"...Боевая мощь советской авиации значительно ниже немецкой. Учитывая территорию Советского Союза, можно сказать, что и численность авиационных соединений недостаточна. Учитывая слабую организацию аэродромной службы и службы снабжения, а также ограниченные способности русского человека овладевать техникой, следует полагать, что боеспособность авиации является особенно низкой.

Боевая численность авиационных соединений во время войны будет значительно ниже штатной численности (около 50 - 60 %), а в войне с высоко оснащенным противником она будет еще ниже. <...> При наличии отдельных достижений советской авиации состояние боевой подготовки в целом не соответствует уровню, достигнутому в этой области в немецкой авиации. На недостаточно высоком уровне находится прежде всего тактическое обучение.<...>"

Из-за недостатка горючего выучить хорошего пилота у СССР возможности не было никакой. Начало войны пытались вывозить пилоты еще с довоенной выучкой, но все же господство в воздухе перейдет к немцам. Сыграет свою роль основательная подготовка среднего пилота.

Оценка советского пехотинца.

"Солдаты Красной Армии в основном стойкие, неприхотливые, усердные и храбрые. Это уже не тот «бравый мужик», которого мы знали в мировую войну. Значительно выше стал его культурный уровень, расширился общий кругозор и повысилась техническая грамотность. Этому способствовали поднятие народного образования, приток сельского населения в город и развитие промышленности. Устранение недостатков в обучении войск может с течением времени обеспечить воспитание энергичного бойца, владеющего техническими средствами войны. <...>

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА

Рода войск

Пехота. Русская пехота по своему вооружению и организации не уступает пехоте других армий. Боеспособность крупных соединений (стрелковые корпуса и стрелковые дивизии), благодаря усилению их танками, значительно повысилась. Но нужно иметь в виду, что оснащение вооружением, а, следовательно, и боеспособность отдельных дивизий неодинаковы. <…>

Русский пехотинец со свойственным ему характером русского народа будет особенно хорошо действовать. Однако сейчас трудно судить, сможет ли он проявлять необходимую гибкость и решительность в наступлении, ведущемся в современных условиях в тесном взаимодействии с танками и авиацией. Новые методы обучения дают основание ожидать постепенного повышения боеспособности русского солдата.<...>"

Действительно по сравнению с пехотинцем первой мировой войны советский солдат стал более стойким и более технически вооруженным. Ни о каком братании с солдатами противника не было и речи.

Т-26 к началу войны был совершенно устаревшим, максимум он мог поддерживать пехоту
Т-26 к началу войны был совершенно устаревшим, максимум он мог поддерживать пехоту

Подвижные войска.

"Кавалерия. Кавалерия воспитана в наступательном духе. Благодаря сильному оснащению кавалерийских соединений моторизованными частями и главным образом танками подвижность и боеспособность соединений значительно повысилась. Подлежит сомнению, способно ли командование крупных кавалерийских соединений организовать управление войсками взаимодействие с поддерживающими танковыми и авиационными соединениями в соответствии с современными требованиями и сможет ли оно в зависимости от обстановки быстро принимать решения, не придерживаясь шаблона.

Танковые войска. Русские танковые войска считаются отборными войсками Красной Армии...Численность танковых соединений очень велика, часть из них по своей организации и вооружению является современными мощными соединениями. Но подлежит сомнению, могут ли потери в личном составе и материальной части быть пополнены быстро и в полной мере. Танковые соединения используются для непосредственной поддержки пехоты, а в случае необходимости могут использоваться также в составе крупных механизированных объединений для выполнения оперативных задач совместно с кавалерийскими соединениям. Сможет ли командование выполнить последнюю задачу - неизвестно. <...> Опыт финской войны показал, что отдельные танковые экипажи в наступлении действуют энергично. Обучение же ведению боя и особенно организации взаимодействия как внутри соединений, так и с другими родами войск, было недостаточным. Уход за танками является также совершенно недостаточным. Особенно тяжело сказываются частые поломки, так как большинство экипажей не в состоянии устранить их. <...>

Русские танковые войска полностью не отвечают требованиям современной маневренной войны с широким оперативным использованием крупных танковых соединений. <...>"

Основной проблемой танковых войск в начале войны будет отвратительное снабжение и эвакуация техники, поэтому танки без горючего или незначительными поломками приходилось бросать и уходить. Одной из серьезных проблем были танковые атаки без поддержки тяжелой артиллерии, а немцы отстреливались из стволов всех калибров и они всегда оказывались в нужное время в нужном месте из-за быстрых моторизованных тягачей.

Немецкий тягач артиллерии
Немецкий тягач артиллерии

Проблемы других войск были свойственны всей Красной Армии.

"Артиллерия. Подготовка офицеров артиллеристов отставала от развития артиллерийской техники, особенно в звукометрических, светометрических и топографических частях.

Обучение артиллерийской стрельбе и в частности управлению огнем, как показала русско-финская война, было недостаточным. В настоящее время этому вопросу уделяется серьезное внимание.

Большое значение придается также отработке тесного взаимодействия артиллерии с пехотой, танками и авиацией. <...>

Инженерно-саперные войска. Подготовке инженерно-саперных частей уделяется большое внимание. Обучение инженерно-саперных частей строительству полевых укреплений и инженерных заграждений поставлено хорошо. Оснащение их современной инженерной техникой, по-видимому, улучшено. Однако подробных сведений об этом нет.

Большое внимание при обучении войск уделяется отработке вопросов форсирования водных преград и в частности наводке мостов всех видов. <...>

Войска связи. Подготовка войск связи в последнее время значительно улучшилась. Служба радиосвязи поставлена хорошо. В то же время, по-видимому, еще не все части и соединения оснащены новейшей техникой связи. <...>

Химические средства борьбы и противохимическая защита войск.

Химические средства борьбы отвечают современным требованиям. Следует ожидать их применения, хотя инструкции подчеркивают, что Красная Армия не намерена применять химические боевые средства. По противохимической защите войск проведены соответствующие мероприятия.

Служба снабжения. Подробные сведения об организации учреждениях тыла, а также о работе органов снабжения отсутствуют. Можно предполагать, что во время войны для этой цели будет введена в действие большая, но недостаточно гибкая организация. Поскольку все автотранспортные средства находятся в собственности государства, использование их для войны облегчается. <...>

Положение с транспортом нами до сих пор недооценивалось. Однако нынешний очень развитый грузооборот, а также русско-финская война показали, что русские в основном выполнили требования в этом отношении. Весь транспорт работает с полной мощностью.<...>"

Общие выводы по Красной Армии верны.

"Действия Красной Армии в 1939 г. при занятии восточной части Польши, в русско-финской войне 1939 - 1940 годов, а также в проведенных в течение последних месяцев полевых учениях вскрыли ряд недочетов в организации и боевой подготовке войск. В связи с тем, что в последние годы основное внимание было направлено на организацию и проведение маневров и учений крупных соединений, вопросам боевой подготовки отдельного бойца мелких подразделений не уделялось должного внимания.

Вооруженные силы, особенно после финской войны, по-видимому, строятся на новой основе, от большевистской мании проведения гигантских маневров и крупных учений возвращаются к индивидуальному обучению офицера и рядового.

Введение более строгого дисциплинарного устава и правил обязательного отдания чести и поведения в общественных местах привело к более строгой воинской дисциплине. <...> Основные принципы новых методов обучения сводятся к следующему:

а) всесторонняя боевая подготовка войск, начиная с одиночного бойца и мелких подразделений.

Главная цель – воспитать сознательных и деятельных рядовых бойцов и младших командиров.

б) организация и проведение боевой подготовки войск в соответствии с требованиями военного времени.

в) привитие твердых навыков в управлении боем на основе ясных и быстрых решений командиров всех степеней, отдача четких приказов и осуществление контроля за их выполнением.

г) проведение боевой подготовки в условиях тесного взаимодействия всех родов войск. Всем, даже мелким подразделениям, придаются танки и самолеты.

д) обучение войск умелому использованию местности, маскировке, умелому окапыванию и созданию искусственных препятствий. Большое место уделяется организации противовоздушной обороны.

е) приучение солдат к выносливости путем систематических тренировок (продолжительные марши, непрерывные учения, преодоление пересеченной местности, форсирование рек и т.д.)

ж) обучение ведению разведки всех видов, особенно в условиях ночи.

з) обучение методам организации снабжения войск.

и) завершение учении боевой стрельбой из всех видов оружия (артиллерия всегда действует вместе с пехотой).

к) предметом обучения во всех случаях без исключения являются наступление на подготовленную позицию и ее оборона.

л) охватывающим маневрам уделяется большое внимание.

м) штабные занятия и учения со средним и старшим командным составом. <...>

Тактические принципы русских ясны и определенны и вполне отвечают современным требованиям. Они изложены во «Временном Полевом Уставе Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) 1936 года». Содержащиеся в нем тактические принципы, несомненно, слишком высоки для общеобразовательного уровня русского солдата и отнюдь не являются еще общим достоянием широкой массы офицеров. Изменится ли это положение в скором времени в связи с новыми методами обучения, пока неизвестно.

Все эти мероприятия должны привести к постепенному улучшению боеспособности Красной Армии во всех отношениях. В России, однако, успех новых методов станет заметным только по истечении ряда лет, если не десятилетий. Войсковые части, находящиеся под контролем энергичных старших командиров, в скором времени обогатят свои знания и навыки. Однако значительная часть войск в округах будет добиваться успеха очень медленно. Основные черты характера русского народа - неподвижность, схематизм, боязнь ответственности и принятия самостоятельного решения – не меняются. Командиры всех званий в ближайшее время не смогут гибко руководить крупными современными соединениями. Они вряд ли будут способны к ведению крупных наступательных операций, к быстрому и энергичному использованию благоприятной обстановки, а также к самостоятельным действиям в рамках общей операции. Красная Армия, значительная по своей численности и по количеству современного оружия, будет храбро сражаться. Однако она не отвечает требованиям ведения современных наступательных операций, особенно в условиях взаимодействия всех родов войск. Инициатива отдельного бойца часто будет отсутствовать. В обороне, особенно при наличии достаточного времени для укрепления позиций, Красная Армия будет упорно сопротивляться. Русскому характеру свойственна способность к сопротивлению не только в обстановке сильного натиска, но даже и в случае поражения. <...>

Особенно высококачественных соединений не имеется, кроме 1-й Пролетарской стрелковой дивизии, находящейся в Москве в качестве парадной дивизии. Следует подчеркнуть, что боеспособность русских соединений вследствие большого различия в качественном отношении людского состава и техники является весьма различной и не допускает никакого сравнения со средней боеспособностью соответствующих немецких соединений. <...>

На основании вышеизложенного следует заключить, что Красная Армия при сегодняшнем состоянии боевой подготовки не полностью отвечает современным требованиям и не сможет противостоять армиям противника, возглавляемым энергичным и храбрым командованием".

"Сила Красной Армии основывается на численности войск и на количестве оружия, на неприхотливости, упорстве и храбрости солдата".

С этим не поспоришь.

"Красной Армии способствуют обширность территории и бездорожье страны. Слабость Красной Армии заключается в отсутствии гибкости у командиров всех степеней, в тенденции к схематизму, в недостаточной для современных требований боевой подготовке, в страхе перед ответственностью и в недостатке организации, ощущаемой во всех областях".

Это столь категоричное утверждение не совсем верно. Советские командиры с началом войны решали задачу задержки немецкого наступления и с этой задачей они справились. Советские войска часто контратаковали и наносили танковые удары, в этом им сильно помогли новейшие Т-34 и КВ.

Несмотря на все недостатки кадровая предвоенная Красная Армия смогла летом 1941 г. затормозить немецкое наступление настолько, что план "Барбаросса" по быстрому разгрому советских войск стал нереальным.

Спасибо за прочтение.

Источник: Опубликовано: На земле Беларуси: канун и начало войны: Боевы е действия советских войск в начальном периоде Великой Отечественной войны / В. В. Абатуров [и др.); науч. ред. В. В. Абатуров. М инск: БЕЛТА, 2006. С. 301-305.

***

Установите приложение БургерКинг, используйте при регистрации промокод ZHP15K, зарегистрируйтесь в программе лояльности, сделайте заказ на сумму от 699 руб. и получите 400 корон на еду в БургерКинг. Также можно получить еще короны заказав "Вынос на парковку", есть возможность копить бонусы "Спасибо" от Сбера.

***