Памяти великого актера посвящается. Принято считать, что первым криминальным фильмом (не кинокартиной вообще, а именно творением «уголовного жанра») с участием Жана Поля Бельмондо была прославленная лента Годара «На последнем дыхании». Однако за год до этого фактически параллельно друг с другом снимаются «Раскаленный асфальт» и «Двойной поворот ключа».
Первая из этих лент представляет для нас особый интерес. Сразу же отметим, что в начале фильма главным персонажем является налётчик Абель Даво, которого играет Лино Вентура. Во второй половине действие уже держится на персонаже Бельмондо - молодом воре Эрике Старке, который помогает оказавшемуся в безвыходном положении гангстеру.
«Раскаленный асфальт» - хотя и не является очень известной кинокартиной, но весьма интересна в стилистическом отношении. Только-только начавший свою карьеру в кино Клод Соте («Борсалино», «Смерть не годяя») предпринимает попытку соединить американский нуар и русскую классику.
По части нуара всё, казалось бы, относительно понятно. Мы видим отсылки к «Асфальтовым джунглям», в фильме есть множество псевдодокументальных вставок. Некоторые сцены можно уверенно показывать как подлинную кино-иллюстрацию того, как выглядела Европа в конце 50-ых годов. Опять же сцену ограбления в Милане снимали незаметно от прохожих, а потому это происшествие выглядит весьма убедительно.
Однако следы русской классики обнаружить несколько сложнее. Соте, как и многие криминальные режиссеры, оставляет подсказки. В частности, в театральной студии, где работает Лилиана, подружка Эрика, мы можем видеть афишу пьесы Максима Горького «Васса Железнова». В данном случае общим является тема распада семьи. Однако в «Раскаленном асфальте» речь ведется о предательстве людей, коих главный герой считал своими «названными братьями».
У Абеля Даво был прототип - гангстер по фамилии Дано. Его казнили в 1952 году, хотя в данном случае более интересно, что в годы войны он с личной выгодой сотрудничал, то с немцами, то с Сопротивлением. Героя фильма тоже несет по реке жизни и он, не раздумывая, использует оружие. Однако в одной переделке гибнут его подельник и жена. И загнанный Абель остается на руках с двумя маленькими сыновьями.
От «кискодава» до экс-символа панка в кино
Невольно вспоминается поговорка: оказанная услуга ничего не стоит. Даво полагает, что помогут его «друзья» из Парижа, которые ему обязаны свободой и жизнью. Однако у тех респектабельная жизнь и им проще предать своего бывшего приятеля. Этот мотив мы можем обнаружить несколько позже в «Неукротимом» (1983), где главную роль уже сыграл Ален Делон.
Криминальная кино-особа экзотического вида
Что ещё интересного в этом фильме? Закадровый голос, который дает характеристики персонажам. Еще немного и Сото дошёл бы до такого приема, как «информация к размышлению» (вспоминайте «мгновения весны»). А ещё Бельмондо принес в фильм очень много личного. Например, боксерские перчатки. Или утверждение, что удар левой у него всегда получался лучше (сцена, когда он выручает Лилиану).