Найти в Дзене
Александр Залесов

«Злое» — необычный фильм ужасов от автора «Заклятия». Его интересно смотреть (особенно в компании), но по сути это трэш

Оглавление

Привет, это Саша, ваш кинокритик. Я люблю смотреть фильмы, а потом думать о них. Сегодня я думаю про новый фильм ужасов «Злое», который снял Джеймс Ван — уже известный миру по «Астралу», «Заклятию» и «Пиле». Хороший фильм или нет — в конце текста. А начнём по порядку.

Чтобы вас заинтересовать — расскажу самое начало. Всё начинается с насилия. Парень во время ссоры бросает свою беременную девушку на стену. Из головы у неё течёт кровь. Чуть позже этой ночью кровь течёт уже из его головы.

Что происходит

Убийства! А ещё людей мучают и проводят странные операции. Главная героиня оказывается в кошмарном сне, где всё складывается для неё самым худшим образом. Или это не сон, а реальность? Первую половину фильма очень трудно понять, что происходит. Как нам, так и героям. А вторая половина — борьба с дьяволом во плоти, который намного ближе, чем кажется.

О чём фильм

Это не меня заперли с вами, а вас — со мной
Это не меня заперли с вами, а вас — со мной

Тематически «Злое» – смесь сестринской любви «Холодного сердца», феминизма и традиционалистских установок на семью. Из этой каши вывести никакую мораль нельзя, зато всем весело.

С левых позиций тут все очень хорошо, почти все герои – женщины. Героини. Они воюют с дьяволом. А мужчины либо очень хорошие (то есть никакие), либо невольные пособники зла. По большей части мужчин тут убивают, так что их роль – быть мясом для дьявола. Если откатиться к нулевому событию, то есть с чего история начинается, то мы поймем, что причина любого большого зла – зло поменьше. Вечный цикл.

Почему это интересно смотреть

Лица зрителей во время просмотра
Лица зрителей во время просмотра

Что происходит обычно в стандартном фильме ужасов? Есть мальчик/девочка/собака/дом одержимые злом. Природа зла туманна, но потом оказывается, что виновата детская травма/древнее проклятие/зверское убийство. Благодаря действиям главных героев мы спасаем мальчика, ура-ура, но потом нам показывают, что зло всё-таки уцелело и вообще ждите продолжения.

«Злое» озадачивает уже тем, что до середины фильма мы вообще не понимаем, что происходит. Мы барахтаемся в воронке безумия и не можем выплыть на поверхность, пока в колонках играет переделанная «Where's my mind». Действительно, где наш разум? В стандартном фильме ужасов уже с первых кадров, когда счастливая семья въезжает с коробками в серый дом на краю города, мы понимали, что будет в конце.

И мы слишком расслабились. Слишком привыкли к тому, что можем всё разгадать за первые 10 минут, а дальше с умным видом сидеть в кресле и говорить «Да, я всё это уже давно понял». Мы были наказаны и поделом.

Что всё-таки нет так с этим фильмом

-4

Его невозможно обсудить без спойлеров. Я держусь, чтобы не рассказать главный твист, на котором всё построено.

Это и благословение и проблема. Фильм отлично работает как посмотреть-один-раз-в-компании, но совершенно рассыпается, если пытаться его осмыслить. Джеймс Ван умеет играть с жанром ужасов, очень его любит. Понимает, что стандартные скримеры всем надоели, а зрителя надо не только пугать, но и смешить, иначе не будет внутренней динамики.

Но кроме изощренной формы, как сюжетной, так и визуальной, вы не найдёте в «Злом» ничего нового. Не расплывётесь в безумии, не откроете новые грани страха (привет, «Малхолланд Драйв»). «Злое» — просто очень хороший и изобретательный ужастик, умело играющий со стереотипами, к которым мы привыкли. Посмотрите в компании и вы не пожалеете. Визуально многие образы застревают в голове, но содержательно думать об этом фильме дольше 20 минут не выдержит даже пытливый разум.