В отношении подвига крейсера «Варяг» и действий его командира часто можно встретить такие «занятные» мнения, что подвиг то оно, конечно, подвиг, но вот Руднев как-то проявил себя не очень:
✅Чего-то сидел, ждал, когда нападут японцы, не мог сам разгромить весь японский флот и захватить Токио с Нагасаки впридачу.
✅Почему-то мало дрался с японцами, надо было не час драться, а пока последний снаряд не закончится
✅И чего он вообще «Варяга» так плохо затопил?! Японцы его прямо сразу и подняли. Вот на полном серьезе так и говорят – «японцы сразу подняли «Варяг».
И так далее. Ведь каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Особенно, когда победил всех японцев в World of Warship. Хорошо, владея послезнанием, зная о том, что случится дальше, давать умные советы тем, кто дрался и принимал решения в далеком феврале 1904 года. Поэтому я сегодня немного заступлюсь за Руднева.
Почему он не ушел из Чемульпо раньше? А почему он вообще должен был уходить? У него имелся такой приказ? Да, надо проявлять самостоятельность. Но в армии и на флоте любая самостоятельность определяется рамками уставов и приказов. Так что Руднев в той ситуации, в которой он оказался (врагу не пожелаешь) действовал так, как мог. Тем более, что это мы сегодня знаем, что затевали японцы. А вот в Чемульпо, в 1904 году это было не то, чтобы совсем стопроцентно очевидно.
Почему так мало дрался? И почему вообще не прорвался? Ну вы знаете, очень сложно драться, когда тебя в самом начале боя, по сути, оставили без системы прицеливания. Идея оставить «Кореец» и уходить одним крейсером, конечно, очень интересная. Но вот в тех условиях стопроцентной ловушки, которую японцы устроили Рудневу – не то, чтобы реализуемая на практике.
И наконец, самое главное обвинение, которое обычно предъявляют Всеволоду Рудневу –то, что он «Варяг» не подорвал, а «всего лишь» затопил. При этом ругают за то, что японцы так быстро подняли корабль, полностью его восстановили и использовали в составе императорского флота.
Ну вот вы знаете, когда говорят, что японцы подняли «Варяг» - «быстро и сразу», чуть ли через несколько дней – это вранье. Подняли паровой катер с «Варяга», а сам крейсер Руднев положил очень удачно – вроде и близко лежит, и удобно, и фиг достанешь.
Представьте себе, вы командир корабля, который надо вывести из строя. Война, скорее всего, продлится, пару-тройку месяцев, потом мы победим и вся наша техника потребуется нам снова. Взорвать в такой ситуации новейший крейсер – глупо. Тем более, что стоящие рядом нейтралы возражают, так как боятся, что их корабли повредят. Но можно его немного утопить так, чтобы как только мы победим и все будет наше, можно было относительно легко достать.
Ведь тогда, в феврале 1904 года никому в России, в армии и на флоте, даже близко не могло прийти в голову, что какие-то там японцы неожиданно начнут побеждать раз за разом, а мы будем отступать, на море начнутся сплошные неудачи и все закончится Цусимой. Почитайте, например, письма будущего советского адмирала, а тогда молодого мичмана Егорьева отцу – командиру крейсера «Аврора». Он был уверен в том, что через несколько месяцев русские моряки и солдаты пройдут парадом по Токио. Потом уверенность рассеется, особенно после боя в Корейском проливе, за который он получит лейтенанта.
Поэтому Руднев и положил ценное государственное имущество так, чтобы потом его можно было достать, восстановить и использовать. И кстати, японцы подняли «Варяг» совсем не быстро. Они смогли это сделать только в августе 1905 года. Причем не с первой попытки.
У нас в последние годы части пишут, что на флоте подвига Руднева не оценили и его после всех почестей тихо сплавили в отставку. Да, его на самом деле сплавили в отставку. И да, сделали это по-тихому с производством в контр-адмиралы. Вот только причина заключалась вовсе не в том, что бой «Варяга» не одобряли. Причина была интереснее – Руднев отказался принимать дисциплинарные меры против революционно настроенных нижних чинов из команды строящегося броненосца «Андрей Первозванный», которым его поставили командовать.
Так что причина отставки была совсем другой. А в том бою Руднев, решив выйти против японцев и принимая в дальнейшем все решения самостоятельно, еще и оградил офицеров от возможных судебных разбирательств из-за потери боевого корабля. Ведь никто же не знал, что Сене напишет восторженный отчет о бое «Варяга». Никто не знал, что война пойдет совсем не так, как ожидалось. И на фоне всего остального отчаянный бой крейсера с японской эскадрой превратится в эпичный подвиг.
-----------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм