Найти в Дзене
Academia-nadezhda

Русские в Океании: земли могли стать российскими

Таблица Academia-nadezhda
Таблица Academia-nadezhda

В откликах на публикацию нашего канала:

читатели обратили наше внимание на то, что кроме упомянутых в статье, ещё ряд территорий в различных частях света, в силу происходивших там событий, изъявляли желание войти в состав российского государства или могли стать российскими. Пожеланием было вспомнить эти события на канале Academia-nadezhda, поскольку они являются яркими свидетельствами заинтересованного отношения населения этих территорий к России, к олицетворявшим ее отважным российским флотоводцам, морякам, служилым людям, купцам, ученым, исследователям, несшим в мир, широкие гуманистические взгляды, взаимоуважение, отрицание порабощения народов, варварства войн. В статье

нами было дано обещание обязательно рассказать об этих интереснейших событиях. Выполняем обещанное и представляем недавно сделанные наши короткие видео- и фото- зарисовки этих мест.

1. Мягкая сила русского "лунного человека"

Наш рассказ об удивительной эпопеи одного из самых известных русских ученых-этнографов и антропологов, исследователей Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Н.Н. Миклухо-Маклае (1846-1888 гг.). Необычно звучащая русско-шотландская фамилия в сочетании с материалом школьных уроков истории и географии накрепко врезалось в память, переплелась в детском воображении с представлениями о доселе неведомых жителях таинственных островов навеянные страницами романа Д. Дефо, а сам ученый становился похожим на Робинзона Крузо.

Таблица Academia-nadezhda: "Карта путешествий Н.Н. Миклухо-Маклая"
Таблица Academia-nadezhda: "Карта путешествий Н.Н. Миклухо-Маклая"

Исследователи научного наследия и биографы Николая Николаевича Миклухо-Маклая сходятся на мысли о том, что серьезная исследовательская работа, жажда открытий влекли еще совсем молодого ученого в далекие, сложные и рискованные научные экспедиции, в которых он провел значительную часть своей короткой жизни. Его основным научным методом стало глубокое погружение в естественную среду обитания коренного населения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, Новой Гвинеи. Бесстрашный исследователь, он был одновременно и зоологом, и антропологом, и географом, этнографом, врачом, ботаником, еще при жизни по праву став признанным классиком мировой науки. Широкие гуманистические взгляды, уважение к человеку, нетерпимость к несправедливости, сформированные под влиянием идей русского писателя-демократа Н.Г. Чернышевского и его романа «Что делать?» снискали ему безграничное уважение жителей исследуемых им земель, были его единственной мягкой силой в общении как с туземным населением, так и с власть имущими.

Галерея Academia-nadezhda "Природа Папуа-Новой Гвинеи":

Справка Academia-nadezhda: Новая Гвинея была открыта в 1526 году португальским мореплавателем Жоржи де Менезешем. Но название остров получил значительно позднее. Испанскому мореплавателю Ортису де Ретису, побывавшему на нем в 1545 году, показалась похожей курчавость волос местных папуасов и меланезийцев на аналогичную у населения африканской Гвинеи, так остров стал Новой Гвинеей.

К середине XIX века остров Новая Гвинея (его южное побережье) стали посещать миссионеры, торговцы, китобойные суда, пополнявшие здесь запасы пресной воды и продовольствия. На большей части острова в т.ч. на северо-восточном побережье Новой Гвинеи, где высадился в сентябре 1871 года Н. Миклухо-Маклай, европейцы еще не появлялись. Н. Миклухо-Маклай стал первым европейцем, которого встретили жители северо-восточного побережья Новой Гвинеи. Впервые европеец встретился с людьми каменного века в прямом смысле этого слова, которые занимаясь охотой, рыболовством и собирательством и которые не знали, как выглядит железо, и с которыми он вошёл в контакт с целью изучить их культуру, а не навязывать им свою, став первооткрывателем народа, среди которого прожил несколько лет и ответственность за судьбу которого нес всю свою жизнь.
Настороженность первой встречи с местными жителями постепенно ушла, отношения стали дружескими и доверительными. Он охотно помогал туземцам, лечил, передавал им более совершенные орудия труда и различные семена, изучал их обычаи, опыт, составлял словари местных языков. Аборигены, считая его мифическим персонажем, божественным героем, "человеком с Луны" или "лунным человеком", построили для него просторную хижину на берегу, который он, по праву первого европейца ступившего на него, нарёк
Берегом Маклая.

Галерея Academia-nadezhda "Рисунки из дневников Н. Миклухо-Маклая"

Во время своих неоднократных поездок в Новую Гвинею он хорошо изучил остров, уточнил карты его берегов, прибрежных глубин, открыл миру новые образцы флоры и фауны, неизвестные племена, исключительно самобытный мир этих народов, их антропологию, образ жизни, верования и языки. На основании своих исследований русский ученый опроверг бытовавшее в то время среди европейских ученых-антропологов и в европейском обществе мнение о аборигенах островов Океании, Австралии и др., как о промежуточном звене между европейцами и их животными предками, о наличии «обезьяноподобных» черт у папуасской расы". Н.Н. Миклухо-Маклай своими научными трудами и личным опытом блестяще доказал, что физический тип папуасов существенно ничем не отличается от европейского и что их культурная отсталость объясняется не расовой неполноценностью, а особыми историческими условиями, в которых они жили и развивались. Очень важен и по-прежнему актуален вывод Н.Н. Миклухо-Маклая о том, что с изменением условий жизни папуасы, как и все открытые европейцами народы в Азии, Австралии, Океании, смогут развивать свою культуру, двигаться по пути прогресса, догнать в своем развитии жителей Европы и Америки.

" Вы первый путем неопровержимого опыта доказали, что человек везде человек, то есть доброе открытое существо, в общение с которым можно и нужно входить только добром и истиной, а не пушками и алкоголем. И Вы доказали это подвигом истинного мужества, которое так редко встречается в нашем обществе и которое даже не понимают".  Лев Толстой в письме Н. Миклухо-Маклаю (сентябрь 1886 г.)

3. План создания Папуасского союза

В это время английский натуралист Э. Гоулди, исследовавший южное побережье Новой Гвинеи обнаружил перспективные, по его мнению, золотоносные породы в районе поселения Порт Морсби (ныне столица страны). Слухи о возможной золотой лихорадке быстро распространились в Австралии и др. странах, нашлось множество охотников всех мастей ринуться на поиски нового Эльдорадо. Кроме золота колонизаторов влекли сюда прекрасные условия для выращивания сахарного тростника, возможность похищать жителей в рабство для плантаций на Новой Каледонии, Фиджи и Самоа и др. В июне 1876 г. в ходе второго пребывания ученый обнаружил, что на Берегу Маклая во время его отсутствия стали хозяйничать англичане и немцы, которые прошлись с огнём и мечом, разгромили и сожгли местные поселения, похитив часть жителей. Н. Миклухо-Маклай старается всяческими способами предотвратить возможную беду и многократно обращается к кайзеру Германии Бисмарку, к английскому премьер-министру Дизраэли, британскому верховному комиссару в западной части Тихого океана, губернатору о. Фиджи А. Гордону, австралийским официальным лицам и обществу с письмами и телеграммами с просьбами прекратить бесчинства против населения Новой Гвинеи. Но безрезультатно.

Галерея Academia-nadezhda "Портреты глав государств и правительств с которыми Н. Миклухо-Маклай вел переписку и переговоры о судьбе Новой Гвинеи":

Чтобы уберечь своих друзей от происков белых захватчиков Н. Миклухо-Маклай решает разработать план создания Папуасского Союза, как независимого государства под международным протекторатом. Его цель - помочь папуасам «достичь, на основе уже существующих местных обычаев, более высокой и всеобщей ступени чисто туземного самоуправления», сплотить в едином Папуасском Союзе изолированные друг от друга деревни Берега Маклая для противостояния колонизаторам. Он считал, что для решения вопросов, представляющих всеобщий интерес, мог быть создан Большой Совет, из наиболее влиятельных пожилых мужчин основных деревень, а мелкие текущие дела оставить в ведении традиционных деревенских советов. Первоочередными задачами Союза им ставились: открытие школ, строительство пристаней, дорог и мостов, развитие ремесел. Себя он видел в качестве советника Большого Совета и представлял бы его во внешних сношениях. Он рассчитывал на первых порах найти поддержку благотворителей, а когда начнут плодоносить растения на плантациях и разовьется взаимовыгодная торговля с другими островами Океании и Австралией, появится экономическая основа развития Папуасского Союза.
Но к 1881 году он осознал, что несмотря на все свое личное влияние и даже перед опасностью колониального захвата, в одиночку организовать племена, где почти в каждой деревне был свой особый язык или диалект, в Папуасский Союз не получается. Стараясь найти выход из сложного положения и отсрочить колониальный захвата острова, он пишет письма, ведет переговоры с руководителями колониальных администраций Германии, Великобритании в регионе Океании и Австралии, премьер-министрами и министерствами Великобритании, Германии, Австралии, выступает в газетах, ведет широкую разъяснительную работу в Австралии, требуя от них “...взять под защиту права темнокожих туземцев островов Тихого океана как людей от бессовестной несправедливой и жестокой эксплуатации… всеми белыми вообще”.

При этом нужно учесть очень важное обстоятельство - серьезно подорванное в экспедициях здоровье все чаще дает о себе знать, вынуждая его на время оставлять дела.

В ноябре 1882 года Н. Миклухо-Маклай смог добраться до России. Он решил просить поддержки своего плана у Российского государства, военно-морского ведомства, министерства иностранных дел и, разумеется, у государя Александра III, которые, по его мнению, не могли не быть заинтересованы в расширении влияния России в этой части Тихого океана, организации здесь "морской станции" и русского поселения для обслуживания нужд военного флота в продовольствии и воде, а в конечном счете переход части острова под протекторат России. Поднятие здесь российского флага, по его мнению, стало бы гарантией защиты местного населения от европейских колонизаторов и его успешного цивилизационного развития. Александр III встретился с Н. Миклухо-Маклаем. В ответ на предложения ученого император поручил министерству иностранных дел совместно с военно-морским ведомством изучить их. В результате проведенного исследования планы учёного были отвергнуты, как экономически не целесообразные, а остров признан не подлежащим использованию ввиду его удаленности, а при наличии удобных бухт для стоянок крейсеров, там нет мест для обустройства угольного склада.

Таблица Галерея Academia-nadezhda: Карта Новой Гвинеи 1884 года с зонами аннексии. На германской территории обозначен и Берег Маклая
Таблица Галерея Academia-nadezhda: Карта Новой Гвинеи 1884 года с зонами аннексии. На германской территории обозначен и Берег Маклая

Весьма примечательно, но в 1884 году ничто из перечисленного не помешало окончательному разделу восточной Новой Гвинеи между Германией и Англией, достигших соглашения о разграничении их владений на Новой Гвинее. Берег Маклая отошел Германии. Вот что он писал Бисмарку требуя положить конец захвату острова: “Я имел неоднократно случаи, во время моих путешествий в Тихом океане, быть свидетелем самой бессовестной эксплуатации и грабежа островитян со стороны германских торговцев… , которые причиняли тяжкие и непоправимые несправедливости... и нередко даже убивали туземцев и сжигали их деревни…” Напрасно Маклай посылал протесты английскому премьер-министру и немецкому кайзеру, им не было никакого дела до мнения русского учёного о том, что папуасы тоже люди. Попытки Н. Миклухо-Маклай организовать международный протекторат над Новой Гвинеей также не увенчались успехом.
Пожалуй это всё что нужно было знать для понимания что такое настоящие "европейские ценности".

9 января 1885 года Н. Миклухо-Маклай отправил Бисмарку телеграмму: "Туземцы Берега Маклая отвергают германскую аннексию". В тот же день он послал телеграмму Александру III, умоляя русского царя заступиться за папуасов.

4. Разрешите поднять русский флаг

В апреле 1886 года Н. Миклухо-Маклай прибыл в Россию, добился приема у Александра III, отдыхавшего в крымской Ливадии и вновь предложил царю основать русское поселение на Берегу Маклая как противодействие колонизации острова Германией и взять Новую Гвинею под протекторат. Но вновь получил отказ.

Тогда Н. Миклухо-Маклай дополнил его предложением создания на острове «вольной русской колонии» из добровольных переселенцев.

Это получилось следующим образом.
Еще осенью 1882 года крестьянин Ивана Киселева из села Мегрино Новгородской губернии поделился с Миклухо-Маклаем своим желанием переехать с семьей в Новую Гвинею. Мысль о том, что русские крестьяне-добровольцы привезли бы на остров более высокую технику возделывания земли и сельскохозяйственных работ, ремесел, финансов показалась ему очень важной, постепенно ставшей серьезным проектом. Обеспечить переселенцев землей не составило бы труда. Русские колонисты принесли бы с собой и более развитую, но в чем-то весьма близкую политическую культуру - общину, общий сход, старшину. Вечно эксплуатируемые русские крестьяне смогут, наконец, насладиться плодами своего труда - всю чистую прибыль Н. Миклухо-Маклай предполагал делить между колонистами соразмерно их положению и вкладу, а туземцы получат простой способ приобщиться к достижениям цивилизации.
Н. Миклухо-Маклай тщательно изучил опыт заселения, обустройства, адаптации к тропическим условиям французских переселенцев на о. Новая Каледония.

И вот теперь Миклухо-Маклай приступил к действию. 27 июня 1886 года он опубликовал в газете «Новости и Биржевая газета» короткое объявление: «Желающие поселиться или заняться какою-нибудь деятельностью на Берегу Маклая в Новой Гвинее или на некоторых других островах Тихого океана могут обратиться ко мне письменно или лично по моем приезде в Санкт-Петербург». Он ожидал набрать десять добровольцев, которые отправятся с ним в Новую Гвинею, наладят отношения с папуасами и начнут там обустраивать быт, но эффект превзошел все ожидания - десятки писем в день, толпы добровольцев! Среди них были люди всех слоев - студенты, рабочие, обедневшие аристократы, офицеры, врачи, крестьяне. Все они хотели попробовать заново построить свою жизнь в Новой Гвинее.
Вдохновленный полученным результатом Миклухо-Маклай предпринял последнюю отчаянную попытку спасти свой проект.
24 августа 1886 года и отправил еще одно письмо на этот раз брату императора - великому князю Алексею Александровичу. В нем он просил посодействовать ему в устройстве русской переселенческой колонии если не на самой Новой Гвинее, то хотя бы на каком-то из близлежащих маленьких островов. "Предположенный мною план занятия островов в Тихом океане и образования на них русской колонии необходимо осуществить немедленно, так как при существующем в последнее время стремлении европейских держав, особенно Германии и Англии, к захвату различных островов Тихого океана на долю России в скором времени не останется ни одного более или менее удобного пункта". Поднятие здесь российского флага, по его мнению, стало бы гарантией защиты местного населения от европейских колонизаторов и его успешного цивилизационного развития.
9 декабря 1886 года специальная правительственная комиссия отклонила проект, объяснив отказ тем, что «поднятие русского флага неминуемо повлекло бы правительство в целый ряд дорогостоящих мероприятий без существенной пользы для государства». Александр III наложил резолюцию: «Считать это дело конченным. Миклухо-Маклаю отказать». Россия лишилась возможности отстаивать свои интересы в этом районе Тихого океана. Н.Н. Миклухо-Маклай не сумел помочь своим друзьям-папуасам. Но он сделал все, что мог и для них и для России.

Здоровье Н.Н. Миклухо-Маклая стремительно ухудшилось. Он скончался 2 апреля 1888 года в возрасте 41 года в Санкт-Петербурге. За великие заслуги перед Россией, выдающийся вклад в мировую науку император Александр III назначил вдове ученого пенсию, которая выплачивалась из его личных средств. После Александра III пенсия выплачивалась до 1917 года императором Николаем II. Потомки Н.Н. Миклухо-Маклая живут в России и Австралии.
Причина смерти Н.Н. Миклухо-Маклая была установлена только через 75 лет. Выяснилось, что Н.Н. Миклухо-Маклай умер от онкологического заболевания нижней челюсти, которое сильно беспокоило его последние несколько лет жизни. Несмотря на это, он продолжал свою работу.

Галерея Academia-nadezhda "Памятники, установленные Н.Н. Миклухо-Маклаю в местах его научных экспедиций":

Мечта Николая Николаевича о том, чтобы этот остров и папуасы были независимы, была осуществлена в 1975 году. На карте мира появилось новое государство Папуа-Новая Гвинея, а его граждане чтут и сохраняют память о нем.

Разумеется, сегодня Папуа-Новая Гвинея далеко ушла от тех времен, когда здесь жил и работал российский ученый.

Справка Academia-nadezhda: Папуа - Новая Гвинея - государство в Океании, в юго-западной части Тихого океана, занимает восточную часть острова Новая Гвинея, архипелаг Бисмарка, северную часть Соломоновых островов (о-ва Бугенвиль, Бука), о-ва Д’Антркасто и др. Площадь - 462 840 км², население - более 8,7 млн. человек. Столица - г. Порт-Морсби (350 тыс. жителей). По форме правления это парламентская монархия - главой государства является королева Великобритании, которую в стране представляет генерал-губернатор, назначаемый ею на 6 лет по представлению правительства страны. Входит в Содружество наций под руководством Великобритании. Законодательную власть осуществляет однопалатный парламент, избираемый всеобщим прямым голосованием. Исполнительная власть - Национальный исполнительный совет, возглавляемый премьер-министром, с 2019 г. это Джеймс Марапе. Государственный язык - английский и несколько местных (здесь почти 800 (!) местных языков и наречий. Экспорт нефть, золото, медная руда, лесоматериалы, пальмовое масло, кофе, какао, крабы, креветки. Экспорт почти в 2 раза превышает импорт. Импорт - автомобили, промышленные товары, продовольствие.

У молодого государства Папуа-Новая Гвинея много серьезных проблем. Необходимо упрочить государственное единство и работать над экономическим развитием страны, улучшением качества жизни, преодолением культурной отсталости, долгие годы консервировавшуюся колониальным режимом. Главное, что страна, пробуждается к новой жизни.

Вывод:

Папуа- Новая Гвинея помнит и чтит русского ученого Н.Н. Миклухо-Маклая, который не только пытался остановить колонизаторов, но и был первым, кто предлагал открыть здесь школы, кто больше столетия назад поднял вопрос о создании в Новой Гвинее независимого государства . Он и сейчас человек из легенды - таинственный, могущественный и необычайно добрый.

Литература:

1. Н.Н. Миклухо-Маклай на фоне эпохи / Д.Д. Тумаркин; Ин-т этнологии и антропологии РАН. – М.: Вост.лит., 2011 . – 623 с.

2. Папуасский союз (из истории борьбы Н. Н. Миклухо-Маклая за права папуасов Новой Гвинеи) [Электронный ресурс] // Восточная литература: Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Reisen/XIX/1860-1880/MMaklaj/Proekt_razvitija_berega_Maklaja/pred.phtml

Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии, советуйте друзьям. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda.

Еще больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com

-9

#миклухо_маклай #географические_открытия #папуа-новая_гвинея #океания #памятники_маклая #карты_миклухо-маклая