С самого детства Ванда Диаз-Мерсед знала, что будет астрономом. Даже их с сестрой игры были связаны с космосом: они притворялись, что летят на космическом корабле и изучают другие галактики. Инвалидность не помешала Ванде идти к своей цели. Поворотным моментом для нее стало участие в школьной научной ярмарке. Девочка заняла второе место и поняла, что научная карьера для нее вполне реальна.
Но в 20 лет ей пришлось столкнуться с тем, к чему она не была готова. Ванда утратила зрение. Ей пришлось заново приспосабливаться к миру и учиться жить, опираясь на другие чувства. Самое страшное было в том, что слепота ставила крест на карьере астронома. Современные научные методы строятся на визуальном наблюдении – то есть на том, что Ванде стало недоступно.
Начало новой эпохи
Сдаваться Ванда не пожелала. Да, зрение потеряно, но слух по-прежнему при ней. Так почему не использовать его для наблюдения за звездами? Так началась история новой эры в астрономии. В помощь визуальным методам наблюдения пришла сонификация. Вот что рассказала об этом Ванда на конференции TED:
Я долго и упорно думала об этом и внезапно поняла, что кривая блеска представляет собой таблицу чисел, преобразованных в визуальный график. Я и мои сотрудницы усердно работали над преобразованием числа в звук. Я получила доступ к данным и теперь могу заниматься физикой на уровне лучших астрономов, используя звук. То, что люди делали в основном визуально на протяжении сотен лет, я делаю с помощью звука.
Как показало время, Ванда была права. Сонификация графиков дает немало данных для работы. Ритм, частота, высота звука меняются в зависимости от графика. Именно на эти мельчайшие изменения опирается Ванда при изучении гамма-всплесков.
Она подчеркивает, что этот метод полезен не только для незрячих людей, но и для всех остальных. Сонификацию можно использовать вместе с визуальным наблюдением, что повысит точность анализа.
Наука для всех
По словам Ванды Диаз-Мерсед, не все поначалу оценили новый метод изучения информации. Многие сочли его ненужным: ведь в мире не так много незрячих астрономов, всего четверо. Принять Ванду согласилась Южноафриканская астрономическая обсерватория. Именно здесь астроном совершенствовала свою методику.
Её труд вдохновил и других людей, причем не только ученых. Во время работы в Гарвард-Смитсоновском центре астрофизики Ванда работала вместе с Герхардом Зоннертом над сонификацией рентгеновских лучей из двойной звездной системы в созвездии Гидры. Оригинальные тона вдохновили Фолькмара Штудтрукера на целый альбом – X-Ray Hydra.
Сейчас основная цель Ванды Диаз-Мерсед – сделать так, чтобы астрономия и наука вообще были более доступными для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Она работала над сонификацией для обучения астрономии в школе для незрячих «Атлон» (Южная Африка). И создала проект Astro Sense, помогающий слепым постигать эту науку при помощи звука и 3D-моделирования.
Ванда считает, что активное вовлечение ученых с инвалидностью в рабочий процесс, доступность науки для каждого поможет достичь огромного прорыва.
Я считаю, что наука создана для всех. Она принадлежит людям и должна быть доступна всем, потому что мы — исследователи по своей природе.