Сегодня мы продолжим говорить о синем экране в истории кино. И на этот раз это действительно будет синий экран, но немного не тот, к которому мы привыкли. Вернее – не в той функциональности.
Еще одним методом «вклеивать» частичное изображение в кадр в 20-е годы был метод Даннинга-Помероя. Пишут, что метод был придуман 17-летним Доджем Даннингом в 1924 году, но поскольку парень был несовершеннолетним, на патент подал его отец – Кэрролл Додж Даннинг, один из первопроходцев цветного кино. Примерно в то же время метод был придуман мастером спецэффектов Роем Помероем и оператором (как бы его называли в советском союзе) комбинированных съемок Фредом Джекманом. Однако, в результате затяжного судебного разбирательства Джекмана из этой истории выдавили, и в 1930 году патенты объединили, а метод начал называться процессом Даннинга-Помероя.
Метод позволял создавать композит прямо в камере. Как он работал?
Сначала для планируемой сцены снимали фон, проявляли, печатали с него позитив (то есть, кадры, которые уже можно просто проецировать на экран и смотреть) и окрашивали этот позитив определенным образом – он был не черно-белым, а оранжево-белым. Точнее, применяли индийский красный цвет (который также применяется в методе натриевых паров студии Дисней).
Дальше строили нужную декорацию с ярко-синим экраном позади, и во время съемки освещали актерскую сцену вместе с декорацией тем же самым (было важно, чтобы оттенки совпадали как можно точнее) оранжевым светом. Скорее всего, декорацию еще и красили в этот оранжевый, ведь кино черно-белое! Да и костюм актера, скорее всего, был нужного цвета. Синий экран дополнительно освещали синим светом – для пущей контрастности. Возможно, это было прототипом знаменитой цветовой пары teal and orange.
После чего брали специальную камеру под названием «бипак», в которую можно было заправить сразу две пленки «бутербродиком». Так каждый кадр на черно-белом панхроматическом негативе снимали сквозь уже обработанный оранжево-белый позитив фона.
Интересно, что по всем описаниям оранжевый свет от декорации беспрепятственно проходил сквозь оранжевый же позитив и печатался на негативе. Я это плохо себе представляю, если бы это было так просто, мы до сих пор бы это использовали. Все остальные похожие методы создания композита включают в себя цветоделительную призму внутри камеры. Здесь же о ней никогда не упоминают. Но в обоих патентах написано именно так. Интересно, что в патенте Роя Помероя цвета перевернуты, и хромакей у него красный, а позитив синий (как в схеме аддитивного транспаранта Бориса Горбачева). Но это комплиментарные цвета, которые можно использовать в паре, а где какой цвет в этой схеме – уже не важно.
Из минусов схемы: производство окрашенного позитива было долгим и сложным, нужно было точно придерживаться определенного цветового тона, иначе фон начинал «просачиваться» через отснятое изображение. Были и другие нюансы, усложнявшие производство такого композита. Все это и судебные дрязги в связи с патентами в итоге вынудили Голливуд искать другие методы создания комбинированного изображения, например – развивать рир-проекцию.
И это – тоже далеко не последний метод создания композита, известный в тот период. На самом деле существовало с десяток методов соединения двух отснятых изображений.
#vfx #vfxhistory #спецэффекты #история кино #кино