Алексей Григорьевич Варламов увлекался живописью с самого раннего детства. Мог часами наблюдать за тем, как убегают вдаль речные волны. Как в полях и рощах, что раскинулись вокруг родного города Галича, гуляет золотая осень. И как приезжие художники, издавна облюбовавшие эти места, переносят на холст задумчивую красоту равнинного пейзажа...
Учёба в Горьковском художественном училище превратила талантливого юношу в превосходного рисовальщика. Сразу после его окончания наш герой и сам становится педагогом, готовящим абитуриентов к вступительным экзаменам. Успехи Варламова отмечают и в Горьковском товариществе художников. Приглашение в ряды мастеров не заставляет себя долго ждать, первые работы нашего героя успевают появиться на свет ещё в 1941 году.
В том же году он отправляется на фронт. Впереди — оборона Москвы и Курская дуга. Младший авиаспециалист, стрелок-радист Алексей Григорьевич Варламов с честью выполняет свой долг перед Родиной и в 1945 году возвращается домой.
Именно тогда Варламов становится настоящим художником. В тот самый момент, когда осознаёт, что хочет любить, ценить, помнить и творить не только за самого себя. Но и от имени тех, кто навсегда остался в сердце и памяти, но уже никогда не вернётся. Будущий мастер чувствует, что обязан превратить свои фронтовые этюды в «полнокровные» картины. И раз и навсегда выбирает свой путь в искусстве.
Его полотна — простые, но бесконечно выразительные живописные повести. Честные в своём пронзительном психологизме, ясные в своей прямоте. Художник Варламов никогда не писал сюжетов, которых не «пропустил через себя». Не бывал отстранённым наблюдателем и не довольствовался простой констатацией реальности. Если требовалось — неделями, а то и месяцами работал в архивах, искал свидетелей интересовавшего события, исследовал быт, темперамент, образ мыслей своих персонажей.
Страшная катастрофа Великой Отечественной не смогла ожесточить сердце мастера. Наоборот: сделала от рождения светлый характер ещё более чутким и отзывчивым. С годами, принёсшим опыт и отточившими мастерство живописца, лирическая нота в творчестве Варламова лишь усиливалась.
В конце концов наш герой пришёл к тому самому особому стилю, который можно условно назвать «типажным портретом». В этом особом, чисто «варламовском» формате картин, органично уживались как индивидуальные черты моделей, так и характерные маркеры их социальной роли, культурной принадлежности и даже того особого отпечатка, что оставляет на психологическом профиле личности профессия.
Впрочем, работа с «большими формами» удавалась нашему герою не хуже. В середине 1950-х Алексей Григорьевич решается на амбициозный проект. По замыслу живописца, картина «На Волге широкой» должна была сочетать в себе не только фактурные и харизматичные образы, но и полноценные психологические портреты. Во всём их сложном и выразительном многообразии, которое в конечном итоге должно было сложиться в атмосферно целостную композицию.
Художник буквально «с головой» ушёл в работу, без устали экспериментируя с мимикой, пластикой, светом, тонами. Особую ценность данному произведению придало стремление Алексея Григорьевича как можно достовернее изобразить своих земляков-галичан, оставив Истории их истинные, а не придуманные образы. Совместить высокий символизм жанрового полотна с портретным реализмом.
Всё удалось. Мелодия «оркестра поколений», «химия» отношений непохожих друг на друга персонажей, точно пойманный «вектор» единения их «разнонаправленных» настроений — всё это случилось, соединилось, «заиграло» и образовало картину-феномен. Концентрированное воплощение всего самого лучшего, что только может быть в таких понятиях как Радость, Дружба, Свобода.
Пожалуй, лучшей «визитной карточки» для творчества Алексея Григорьевича Варламова нельзя и пожелать. Талантливый юноша, ставший отважным защитником Отечества. Опытный мастер, не утерявший «пластичности» мазка. Убеждённый оптимист и идеалист, умевший не льстить своим персонажам, а выделять сильнейшие черты их личностей на фоне достоверного портрета. Таким его запомнят навсегда.
Автор: Лёля Городная