В 1967 году в Москве произошло два замечательных события. Рядом с Кремлем распахнула для постояльцев свои двери гостиница "Россия", и в роддоме имени Грауэрмана появился на свет я, автор этих мини-воспоминаний.
Изначально огромное здание крупнейшего для своего времени гостиничного комплекса для меня ничем не выделялось из окружающего пейзажа. Куда большее впечатление производили башни и стены Кремля, Красная площадь. А вообще, из всего самого центра столицы меня тогда больше всего интересовал ГУМ. Вернее, отдел игрушек на втором этаже.
Первый раз я пристально разглядел, обратил внимание на здание гостиницы в 1977 году, когда меня везли на машине мосту через Москва-реку. Следы от февральского пожара были хорошо заметны на фоне светлых стен.
В 93-м году я очень хорошо вспомнил тот момент, когда оказался рядом с расстрелянным из танков Белым домом.
Но, вернемся к гостинице "Россия". Первое наше близкое знакомство прошло через кинотеатр "Зарядье", который располагался у подножия здания со входом с Москворецкой набережной.
Сначала я ходил туда с родителями. Потом сам, по выходным и прогуливая школу. Благо, жили мы недалеко, на Пятницкой. От основной массы столичных кинотеатров он отличался тем, что имел два больших равноценных зала. Соответственно, и репертуар был побогаче.
Со временем интересы к зданию гостиницы у меня поднялись над уровнем кинотеатра. В 1985 году началась горбачевская антиалкогольная компания, а я поступил на журфак МГУ. Не секрет, что многие студенты очень уважали один пенный напиток с небольшим количеством градусов. Как вы понимаете, я совсем не квас имею в виду. А не называю прямо потому, что не хочу попадать под санкции Дзена. Так вот, с пенным в магазинах тогда было не очень хорошо. Но в феврале 1986 года в Москве начал работу XXVII съезд КПСС. Делегаты его, прибывшие в Москву с разных концов страны, селились именно в гостинице "Россия". Соответственно, ассортимент тамошних буфетов значительно расширился, в том числе и в плане напитков. В продаже появились даже импортное ячменное, которого в простых магазинах было не найти днем с огнем. Что же до цен, то они были ниже обычных. Однако, пройти в гостиницу с улице было непросто - на дверях дежурили милиционеры и люди в штатском. В здание пускали только по пропускам и по приглашениям.
Не помню, кто из моих однокурсников или более старших учащихся нашего факультета выяснил, что "волшебным ключиком" для входа в "Россию" может служить студенческий билет факультета журналистики МГУ. Не было случая, когда бы нас не пустили в здание после предъявления "корочки". А причина этого достаточно простая. Журналистов, даже студентов журфака, тогда уважали. Да и было их не как сейчас - за три копейки пучок, а пучков возок
Вот и шли мы после или вместо лекций и семинаров в буфеты гостиницы. Этих заведений там было много. Чуть ли не через каждый этаж. Особо любимы были те, что с видом на Кремль. Один из них показан в фильме "Мимино". Кстати, в "России" снимались многие сцены этой комедии. Их я и буду использовать в качестве иллюстраций.
Еще одной из точек притяжения в комплексе "России" для меня в студенческие времена стал Государственный центральный концертный зал «Россия».
Ходил я туда достаточно часто. То какой-то импортный джаз-банд приедет, то еще что-то интересное. Но больше всего мне запомнились два концерта. Первым была сольная программа Аллы Баяновой. Сейчас это имя вряд ли что-то скажет большинству. А я был потрясен мощью голоса и энергией этой очень пожилой уже артистки, выступавшей еще вместе с Петром Лещенко и Александром Вертинским.
Помню я и огромное потрясение, чуть ли не благоговение, после концерта Мишеля Леграна. Одно дело слушать такую великолепную музыку с пластинки или из телевизора, и совершенно другое - в зале, в исполнении самого великого Мастера.
Кстати, купить билеты даже на такие концерты вполне можно было в билетных же киосках, которые стояли возле станций метро. Не всегда, но можно. Цену я сейчас точно не помню. Но она была не заоблачной. Может, рубля два-три.
Про рестораны гостиницы память мало что сохранила. Да и бывал-то я там всего пару раз, на каких-то банкета. Обычные большие залы. От столовых отличались более редкой расстановкой столиков, более дорогими скатертями, посудой и приборами, ну, и наличием официантов. Да, еще присутствовали вычурные элементы а-ля роскоши. Сами посмотрите:
Номера в "России" тоже были обычными, советскими, я бы сказал, утилитарными. В них было все необходимое, но без особых излишеств. Я имею в виду "люксы", в которых несколько раз приходилось бывать на переговорах с иностранными бизнесменами.
В таких же "люксах" гостиниц постройки советского периода я неоднократно жил в командировках в разных городах нашей страны.
Конечно, vip-номера, в которых останавливались боксер Майк Тайсон или президент США Буш, наверняка были несколько другими. Но чего не видел, то и обсуждать не могу.
В начале 2000-х гостиница "Россия" была закрыта, а затем и снесена. На ее месте теперь расположился широко разрекламированный парк "Зарядье".
Была ли необходимость в ее сносе? Честно, не знаю. Жалко ли мне мою ровесницу? Да. Как жалко все, что связано с беззаботным детством и легкомысленной юностью. Одно я знаю точно, в парк на месте "России" я никогда не пойду. Пусть эта гостиница так и останется стоять в моих воспоминаниях. Огромное здание на набережной Москвы-реки, из которого едва доносится душевная мелодия Мишеля Леграна.
Если не сложно, оцените статью «лайком». Разумеется, если она Вам понравилась.
За подписку на канал - буду особо благодарен!
У меня есть что еще почитать:
Москва, которую я потерял. В центре столицы появился 12-метровый кусок г... глины
Москва, которую я потерял. Главное отличие Лужкова от Собянина.
Москва, которую я потерял. Собянин затмил славу Герострата.
Москва, которую я потерял. Столичные трамваи могут уйти вслед за троллейбусами?
Московских улиц имена. Проспект Андропова.
Московских улиц имена. Прибалтийский уголок на Северо-Западе столицы
Московских улиц имена. Проспект Академика Сахарова