Найти тему
Олег Панков

Из паломнических заметок

Оглавление
Купол храма Гроба Господня
Купол храма Гроба Господня
Старый город (Иерусалим)
Старый город (Иерусалим)

Встречи на Святой Земле

В августе 2007 г. в составе паломнической группы я впервые оказался на Святой Земле. В небольшой арабской гостинице, где мы остановились, всеми делами заправляли два хозяина – члены одной семьи – отец и его приемный сын.

Почти круглосуточно в холле работал массивный телевизор, возле которого, образно говоря, крутилась вся жизнь этого небольшого социума. Здесь хозяева оформляли проживание, принимали гостей и знакомых, вкушали пищу и тут же на небольшом диване отдыхали в ночное время (чаще всего младший из них). Мы сразу обратили внимание, что арабы смотрят только свой национальный телевизионный канал «Альджазира». Это мощнейшая радиотелекомпания, передачи которой транслируются на все арабские страны. Не зная арабского, мимоходом можно было понять, что принципы ее работы вполне соответствуют евро-американским стандартам: новости, развлекательные программы, спорт, культура и т. д.

С удивлением мы обнаружили некоторое не совсем хорошее сходство между большинством россиян и арабов, которое касается вредной общеизвестной привычки. Последние тоже много курят и бросают окурки где попало, впрочем, как и другой мусор. Однако среди женщин-арабок курильщиц намного меньше. Даже на Западе обратили внимание на названное «сходство». В одной из голливудских постановок, посвященной проблеме курения, главный герой бросает такую реплику, что в современных фильмах курят только русские и арабы… Хотя говорится о фильмах, но, в принципе, это не меняет сути дела.

Впрочем, во всем остальном, как мы смогли непосредственно убедиться, арабы трудолюбивы, гостеприимны и достаточно порядочны.

Лучше узнать жизнь современного Иерусалима помог один наш бывший соотечественник по имени Марк, проживавший постоянно в гостинице, где мы остановились, уже несколько лет.

Как жизненное и духовное назидание, считаю необходимым более подробно рассказать о нем.

По всем меркам Марк оказался очень образованным человеком, знающим несколько языков, в том числе арабский, хорошим рассказчиком и ненавязчивым собеседником. С ним мы познакомились на второй или на третий день нашего пребывания на Святой Земле. Закончив чтение вечерних молитв, мы обычно собирались на просторной открытой гостиничной площадке второго этажа, чтобы подышать прохладным воздухом после дневной жары. Там же мы организовывали и совместную трапезу. Надо сказать, что погода в Иерусалиме имеет свои особенности, во всяком случае, в летнее время, которых мы не замечали в других городах и местностях. Вечером, как будто по заказу, начинает дуть прохладный «живительный» ветерок. Поэтому мы и устремлялись на упомянутую площадку.

Марк первый заговорил с нами и предложил свои услуги переводчика и знатока здешней жизни, чтобы кому-либо из нас в чужой стране не попасть в какую-нибудь неприятную ситуацию. Интуитивно нам были вполне понятны его желание и потребность души пообщаться с людьми, приехавшими из России. Как потом выяснилось, наш новый знакомый интересовался жизнью в России еще и по той причине, что собирался вернуться обратно в нашу страну. Он и поведал нам, что в российском посольстве создается программа по возвращению желающих на Родину.

В течение двух с лишним часов, почти не прерываясь, мы напряженно слушали откровенный рассказ о метаморфозах человеческой жизни, религиозных воззрениях и современном Израиле. Некоторые из нас собирались причащаться, поэтому во всем этом просматривалось еще и некое искушение, поскольку Марк считал себя иудеем и не признавал Новый Завет.

Марк родом из Баку. До отъезда в Израиль получил высшее образование и занимался предпринимательской деятельностью в Москве. О его жизни вполне можно было бы написать отдельное повествование в стиле характерных произведений Ф. М. Достоевского или М. Горького.

В Израиле он 15 лет, прошел несколько этапов адаптации эмигранта к новым жизненным условиям. Два года учился в специальной духовной иудейской школе. Но особых успехов не достиг. К моменту нашего знакомства работал, как он выразился, «вышибалой» в еврейском ресторане. С его слов, в Москве у него было несколько десятков торговых палаток. Деньги текли рекой, и он считал себя преуспевающим бизнесменом. Его активная коммерческая деятельность пришлась на начало 90-х годов, когда у нас в стране повсюду были разборки мафиозных групп. Отец Марка, с которым он вместе занимался бизнесом, стал жертвой одной из таких разборок. После этого Марк принял решение переселиться в Израиль. На земле обетованной с ним произошла почти евангельская история. Щедрый и общительный по натуре, он сразу «заимел» много «друзей», с которыми, по его словам, «гудел» во всех ресторанах Тель-Авива и Иерусалима. За все платил, естественно, только он один. Когда деньги незаметно подошли к концу, «друзья», как по команде, куда-то исчезли, и наступило очень горькое отрезвление. После психического срыва его жена повредилась рассудком, и они вскоре расстались. Детей им Бог не дал, и поэтому проблем особых с разводом не возникло. Далее была духовная иудейская школа и множество всяких работ…

Марку около 40 лет, но выглядит он гораздо старше. Получает пенсию по инвалидности и работает по четыре часа в сутки неполную рабочую неделю. Снимать приличное жилье он не в состоянии, поэтому проживает в самой дешевой арабской гостинице, где обычно останавливаются паломники из России и Украины.

Израильское общество, с его слов, делится на несколько слоев, что-то вроде каст в Индии. Крайние полюса – это, с одной стороны, эмигранты, с другой – религиозные евреи – коренные жители страны. Последние живут совершенно особым, замкнутым, изолированным миром. Имеют свои школы, магазины, больницы и т. д. Другие слои занимают как бы промежуточное положение в зависимости от происхождения, материального положения, политических взглядов.

Религиозные евреи – самый богатый, привилегированный и уважаемый слой общества. В их руках сосредоточены колоссальная власть и богатства. Они – крупнейшие обладатели акций самых прибыльных предприятий во всем мире. Строго выполняют предписания Торы и живут ожиданием пришествия своего «мессии» (не путать со вторым пришествием Христовым). Их религиозность проявляется во всех сторонах жизни: в одежде, в быту, в отношениях с ближними и иноплеменниками. Религиозные семьи, как правило, многодетны.

Если в обычных израильских школах нередко процветает «демократия», например, имеются даже автоматы для продажи презервативов, то в религиозных кварталах такое немыслимо. Здесь строго блюдется нравственность: женщины носят только длинные платья или юбки, занимаются воспитанием детей, являются хранительницами домашнего очага…

Значительную часть своего времени Марк посвящает изучению Торы и других вероучительных книг иудаизма.

Смысл жизни он видит в том, чтобы не совершать каких-либо негативных поступков. Иначе неотвратимо Божье наказание. В Иерусалиме, по его словам, царит такая святость, что за любой мелкий проступок тут же приходит расплата. Все это он прочувствовал на себе неоднократно. В подтверждение своих слов привел такой пример.

Однажды в Иерусалим направлялась группа буддистов, ведущих строгую духовную жизнь. Не доехав до города несколько километров, группа неожиданно решила вернуться обратно. Когда у них кто-то спросил, почему они возвращаются, буддисты ответили, что им якобы открыто: город, куда они должны были приехать, исполнен такой святости, в которой пребывать им невозможно.

Религиозный спор

Около трех часов беседовал Марк с нашим духовным наставником протоиереем Вячеславом. Случилось это на следующий день после нашего знакомства. При первой нашей беседе батюшка не присутствовал.

Марк ревностно отстаивал правоту иудаизма и свое неприятие Христа. (Верующим он стал на Святой Земле.)

Батюшка приводил изречения пророков из Ветхого Завета, в частности Исаии и Даниила, о рождении Спасителя и времени Его пришествия, однако Марк противопоставлял этому талмудистские толкования.

Порой он словно не слышал доводов священника и повторял известные аргументы иудаизма о том, что настоящий Христос должен пройти семь кругов ада, и Тот, Кого мы, христиане, почитаем, был признан только низшими слоями иудейского общества, а из образованных людей в Него никто не поверил. Впрочем, это высказывание действительно близко к истине. В Евангелии прямо сказано, что первосвященники, книжники и фарисеи в основной своей массе не приняли Христа, отвергли волю Божию. Недаром Господь со всей строгостью обличал их пороки и заблуждения, уподобляя окрашенным гробам, которые только «снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23, 27).

Этот же заряд богоборчества, идущий от фарисеев и книжников, сохраняется в иудейской религиозной среде и в наши дни.

В разговоре затрагивались и другие духовные и мирские темы, в частности о страданиях праведного Иова, которого Господь подверг великому испытанию, лишив имущества, детей и попустив ему заболеть самой страшной болезнью того времени – проказой. Когда Иов выдержал эти испытания, Господь вернул ему все с лихвой.

Иудеи, со слов Марка, отрицают само понятие «испытание Божие», а рассматривают наказание свыше только как возмездие за неправильный поступок и книгу Иова толкуют иначе.

Когда батюшка спросил, за что же наказан он, из преуспевающего бизнесмена превратившись в полунищего эмигранта, Марк ответил примерно так: «Да, я потерял все за свои проступки и проступки родителей, но приобрел взамен веру…»

В последних его словах ощущались достоинство и искренность.

На вопрос о. Вячеслава: «Как вы относитесь к священнику Александру Меню?» Марк однозначно заявил, что это наш враг, поскольку он крестил всю московскую интеллигенцию.

При обсуждении заповеди о любви к ближнему неожиданно возник вопрос, почему в кварталах, где живут иудеи, нельзя появляться христианскому пастырю в священнической одежде, иначе его могут побить камнями (такие прецеденты уже были).

Марк в оправдание сослался на еврейские погромы, имевшие место в России и многих европейских странах, которыми якобы руководили священники, и, мол, за это зло к священнослужителям соответствующее отношение.

Батюшка возразил, что каждое такое событие нужно рассматривать индивидуально. Нередко погромы провоцировали сами руководители общин, чтобы таким путем сохранить власть над соплеменниками, предотвратить ассимиляцию и влияние тех народов, среди которых они жили. В России, например, во время царствования Александра II Освободителя был подготовлен проект об отмене черты оседлости. Когда об этом узнали руководители еврейских общин, были собраны немалые деньги, чтобы подкупить чиновников и «зарубить» проект, как говорится, на корню, что и было сделано.

Следующим был диалог об искуплении. Марк вообще не понимал смысла и значения этого слова. Батюшка разъяснил ему, что верующие в Иисуса Христа спасаются Его заслугами и страданиями. Он взял на Себя грехи всего мира и искупил нас (то есть верующих в Него) Божественною Своею кровию.

Из Ветхого Завета в нашу жизнь пришло понятие «козел отпущения». В те времена существовал такой религиозный ритуал: первосвященники выбирали по своему усмотрению подходящее животное названного вида, возлагали на него грехи всего народа и отпускали в пустыню. В этом религиозном символическом действии просматривался образ Самого Спасителя, который понесет на Себе грехи всего мира, чтобы верующим в Него дать жизнь вечную.

Батюшка также акцентировал внимание на том, что несколько апостолов, из которых большинство были простыми малообразованными людьми, покорили весь тогдашний цивилизованный мир с его пантеонами богов, величайшей греческой и римской философией, многовековыми традициями и культурой. Такое могло произойти лишь в одном случае: если с ними пребывал Сам Бог и на то была Его святая воля. Совершались такие великие чудеса, когда буквально в одно мгновение становились верующими сотни и даже тысячи людей. В деяниях святых апостолов, например, повествуется, что даже тень апостола Петра исцеляла больных.

В качестве самых убедительных аргументов доказательства пришествия Христова батюшка привел пример чудесного схождения Благодатного огня в Великую Субботу в храме Воскресения и чудо Туринской плащаницы, на которой в виде негативного изображения высветилось Божественное тело Спасителя, положенного во гробе.

После этих слов Марк глубоко задумался и немного погодя неожиданно произнес: «Так что же мне теперь, креститься?!»

Что это было – прозрение или случайно сказанные слова? Об этом судить очень трудно, поскольку вскоре мы покинули эту гостиницу и с Марком больше не встречались. Дай Бог, конечно, чтобы этот человек духовно прозрел и выбрал правильный жизненный путь.

Иерусалимская элегия

Хочу завершить рассказ о нашем иерусалимском знакомом небольшим лирическим отступлением.

Каждый год в Иерусалиме происходит маленькое природное чудо: в один из зимних дней выпадает довольно приличный снег, который к следующему утру полностью тает. Это бывает только один раз в году. В этот день в Иерусалим из Тель-Авива и других ближайших городков и мест приезжает много народа с детьми; все радуются, играют в снежки, фотографируются…

Марк с гордостью поведал нам о том, что он однажды совершил в такой день.

Увидев чудесный белый снег, он вдруг почувствовал в этом природном явлении что-то необыкновенно родное и близкое и всеми фибрами души ощутил, что он именно русский. (Марк – еврей из Баку, где прошли его детство и юность…). Случилось, как он уверяет, нечто трансцендентальное. В необыкновенном душевном умилении и восторге он снял обувь, засучил брюки и пошел босиком по нежнейшему иерусалимскому снегу.

Он шел с гордо поднятой головой, не обращая ни на кого внимания, мысленно пребывая где-то в далекой России.

Прохожие с улыбками провожали взглядами странного босоногого человека.

Кто-то из знакомых дернул Марка за одежду, прервал его блаженное мечтательное состояние и, покрутив пальцем у виска, спросил: «Марк, что с тобой? Здоров ли ты?»

В ответ на эту неожиданную реплику Марк, все так же продолжая шествие, со всей серьезностью убедительно воскликнул: «Ты что, не понимаешь, я ведь русский, русский я!»