Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Как христиане искажали Библию и что такое Иоаннова вставка

Оглавление

Есть идея, что Библию тысячу раз переписывали, а под переписыванием понимается искажение оригинального текста. Это не совсем так, но доля правды в этом есть. Библию действительно дополняли и слегка изменяли. Об этом свидетельствуют самые ранние библейские рукописи, которые датируются от 2 века н.э. В данной статье я расскажу об одном существенном отрывке, который известен как "Иоаннова вставка". Что это такое, и зачем она появилась в Библии?

Апостол Иоанн. Предполагаемый автор двух посланий Иоанна, Евангелия от Иоанна и Откровения.
Апостол Иоанн. Предполагаемый автор двух посланий Иоанна, Евангелия от Иоанна и Откровения.

Иоаннова вставка - это стих в Первом послании Иоанна, который выглядит так:

"Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино" (1-я Иоанна 5:7)

Сегодня этот стих можно увидеть в старых переводах Библии, например, в синодальном переводе. В современных переводах этот стих отсутствует или вынесен за скобки. Без "Иоанновой вставки" данный отрывок выглядит так:

"Итак, есть три свидетеля: Дух, вода и кровь – и все они свидетельствуют об одном" (1-я Иоанна 5:7-8)
1 - Синайский кодекс, 4 век, "Иоаннова вставка" отсутствует. 2. Кодекс Сангалленсис, 9 век, "Иоаннова вставка" приписана снизу.
1 - Синайский кодекс, 4 век, "Иоаннова вставка" отсутствует. 2. Кодекс Сангалленсис, 9 век, "Иоаннова вставка" приписана снизу.

Как поняли, что это вставка?

Очень просто. В ранних библейских источниках и в работах ранних христианских писателей нет слов "три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух". Даже никаких намеков нет. Святитель и богослов Климент Александрийский в конце 2 века пишет в комментариях на Первое послание Иоанна:

"Сказано, это тот, кто пришел водой и кровью, ибо есть трое, которые свидетельствуют: дух, который есть жизнь, и вода, которая есть возрождение и вера, и кровь, которая есть знание; и эти трое суть одно".

Как видим, никаких слов о единстве Отца, Слова и Святого духа здесь нет.

Климент Александрийский - руководитель Александрийской богословской школы, жил во с 150 по 215 год.
Климент Александрийский - руководитель Александрийской богословской школы, жил во с 150 по 215 год.

Также этот отрывок отсутствует у Тертуллиана, видного христианского писателя, жившего во времена Климента. Тертуллиан в работе "Против Праксея" обосновывает идею троичности библейского Бога, но не делает ссылок на "Иоаннову вставку" (1Ин 5:7). То же самое касается Августина Аврелия, Киприана Карфагенского, Иеронима Стридонского и прочих именитых христианских писателей.

Более того, римский папа Лев Великий, живший в 5 веке, в работе "Томос к Флавию" цитирует отрывок из Послания Иоанна без "Иоанновой вставки":

"Ибо есть трое, которые свидетельствуют: дух, вода и кровь; и эти трое суть одно".
Римский папа Лев Великий, жил с 390 по 461 год.
Римский папа Лев Великий, жил с 390 по 461 год.

Когда и зачем появилась Иоаннова вставка?

Самое первое известное упоминание Иоанновой вставки относится к 4 веку. Она появилась в работе "Liber apologeticus" испанского епископа Присциллиана:

...есть три вещи, которые свидетельствуют на земле: вода, плоть и кровь, три суть одно, и есть трое, которые свидетельствуют на небесах, Отец, Слово и Дух, и эти три едины в Христе Иисусе.

Именно после Присциллиана "Иоаннова вставка" появляется в латинских вариантах Библии: Фульдский кодекс 6 века, Амиатинский кодекс 7-8 века. В наиболее древнем Синайском кодексе Библии, который датируется 4 веком, "Иоанновой вставки" нет. Вставка появилась в греческих переводах лишь к 14 веку, когда на Востоке обратили внимание на латинские версии Библии.

Амиатинский кодекс, является самым авторитетным переводом Библии на латинский язык.
Амиатинский кодекс, является самым авторитетным переводом Библии на латинский язык.

"Иоаннова вставка" создана с целью усилить библейское основание для оправдания догмата о троичности Бога. Идея Троицы обнаруживается в Библии лишь косвенно, как одна из интерпретаций. Поэтому христианские переписчики, использовав ранние тексты отцов церкви, дополнили Первое послание Иоанна "Иоанновой вставкой".

Также подписывайтесь на мой ютуб-канал, где много интересного видеоконтента о религии.