Найти в Дзене
Исследование Писания

ФИЛИППИЙЦАМ (ч.11): ОТЧЁТ ПАВЛА О ПРИОБРЕТЕНИЯХ И ПОТЕРЯХ

Оглавление
«Хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению — фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нём не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мёртвых» (Фил. 3:4-11).

Многие предприятия периодически составляют отчёты о прибылях и убытках: это делается для того, чтобы показать, заработала компания деньги или нет. Иудейские раввины употребляли такую отчётную терминологию, чтобы сопоставить важное и неважное. Иисус тоже воспользовался этим методом в хорошо известных словах: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26). В нашем тексте Павел отчитывается о своих приобретениях и потерях: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетой. Да и всё почитаю тщетой ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался…» (ст. 7, 8).

В Современном Переводе читаем: «И всё же то, что было для меня благоприобретением, я считаю потерей благодаря Христу» (ст. 7).

По ходу урока мы увидим, что для Павла имело смысл, а что нет. Каждый из нас должен будет спросить себя: «А что для меня по-настоящему важно?»

УПОВАНИЕ НА СВОЁ ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ = ПОТЕРЯ (3:4, 5, 7)

В первой части главы 3 Павел был вынужден резко отозваться об иудействующих христианах — христианах из иудеев, которые настаивали на обрезании язычников и соблюдении ими других постановлений Моисеева закона.

Таких лжеучителей Павел назвал «псами», «злыми делателями» и «лжеобрезанием» (ст. 2). Если бы это сделал я, мне могли бы сказать: «Да что ты знаешь об этом? Ты никогда не был иудеем!» Павел же начал с доказательства, что он знает, о чём говорит, потому что сам был в своё время иудеем и строго придерживался закона.

Сказав, что христиане (истинное обрезание) надеются не на плоть (ст. 3), Павел добавляет: «Хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть [что делали иудействующие учителя], то более я» (ст. 4). Он предлагает провести сравнение между ним, Павлом, и теми, кто учит необходимости соблюдения Моисеева закона. Следующие стихи называют одним из самых замечательных личных исповеданий, какие дошли до нас из глубокой древности.

Старый взгляд

Вначале Павел говорит о своей жизни, когда он был иудеем. Он перечисляет свои квалификационные данные так лаконично и так чётко, будто загибает при этом пальцы на руках. Он начинает с такой подробности: «обрезанный в восьмой день» (ст. 5). Смысл сказанного им таков: «Вы хотите поговорить об обрезании? Я был обрезан в восьмой день, как предписывает закон!»

Обрезание было знаком заветных отношений между Богом и потомками Авраама. Закон гласил, что иудейские мальчики должны быть обрезаны в восьмой день (Быт. 17:12; Лев. 12:3; см. Лк. 1:59; 2:21). Таким образом, Павел начинает с утверждения, что он родился иудеем. Он не прозелит, перешедший в иудаизм, будучи уже взрослым.

Далее он говорит, что он «из рода Израиля» (ст. 5). Имя «Израиль» было дано Иакову после того, как он всю ночь боролся с ангелом (Быт. 32:28). Оно стало священным названием иудеев, указывающим на их особые отношения с Господом. Так Павел выражает гордость своей принадлежностью к иудейскому роду, какая была у него ранее. К тому времени большинство иудеев уже не знало, к какому колену они принадлежат, но апостол знал, что он из «колена Вениаминова» (ст. 5). Вениаминово колено было малочисленным (см. Пс. 67:28; в Современном Переводе сказано «род Вениамина, самый малый род»), но оно оставило свой след в истории иудеев. Первый израильский царь был из колена Вениамина (1 Цар. 9:1, 2, 21; 10:1, 20–25). Когда Израильское царство разделилось, Вениаминово колено осталось верным дому Давида (3 Цар. 12:21).

Павел подводит итог, говоря, что он «еврей от евреев» (ст. 5). Это кое-что говорит нам о Павле. Это указание на то, что он родился в еврейской семье, — но не только на это. Например, из этих слов можно сделать вывод, что в его доме, по всей вероятности, говорили по-еврейски — на языке древних иудеев (см. Ин. 19:13, 17, 20). Павел знал еврейский и мог говорить на нём (см. Деян. 21:40; 22:2), тогда как большинство в дни Павла говорило на арамейском диалекте еврейского языка. Слова Павла указывают ещё и на то, что его семья оставалась верной еврейским традициям и обычаям, хотя жили они далеко от Иерусалима (см. Деян. 21:39; 22:3). Многие иудеи за пределами Палестины переняли языческие обычаи и обряды, но только не родители Павла.

Павел приводит доказательства, что он «истинный иудей». Апостол подтверждает свою ритуальную чистоту («обрезанный в восьмой день»), родовую чистоту («из рода Израиля, колена Вениаминова») и национальную чистоту («еврей от евреев»).

Новый взгляд

Была ли иудейская жизнь Павла важной для него? В стихе 7 апостол отвечает на этот вопрос, говоря, что считал её «преимуществом». Если продолжать аналогию с бухгалтерией, то в прошлом он вписывал своё наследие в графу «прибыль» своей отчётной книги. Уповал ли Павел на то, что преимущество быть иудеем спасёт его? Нет. Он продолжает: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетой».

Некоторые попадаются в ловушку, думая, что будут спасены на основе того, что они унаследовали: «Мои родители (или дедушка с бабушкой) были глубоко верующими людьми». Как будто дела их предков будут «положены» на их духовный «счёт». Я даже знаю людей, которые думают, что рождение в так называемой «христианской стране» автоматически делает их христианами.

Я благодарен за своё духовное наследие. Я каждый день благодарю Бога за родителей-христиан, в результате усилий которых я «из детства [знаю] священные писания» (см. 2 Тим. 3:15). Гарантирует ли такое наследие моё спасение? Нет. Должен ли я «хвалиться» таким наследием? Нет. «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14)!

УПОВАНИЕ НА СОБСТВЕННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ = ПОТЕРЯ (3:5–7)

Старый взгляд

Рассказав о своём духовном наследии, Павел перечисляет свои духовные приобретения до того, как он стал христианином. Эту часть перечня он начинает так: «По учению — фарисей» (ст. 5). Павел решил стать членом «строжайшей» секты иудейской религии (Деян. 26:5). Он обучался «у ног» великого учителя фарисеев, Гамалиила (см. Деян. 22:3; 5:34). В прошлом Павел был преданным «ревнителем отеческих… преданий» (Гал. 1:14).

Описание фарисеев в Евангелиях настолько отрицательно, что трудно представить, что своей принадлежностью к этой секте можно было гордиться. Однако фарисеи пользовались большим уважением среди иудеев. Члены элитарной группы, они верили в то, что Моисеев закон говорил о таких вещах как дух, ангелы и воскресение (Деян. 23:8). Они ратовали за строгое соблюдение принципов закона (см. Мф. 23:23). Указывая на свою принадлежность к фарисеям, Павел говорил, что он был «иудей из иудеев».

Далее Павел говорит: «По ревности — гонитель Церкви Божией» (ст. 6). (См. Деян. 8:1, 3; 9:1, 2). «Основное значение глагола “гнать” (диокейн) — “заставить кого-то бежать”, “преследовать, гнаться, охотиться”. Он вызывает ассоциацию с армией, преследующей врага и обращающей его в бегство, или с охотником, идущим по следу убегающего зверя» (Готорн). Если нам было трудно понять, почему среди преимуществ Павел называет свою принадлежность к фарисеям, то может быть вдвойне непонятно, почему к духовным приобретениям он причисляет преследование других. Апостол ни в коем случае не гордится тем, как он обращался с христианами. В другом месте он пишет: «Ибо я… недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию» (1 Кор. 15:9). Этот горький аспект прежней жизни навсегда остался в его памяти (см. Деян. 22:4, 5; 26:9–11; Гал. 1:13; 1 Тим. 1:13).

Не забывайте, что Павел перечисляет свои иудейские достижения. Рвение всегда высоко ценилось иудеями (см. Деян. 22:3; Рим. 10:2). В Ветхом Завете священник Финеес удостоился похвалы за своё усердие (см. Чис. 25:11–13). Было предсказано, что ревность по Божьему дому будет «снедать» Мессию (Пс. 68:10, см. Ин. 2:17). Ревность Павла была настолько горячей, что, увидев, что христианство угрожает иудаизму, он всеми силами старался уничтожить то, что считал опасной ересью (Деян. 26:9–11). Другие иудеи могли лишь говорить о своей ревности, а Павел её продемонстрировал.

Свой перечень духовных приобретений Павел завершает словами: «По правде законной — непорочный» (ст. 6). Основное значение слова «правда» (греч. дикайосине) — «свойство быть правым, поступать правильно». Называя себя «непорочным», Павел говорит, что поступал правильно по отношению к Моисееву закону. Некоторые непременно возразят: «Минуточку! Единственный, кто когда-либо в совершенстве исполнил Закон, был Иисус Христос!» Что же Павел имеет в виду, называя себя «непорочным»?

Слово «непорочный» мы обсуждали в связи с 2:15. По отношению к человеку оно не означает «совершенный» или «безгрешный». Разумеется, Павел не претендовал на совершенство и безгрешность (см. 3:12; 1 Тим. 1:15). Слово «непорочный» означает, что ему нельзя было предъявить никаких обвинений, а тем более подтвердить их. Павел имеет в виду внешние требования закона — то, что могли видеть другие. Он как бы говорит: пусть кто-нибудь назовёт обряд, который он не исполнил. Он мог бы повторить вслед за молодым правителем: «Всё это сохранил я от юности моей» (Лк. 18:21).

Как иудей, Павел достиг выдающихся успехов. Вот что он писал галатам: «Вы слышали о моём прежнем образе жизни в иудействе, что я… преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём» (Гал. 1:13, 14). Подробности его жизни позволяют считать, что его уважали и прочили в начальники (см. Деян. 7:58; 8:1; 9:1, 2; 22:5; 26:10). Если бы иудеи издавали газету под названием Иудейская правда, то на первой её странице они бы напечатали фотографию Павла и подпись к ней: «Самый ревностный человек года».

Изменившийся взгляд

В былое время свои успехи в иудействе Павел записал бы в графу «прибыль» своего духовного гроссбуха — но его взгляд изменился: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетой» (ст. 7). Павел узнал, что «делами закона не оправдается пред [Богом] никакая плоть» (Рим. 3:20; см. Гал. 5:4). Искупление возможно только в Христе (см. Рим. 3:24); мы «оправдываемся верой» в Него (Гал. 3:24). Поэтому у Павла изменился взгляд на свои прежние духовные достижения: вместо «прибыли» они стали «убытком».

Мы живём в мире, который вознаграждает успех. Призы, медали, премии, награды, дипломы, продвижение по службе… в большинстве случаев это всё результат личных достижений. Мы любим, ценим и иногда прямо-таки жаждем осязаемого признания наших достоинств. Когда же мы приходим в религию, нас подстерегает искушение думать, что именно личный успех определяет наше спасение или погибель. Считающие, что человек спасается «одной только верой», а «не делами», поддаются этому искушению. Рассказывая о необходимости крещения, я часто слышу такое возражение: «Вы говорите, мой дедушка не был спасён? Он не был крещён, но это был один из самых лучших людей, каких я когда-либо знал!» У возражающего подобным образом получается, что спасение его предка, заслужившего статус хорошего человека, было результатом его личного достижения. Так что верящие в «спасение только верой» противоречат собственному учению.

Предостерегая от упования на личный успех, разве я говорю, чтобы мы не делали всё, что в наших силах, для Господа? Нет. Успех на духовном поприще — это хорошо. Я утверждаю, что мы не должны думать, что искупление можно получить с помощью собственных достижений. Никто не может сделать достаточно, чтобы заслужить спасение. Иисус говорил: «…когда исполните всё повеленное вам, говорите: “Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать”» (Лк. 17:10). Кроме того, надеяться, что спасение можно добыть собственным успехом, значит дискредитировать смерть Иисуса. Если один человек может спастись добрыми делами, то могут и двое, ибо «Бог нелицеприятен» (Деян. 10:34). Если могут двое, то могут и сто. Если могут сто, то могут все — а в таком случае Иисусу не было нужды умирать на том страшном кресте. Какая богохульная мысль!

Я никогда не стану отговаривать вас служить Господу так, как вы только можете. Павел писал: «Итак, братья мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58). Но я всегда буду убеждать вас, что недопустимо делать Бога вашим должником на том основании, что вы чего-то достигли. Учитесь полагаться на милосердного и благодатного Господа!

УПОВАНИЕ НА ЧТО-ЛИБО, КРОМЕ ХРИСТА = ПОТЕРЯ (3:7, 8)

Прочтём ещё раз стих 7: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетой». Слово «что» вмещает в себя всё, что Павел унаследовал и чего достиг в молодости. Возведя высоченную башню из человеческих религиозных успехов, он одним ударом разрушил её. Всё это «ради Христа [он] почёл тщетой».

Фраза «я почёл» на греческом употреблена во времени, которое называется аорист. Как правило, аорист указывает на единовременное событие в прошлом. Павел наверняка имеет в виду радикальное изменение своей жизни после того, как на дороге в Дамаск ему явился Господь (Деян. 9:1–19; 22:4–16; 26:9–18). Яркий свет ослепил его глаза, но озарил его разум. Его жизнь перевернулась! «Тьма» стала светом, «зло» стало добром, «заблуждение» стало истиной!

Что-либо, кроме Христа

Переоценивая свои приобретения и потери, Павел не останавливается на своей первой встрече с Христом. Он продолжает: «Да и всё почитаю тщетой ради превосходства познания Христа Иисуса» (ст. 8). В этом стихе апостол употребляет настоящее время греческого языка, которое означает продолженное действие в настоящем. Отношение ко всему прошлому как к потере было не просто решением, принятым во время обращения; это было ежедневное решение. В сравнении с Иисусом всё остальное для Павла обесценилось. Он был готов отказаться от всего, о чём только можно было помыслить, «ради превосходства познания Христа Иисуса», своего Господа.

Далее Павел говорит: «Для Него я от всего отказался» (ст. 8). Апостол потерял своё положение в иудейской иерархии. Он утратил свою репутацию среди соотечественников. Друзья отвернулись от него. Он наверняка стал чужим для многих членов своей семьи. В одно мгновение он из самых любимых людей среди иудеев превратился в самого ненавидимого. Он отказался от безопасного существования, и впереди у него замаячила перспектива лишиться жизни. Но он был готов на всё это ради Христа.

Следующие слова Павла, наверное, шокировали иудействующих. (Они шокировали даже некоторых первых читателей). Относительно всего перечисленного он говорит: «И всё почитаю за сор, чтобы приобрети Христа» (ст. 8). Греческое слово скибала («сор») трудно перевести. Оно может означать объедки, которые бросают собакам, кучу отвратительных отбросов или даже экскременты человека и животных. Но как бы мы ни перевели его, это всё равно нечто омерзительное!

Вспоминая свою прежнюю жизнь (или что угодно другое, что могло отдалять его от Христа), Павел видел её не просто никчёмной; она была для него отвратительной и омерзительной. Поскольку я вырос в сельской местности, то мне на ум приходит такой пример. Девушка гордо демонстрирует свои красивые новые туфли. Потом её просят пройти в них по коровьему навозу. Можете представить её реакцию? Вот такие же чувства испытывал и Павел ко всему, что отвлекает взгляд людей от Иисуса и привлекает к чему-то ещё.

Ничто, кроме Христа

Жалел ли Павел о своём решении последовать за Иисусом? Не больше того человека, который выбрасывает из дома мусор и затем хочет вернуть его обратно. Павел был как тот купец, который, найдя «драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел», чтобы купить её (Мф. 13:45, 46). Он отдал много, но кто бы не отдал сор, чтобы получить сокровище?

Как можно применить слова Павла к себе? Если что-то встаёт между вами и Христом — что бы это ни было — избавьтесь от этого. Дабы вы не поняли меня превратно, должен оговориться: речь не идёт о том, чтобы вы бросили несочувствующего супруга или супругу. Брак заключается на всю жизнь (Мф. 19:1–9). Жить с неверующим может быть трудно, но это также даёт возможность поделиться с ним своей верой (см. 1 Пет. 3:1, 2). В других же областях эта основополагающая истина сохраняется: что-то само по себе может быть хорошим, но если это встаёт между вами и Господом, избавьтесь от него. Оно бесполезно. Нет, даже хуже, чем бесполезно, если препятствует вашим близким отношениям со Спасителем! Выбросьте это не мешкая, как выбрасывают ценный груз за борт, чтобы спасти корабль, который иначе утонет во время бури.

УПОВАНИЕ НА ХРИСТА = ПРИОБРЕТЕНИЕ (3:9–11)

Мы сосредоточились на «потере» в рассуждении Павла о приобретениях и потерях. Теперь пора уделить внимание «приобретению».

Познать Христа

В стихе 8 Павел говорит: «Да и всё почитаю тщетой ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего». Тема «познания» Христа повторяется и развивается в стихе 10: «Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его».

Говоря о «познании» Христа, Павел не имеет в виду простое обладание всё большим объёмом знаний о Христе — хотя и это важно (Рим. 10:17). Слово, переведённое «познание» (от гиноско), часто указывает на связь между познающим и объектом познания.

«Познание» Христа начинается, когда мы читаем о Нём в богодухновенном Слове (Ин. 20:30, 31). Затем, уверовав и покаявшись, мы «крестимся в Христа» (Гал. 3:27). Потом, когда мы «ходим» с Ним (см. Рим. 6:4; Кол. 2:6) и имеем «общение» с Ним (см. 1 Кор. 1:9; 1 Ин. 5:20), мы всё больше «познаём» Его: наша связь с Ним становится всё более тесной и личной. Уилбур Филдс характеризует это удивительное «познание» как «всестороннее, полезное, радостное, доставляющее удовлетворение, глубокое, властное, возвышающее, очищающее, помогающее [и] преобразующее!» Разумеется, познавать Его, находясь в близких отношениях личного доверия и подчинения, значит познавать Его спасающие блага.

В этой жизни мы никогда полностью не «познаем» Иисуса. Поэтому в стихах 10 и 11 Павел переносит акцент на воскресение из мёртвых. В 1 Ин. 3:2 сказано: «…когда [Он] откроется,… увидим Его [наконец], как Он есть».

Найтись в Нём

Павел хотел не просто «познать» Христа, но и «найтись в Нём» (ст. 9). Он хотел сделать Христа «своей постоянной пропиской». Он хотел полностью погрузиться в природу, работу, общение и присутствие Христа.

Мог ли Павел достичь этих целей собственными усилиями? Нет. Он продолжает: «…не со своей праведностью, которая от закона, но с той, которая через веру во Христа, — с праведностью от Бога по вере» (ст. 9). Дважды употреблённое в этом стихе слово «праведность» означает «считаться правым в Божьих глазах».

Говоря «со своей праведностью, которая от закона», Павел имеет в виду Моисеев закон. Как он говорил в Гал. 2:16, «человек оправдывается не делами закона». Обрезание и другие дела закона не могли обеспечить и не обеспечивали оправдание. Однако можно сделать более широкий практический вывод. Подчеркните мысленно эти слова: «не со своей праведностью».

Библия учит важности послушания Богу (см. Ин. 14:15; 1 Ин. 5:2, 3). Мы должны стараться исполнять все повеления Всемогущего, даже те, которые кто-то может посчитать «малыми» и «неважными» (см. Мф. 5:19). Я верю в это всем сердцем и учу этому, прилагая все силы. Мы не сможем спастись, если не будем преданно исполнять Божью волю (см. Мф. 7:21; Евр. 5:8, 9). В то же время я понимаю: акцентировать исполнение заповедей опасно — опасно оттого, что может возникнуть мысль, что мы будем спасены по своим делам, и тогда возможны попытки установить «свою праведность». Мелоун пишет: «Спасение возможно не через достижение, но через искупление! Обрести его можно не через свои успехи, но через веру в Иисуса и повиновение Ему».

Именно этому и учит Павел: «…не со своей праведностью… но с той, которая через веру во Христа, — с праведностью от Бога по вере (3:9). Эта вера — не интеллектуальное согласие с рядом утверждений о Христе, но акт личного доверия к Христу и повиновения Ему. Это живая вера, работающая вера, послушная вера (см. Иак. 2:26; Гал. 5:6; Евр. 11:8) — полное подчинение воле Господа. В понятие доверительной, послушной веры входит и наше крещение (погружение в воду) в Христа (Гал. 3:26, 27). Но всё равно она остаётся верой в то, что Иисус сделал для нас, а не в то, что мы делаем для Него. Она не оставляет места для восторга по поводу своих добродетелей.

Один миссионер искал слово, которым можно было бы перевести понятие «вера» на местный язык. Ему никак не удавалось найти ничего подходящего, пока однажды его занятия не прервал человек, нуждавшийся в помощи. Этот человек спросил: «Можно мне прийти и опереться на вас?» Верить в Христа — значит опираться на Него, полагаться на Него и только на Него. Вот что мы должны усвоить, если хотим «познать» Его, если хотим «найтись в Нём».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В стихах 10 и 11 нашего текста Павел говорит, что хочет знать всё о Господе, включая силу Его воскресения и участие в Его страданиях (ст. 10). Подробный разбор этих стихов мы оставим на следующее занятие.

Что для нас по-настоящему важно? Павел поведал нам, что он считал важным для себя: Иисуса и только Иисуса. Если смотреть с точки зрения приобретений и потерь, то потерей апостол считал всё, кроме Господа. Единственным его «преимуществом» (приобретением) было познание Господа. Если, исследовав своё сердце, вы обнаружите что-то между вами и Господом, сочтите это, как сделал Павел, «сором», чтобы приобрести Христа.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻