Два самобытных артиста в расцвете сил записывают совместный альбом – блистательное звено в цепи подобных коллабораций.
Не помню точно, когда англичанин Джордж Ширинг стал гражданином США, но эта пластинка записана на американской земле.
Если приглядеться, нельзя не отметить, что совместные альбомы стали частым явлением именно при Эйзенхауэре. Сотрудничали классики – Элла и Луи, Билли Экстайн и Сара Воун, Андре Превин и Дорис Дэй; молодые таланты соревновались в остроумии с ветеранами – Бобби Дэрин и Джонни Мерсер.
Успешные опыты такого рода продолжались при Джоне Кеннеди, чье короткое, но уникальное правление было прервано не только выстрелами в Далласе, но и скорым «британским нашествием», резко опростившем музыкальные вкусы как минимум молодежи.
Период Кеннеди кишит феноменами и открытиями – от Боба Дилана до творческих вершин Джона Колтрейна и Эрика Долфи.
Тогда же был записан элегантнейший альбом Nancy Wilson/Cannonball Adderley, при участии пианиста Бобби Тиммонса.
В отличие от «договорняков» авангардного джаза, где громкие имена заглушают подчас вопиющую банальность материала, камерные дуэты вокалиста и аккомпаниатора требуют особой осторожности. Оба как на ладони, особенно когда программа состоит из стандартов, знакомых в сотне интерпретаций. Это убедительно демонстрирует тандем Рэя Чарльза и Бетти Картер, также созданный на заре президентства JFK.
До пришествия Стиви Уандера в американской поп-музыке было двое «великих слепых» – Рэй Чарльз и Джордж Ширинг.
В немалой степени был слеп и слушатель «концертной» пластинки, не имевший возможности проверить, в каком режиме производилась запись.
Именно так была сделана The Beauty and The Beat, где артистов поощряют и приветствуют голоса и аплодисменты невидимок, которых на самом деле там нет. Этот диск мисс Пегги Ли и Джорджа Ширинга записан в студии целиком. Хотя непосредственность фразировки и «боксерская» реакция на нюансы свинга не вызывают сомнений в том, что перед нами запись «живого» выступления.
Сказывается богатейший концертный опыт двух участников этого проекта.
В необычайно живой и пестрой программе этого студийного миража мне почему-то очень близок беглый эскиз пьесы Коула Портера «Я останусь верна, но по-своему». Она обостряет желание уловить в аранжировках Шbринга нечто специфически «английское», не менее призрачное, чем гомон публики на «конвенции ди-джеев в Майами».
Наверняка оно там есть, но легче внушить себе, что ты способен определять такие тонкости, будучи профаном в деталях.
Ширинг не меньший англичанин, чем Роберт Фарнон, но мы не можем претендовать на роль экспертов в этом, и не только в этом, вопросе.
Так влияет на случайного зрителя черно-белый британский телефильм с криминальным сюжетом и музыкой Джона Аддисона или Джорджа Мартина, будущего опекуна тех, кто невольно поставит крест на всем этом волшебстве.
Талантливый юноша дебютировал до войны в аттракционе, типичном для злачного Лондона аттракционе – «Слепом Оркестре» Клода Бамптона, которым руководил зрячий дирижер.
В 1947 Джордж Ширинг прибыл в США, успев зарекомендовать себя в джазовых кругах Старого Света как опытный специалист.
«Гляжу, Джордж Ширинг. Бледная ладонь держит голову слепца. Глаза не видят, зато уши нараспашку, как у слона – ловят звучание Америки, обрабатывая его под британский сон в летнюю ночь. Его уговорили встать и сыграть. Он согласился. Он взвинчивал мотив за мотивом, роняя капли пота на ф-но, а в глазах тех, кто это слышал, метались трепет и страх, невидимые ему. Его увели со сцены примерно через час. Древнее божество по имени Ширинг вернулось в свой темный угол под гомон чуваков: “после таких дел на нечего ловить”».
Таким видит Джорджа Ширинга Джек Керуак во второй части эпопеи On The Road. Восторженным взглядом первозванного битника.
Ну а мы продолжим делиться нашими, куда более скромными, впечатлениями.
Многим знакомо фото Джона Леннона в скудно обставленной кухоньке, с дешевым чайником в руке. Его демонстрируют как показатель прозябания рядовых англичан, делая вид, будто не знают, чего добился этот рядовой англичанин.
Джордж Ширинг тоже типичный Working Class Hero – сын уборщицы и угольщика. Девятый ребенок в семье, самый младший из девяти. Гений номер девять, чью «Колыбельную птичьего края» будут играть во всех ресторанах Советского Союза со словами и без.
Эта мелодия завоюет мир без запилов и воплей, как Taste of Honey Бобби Скотта, чья музыка к исторической драме «Рабы» поразила меня в детстве.
Умение разностороннего музыканта с богатейшим диапазоном презентовать отдельную песню без искажений сродни таланту чтеца-декламатора, который должен раскрыть короткое, хорошо известное стихотворение, скажем, Тютчева или Блока, за время его непосредственного звучания.
Студийный марафон Джорджа Ширинга и Пегги Ли не просто напоминает интенсивную дуэль двух знатоков поэзии, он является таковым по замыслу, пробуждая здоровую зависть и желание причаститься у тех, кто слышит это впервые. Будь то «Ничейное сердце», недоступное обычным путем или вездесущий стандарт типа You Came a Long Way From Saint Louis.
Алек Уайлдер – композитор песен для тысячекратного прослушивания. В одной I'll Be Around сосредоточено и учтено едва ли не всё могущество Тони Беннетта и Синатры. Но как исполняет Уайлдера Джо Уильямс! Поздние работы Ширинга с Джо Уильямсом и Мэлом Тормэ – настоящий «театр у микрофона» в самом благородном смысле слова. Это музыка для тех, кто созрел, а не состарился. Её совершенство адресовано будущему. Если бы добрые люди спросили у меня, какой диск я готов прослушать перед вечным сном, я бы велел поставить позднюю Эллу Фитцджеральд наедине с Оскаром Питерсоном, похожую на спектакли Кторова и Степановой.
Или Джо Уильямса в сопровождении зорких орлов Джорджа Ширинга.
Поскольку сам я совсем не играю на пианино и не люблю, когда делают вид, будто играют, анализировать манеру Ширинга-инструменталиста мы не будем. Мы сосредоточимся на работе этого музыканта с мастерами вокала, потому что это, как правило, негромкая музыка, без запилов и воплей, столь угодных душе любителя сиюминутных эффектов.
Более того, это даже не всегда человеческий голос, а, скажем, бонго человека по имени Армандо Пераза, будущего сайдмена Карлоса Сантаны минимум на двух красивейших дисках.
Плюс чье-то незримое присутствие по ту сторону зеркала. Возможно, наше с вами. Наши гримасы в именных линзах гения.
👉 Бесполезные Ископаемые Графа Хортицы
Telegram I Дзен I «Бесполезные ископаемые» VК