Найти тему

«Тринадцать лет пути» – повесть о Выборе…

Кто на знает Владислава Павлыша? Да, того самого доктора Павлыша, который успел помотаться по космосу, поучаствовать в большом количестве приключений и повидать немало других миров – и не все из них по собственному желанию, кстати. Думаю, что Славу Павлыша знают все. Я сам, кстати, недавно узнал, что доктор Владислав Павлыш – реальный человек. Ну что же, можно сказать спасибо Киру Булычёву за то, что он ввёл его в сюжеты своих произведений.

Ну, пусть "Антей" будет таким...
Ну, пусть "Антей" будет таким...

Но с чего же начинается повествование про доктора Павлыша? Ведь почти всегда есть какое-то начало, какое-то произведение, где мы впервые (по внутримировой хронологии) встречаем того, или иного персонажа. И для Владислава Павлыша, по такой хронологии, стала повесть «Тринадцать лет пути»…

Всё началось с того, что люди очень сильно хотели исследовать Вселенную. И, как мне кажется, это вполне себе понятное и естественное желание – я вот тоже грезил космосом всю свою жизнь, но, увы… Так что, то, что люди мечтают о космосе – это как раз в порядке вещей. Но время шло, технологии развивались, корабли становились быстрее и мощнее, но «перешагнуть» предел скорости света пока что не удавалось. И тогда, после того, как люди открыли местный аналог «нуль-Т» (надеюсь, что без событий, как в «Далёкой Радуге» – просто Человечество Булычёва кажется мне ещё более взрослым, чем у АБС), они решились на авантюру. Люди запустили корабль «Антей», на котором были «кабины» – устройства для мгновенной связи с Землёй. Корабль на скорости, близкой к скорости света, должен был добраться до ближайшей экзопланеты за сто с чем-то лет. Понятное дело, что никакой экипаж не смог бы прожить так долго. Но и «кабины» там стояли не просто так. Именно при помощи «кабин» и осуществлялась замена вахты. То есть, на борт корабля прибывали люди, работали там, обслуживали корабль и делали свои дела (а их было немало), а через год происходила «пересменка». Были те, кто отрабатывал больше одной вахты. Были и несчастные случаи – например, когда защиту корабля пробил метеорит и вывел из строя сад…

«Антей» был в пути уж довольно долго, и до цели ему оставалось тринадцать лет пути. И вот именно тогда и произошла эта история…

Слава Павлыш был не просто доктором. Помимо своей основной медицинской профессии, он был ещё и специалистом по тем самым «кабинам». Так что, он прибыл на корабль, работать на двух должностях. Это, кстати, нормально в таких экспедициях – каждый должен иметь несколько специальностей. И вот, после того, как Слава Павлыш прибыл на борт «Антея» и, пользуясь тем, что пока идёт прибытие новых членов экипажа, решил прогуляться по кораблю. «Антей» на самом деле большой корабль – так как он сделан по принципу «всё, что нужно везём с собой», там много помещений, отведённых под склады и прочее. Понятное дело, что большая часть складов уже пуста. На борту есть бассейн и библиотека. Про сад, что был уничтожен ударом метеорита, я уже говорил… И вот, в процессе прогулки Слава знакомится с девушкой из убывающей смены, по имени Гражина. Он, понятное дело, пытается за ней ухаживать (и я не могу его осуждать – Слава молод, он торопится жить, и, не исключено, что космонавтом он решил стать ещё и потому, что «романтика!»). И вот, именно на фоне того, что Слава Павлыш знакомится с интересной ему девушкой, и случается то, ради чего, собственно, всё это и было написано – на корабль пришла гравиграмма с Земли. Гравиграмма – почти мгновенная связь. И эта гравиграмма пришла не полностью. С работой «кабин» начались проблемы. Другими словами, никакой связи с Землёй более нет…

Понятное дело, что на корабле, куда попадают только лучшие из лучших, никто не истерит и не бегает по стенам (как это часто бывает, например, в американских фильмах). Понятно, что «все герои данной драмы, от флибустьера и до профессора наук», люди серьёзные и понимают, что истериками и прочими вещами ничего не изменить. Тем не менее, понятно, что наступила та самая «нештатная ситуация», и стандартных путей её решения нет. И тогда один из двух капитанов объявляет голосование – есть, например, вариант, что если «затормозить», после чего развернуть корабль (а он летит очень быстро), то можно вернуться туда, где связь с Землёй ещё была – и вернуться на Землю. Понятное дело, что ни о каком продолжении полёта речи быть уже не может – на торможение и повторный разгон просто будет израсходовано всё топливо. Второй вариант – лететь дальше. Осталось не так уж и много – тринадцать лет. Долететь до планеты, поставить там «кабину». Возможно, связь восстановится не сегодня-завтра, возможно, нет – но они выполнят задание, после чего вернутся в ту точку, где связь ещё была…

На самом деле, интересно тут следить за мыслями Павлыша, за тем, как члены обеих вахт «Антея» думают и принимают решения, о том, лететь – или возвращаться. Интересно читать про те доводы, что они приводят в пользу того или иного решения, интересно соглашаться – или спорить с некоторыми персонажами. В общем, повесть на самом деле отличная, хоть и короткая…

С другой стороны, нельзя не отметить и некоторые недостатки. Да, можно сказать, что на развитие сюжета они не особенно влияют, но, тем не менее… «Антей», значит, разогнали до очень хорошей скорости. До какой именно, увы, автор не пишет, но я могу предположить, что она больше, чем «третья космическая». Может, до релятивистской скорости? А как тогда время нахождения на корабле соотносится с временем на Земле? Почитать про это было бы очень интересно, как мне кажется.