Во все времена покупка предметов искусства означала принадлежность к определенному классу. Всплеск интереса к арт-произведениям во многом зависит от экономической и политической ситуации в мире, он то растет, то снижается и мало отличается от остальных рынков, будь то нефть, ценные бумаги или драгметаллы. Покупать картины и скульптуры известных мастеров – удел избранного круга лиц. Это вопрос не только престижа, но и целесообразного вложения средств со сроком инвестирования 5-10-20 и более лет.
Но действительно ли вложения в искусство приносят прибыль? Что сейчас творится на арт-рынке?
До эпидемии короны арт-рынок стремительно рос. В 2019 году за рекордные $91,1 млн продана скульптура «Кролик» из нержавеющей стали Джеффа Кунса, кстати она стала самой дорогой работой, проданной при жизни художника. Прежний владелец приобрел скульптуру для своей коллекции в 1992 году всего лишь за один миллион долларов. Соответственно, ее стоимость увеличилась в 90 раз за 27 лет.
Однако пандемия существенно повлияла на рынок объектов, представляющих художественную ценность. В 2021 году отчет The Art Market 2021 от Art Basel & UBS наглядно показал, как карантины и локдауны отразились на мире прекрасного. Объем продаж предметов искусства и антиквариата составил в 2020 году $50,1 млрд, что на 22 % ниже уровня прошлого года. ($67,4 млрд). Количество сделок с арт-объектами упало на 22 % по сравнению с цифрами 2019 года: было продано 31,4 млн предметов искусства.
Также еще в 2020 году отмечено уменьшение количества продаж Sotheby’s на 16%, при этом аукционный дом Cristie’s оповестил общественность о снижении на 25%. Но руководители домов с оптимизмом смотрят в будущее. Чарльз Стюар, генерального директора Sotheby’s, считает, что «рынки искусства и предметов роскоши оказались невероятно устойчивыми и спрос на качество по всем категориям не ослабевает».
Сейчас в мировом рейтинге самых доходных предметов роскоши лидирует живопись и никакие локдауны не ли повлияют на стоимость шедевров признанных авторов, а вот инвестиции в работы современных художников пока остаются рискованным предприятием.