Каждая компания старается заработать себе имидж: разрабатывает уникальные товары и услуги и вкладывает силы и средства в продвижение бренда. Однако существует риск, что появится фирма с тем же названием или логотипом и начнет выпускать похожую продукцию. При этом бизнес понесет финансовые и репутационные потери. Предотвратить это можно, зарегистрировав товарный знак в государственных органах. О том, что это такое и чем он полезен компаниям, мы расскажем в статье.
Что такое товарный знак
Более широким понятием товарного знака является бренд, оно включает в себя имидж, название, товары, логотип и т. д. Его можно использовать для обозначения фирмы, но оно не обладает юридической силой.
Товарный знак приобретает официальный характер после регистрации в Роспатенте. Это отличительный знак компании и ее товаров, защищенный правом интеллектуальной собственности. Он может быть представлен в виде:
- названия;
- логотипа;
- мелодии;
- слогана;
- или комбинации из различных элементов: цвета, формы, звука, букв, цифр и т. д.
Регистрируя товарный знак, компания приобретает исключительное право на его использование. В случае если чужая фирма попытается подделать ваш товарный знак или разместить его на своих товарах, вы можете обратиться в суд. Недобросовестным конкурентам запретят использование марки и они выплатят вам штраф. К тому же, запатентовав собственный знак, ваша компания будет защищена от подобного иска со стороны других фирм.
Для чего компаниям нужен товарный знак
Регистрация товарного знака не является обязательной, но может защитить от негативных последствий для бренда:
- выплаты компенсаций за нарушение чужих интеллектуальных прав;
- необходимости ребрендинга, которая связана с дополнительными затратами и потерей клиентов;
- снижения эффективности продвижения (в том числе веб-сайтов), так как часть клиентов попадет к фирме с похожим названием, логотипом, адресом сайта и т. д.
Обладание товарным знаком дает компании дополнительные преимущества:
- при развитии бренда будет расти количество клиентов и прибыль;
- компания может продавать франшизу;
- можно повысить стоимость фирмы, сделав знак нематериальным активом;
- при определенных формах юридических лиц можно сэкономить на налогах;
- возможность сотрудничать с крупными торговыми площадками.