Не питая радости к очернении Советского прошлого, отдаю должное кино, которое хоть и не в пользу разрушенного строя, а всё-таки хорошо сделано, удивительно глубокое...
Солдат красной армии Фирсов Никита возвращается в родные края и там пытается жить заново, строить любовь с медсестрой из местной больницы. В этом заключается сюжет кино Александра Сокурова "Одинокий голос человека". Снят по мотивом творчества Андрея Платонова, в основном "Река Потудань".
Что наиболее важного происходит с красноармейцем на протяжении фильма?
Отношения между мужчиной и женщиной тут конечно только повод рассказать о важной исторической эпохе - становлении и распаде СССР. На одном из первых кадров мы видим, как рабочие трудятся на брёвнах, то есть - поваленном лесе. В нашем кино почти всегда такой обстоятельство - символ порушенной России.
Немного позже мы видим церковь на горизонте. И Никиту Фирсова, который прислушивается к родным краям. Картинка гораздо приятней, чем сцена с рабочими.
А вот отец спрашивает героя, не ранили ли его на войне. Тот ответил, что нет. А потом мы видим, как Никита чем-то болеет, его лихорадит что ли. Потом он кое-как выздоравливает, всё вроде бы хорошо. Но не получается завести ребёнка. А в искусстве дети - почти всегда символ будущего. Что же мешает построить будущее героям? Как уже говорилось выше, отношения между полами здесь только повод сказать режиссёру о становлении Советского союза.
Никита Фирсов уходит бродяжничать по каким-то мрачным местам...
Параллельно судьбе героя вкратце показана история одного церковного служителя, который прыгает в воду из лодки, говоря до этого: "Я ведь не купаться лезу. Я в смерти пожить хочу". И вместе со сценой, где церковник настраивает себя перед прыжком, нам показывают, как мужики валят дерево.
Церковник ныряет и нам показывают, как люди садятся в трамвай. А этот транспорт ещё со времён Гумилева (в стихотворении "Заблудившийся трамвай") есть символ Красной Революции.
Через некоторое время мы видим Никиту Фирсова, который в ужасе убегает из мест, в которых бродяжничал. И вот мы снова видим церковь. Только теперь ближе, чем в первых кадрах фильма.
Ну и служитель церкви всплывает из воды и садится в лодку. И в отчаяньи держит голову руками.
Думаю, выводы здесь просты. Показана метафора СССР от становления до разрушения.