«Елисей же возвратился в Галгал. И был голод в земле той, и сыны пророков сидели пред ним. И сказал он слуге своему: поставь большой котел и свари похлебку для сынов пророческих. И вышел один из них в поле собирать овощи, и нашёл дикое вьющееся растение, и набрал с него диких плодов полную одежду свою; и пришёл и накрошил их в котел с похлебкою, так как они не знали их. И налили им есть. Но как скоро они стали есть похлебку, то подняли крик и говорили: смерть в котле, человек Божий! И не могли есть. И сказал он: подайте муки. И всыпал её в котел и сказал Гиезию: наливай людям, пусть едят. И не стало ничего вредного в котле. Пришёл некто из Ваал-Шалиши, и принёс человеку Божию хлебный начаток — двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе. И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят. И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят, ибо так говорит Господь: “насытятся, и останется”. Он подал им, и они насытились, и ещё осталось, по слову Господню» (4 Царств 4:38-44).
После того как Илия был забран на небо, служение Елисея началось с тихого чуда помощи людям — оздоровления воды в Иерихоне. За ним последовали более зрелищные случаи, такие как спасение армий и воскрешение мальчика. В этой статье мы рассмотрим короткие рассказы о двух чудесах, имеющих отношение к еде.
ЕЛИСЕЙ ДЕЛИЛСЯ С ДРУГИМИ
Елисей поделился своей похлебкой (4:38-41)
История начинается так: «Елисей же возвратился в Галгал» (ст. 38). Галгал располагался в Иорданской долине, недалеко от Иерихона. В Галгале была школа проповедников. Пророк, видимо, часто бывал там. Во время нашей истории «был голод в земле той» (ст. 38). Это, вероятно, тот голод, о котором говорится в 8:1, семилетний голод от Господа, чтобы покарать идолопоклонников Израиля и поставить их на колени в покаянии.
Во время голода Елисей отправил сонамитянку в другую местность (8:1, 2), но он сам и будущие пророки остались в стране. Я представляю себе отца, который во время опасности отсылает свою семью подальше, а сам остается, рискуя жизнью. Тем, кто вел образ жизни пророка, всегда было нелегко (см. 4:1), а в голодные годы — вдвойне тяжелей. Круммахер нарисовал словесную картину того, как пострадали окрестности Галгала и как жили ученики школы.
«Красивейшую местность трудно узнать — такой пустынной она теперь стала. Когда-то, насколько хватало глаз, мы видели золотые поля, колыхавшиеся на ветру; во все стороны двигались груженые повозки, скрипевшие под тяжестью богатого урожая, а виноградные лозы и гранатовые деревья склонялись под весом роскошных плодов. А теперь смотрите, какая разительная перемена! Какая-то болезнь уничтожила остатки зерновых, луга выжжены, серп ржавеет на стене дома и огромная часть населения голодает. Сыновей пророков, к которым пришел Елисей, также не обошло это несчастье. Когда Елисей пришел в Галгал, маленькая община пребывала в мрачном настроении. Скудные запасы съедены, плоды в садах сняты, кошельки опустошены».
Ученики в Галгале, несомненно, всегда с нетерпением ждали Елисея. На этот раз, как только он пришел, они сразу же расселись перед ним (ст. 38) и стали слушать слова мудрости. Пусть у них не было пищи для желудка, но Елисей мог насытить их души. Помимо общего учения о Божьем Слове, Елисей, вероятно, увещевал их оставаться верными Господу, какой бы тяжелой ни стала жизнь. Возможно, он даже затронул вопрос, почему они страдают, хотя посвятили свою жизнь Богу.
В какой-то момент Елисей решил, что пора поесть. Может, он слышал урчание в сотне животов (см. ст. 43). Может, наступил обеденный час. Елисей сказал «слуге своему: “Поставь большой котел и свари похлебку для сыновей пророческих”» (ст. 38). Его «слугой» мог быть ученик, которого назначили прислуживать пророку, когда он пришел в Галгал, но это мог быть и Гиезий (ст. 12). «Большой котел» — это большой универсальный котел для всей общины. Поскольку Елисей был гостем школы, обычно ученики кормили его. Тот факт, что Елисей предложил приготовить еду, указывает на то, что на этот раз он сам припас основные продукты. Так как он был публичной фигурой, люди время от времени приносили ему еду (см. ст. 42). У него не было много, но он охотно поделился всем, что имел.
Повара часто начинают варить суп с того, что слегка обжаривают мясо, чтобы блюдо было душистым и наваристым, а затем добавляют овощи. Но если мяса нет, овощной суп тоже может быть вкусным и питательным. После того как слуга Елисея поставил похлебку на огонь, каждый ученик бросил в котел продукты, которые у него были (см. ст. 39).
Очевидно, у одного ученика в Галгале нечего было положить в похлебку, и потому он пошел «в поле собирать овощи» (ст. 39). Многие дикие растения съедобны. Поскольку в Израиле был жестокий голод (ст. 38), то зелень была скудной. Представляю, как был доволен человек, когда набрел на то, что, по его мнению, было хорошей добавкой к похлебке: «дикое вьющееся растение», полное «диких плодов» (ст. 39). Текст говорит, что он «набрал с [растения] диких плодов полную одежду свою» (ст. 39). Моя бабушка, когда собирала яйца в курятнике, обычно использовала для этой цели фартук. Так же и этот человек набрал плодов в подол своей одежды.
Очень много рассуждают о том, что это за «дикие плоды», но мы наверняка знаем лишь то, что они были несъедобными (ст. 40). Во всем мире есть ядовитые растения, похожие на съедобные. В качестве примера вспоминаются грибы. Я люблю грибы — но некоторые из них, если их съесть, могут убить вас. Как тот человек в нашем рассказе, я не могу отличить съедобные грибы от несъедобных — поэтому не рекомендую посылать меня в лес за грибами для вашего обеда. Благодарный, что он может внести свою лепту в общую трапезу, этот человек принес плоды и «накрошил их в котел с похлебкой» (ст. 39). В стихе говорится, что «они [ученики] не знали их [эти плоды]» (ст. 39). Если бы кто-то из них был знаком с местной флорой, то они бы не стали варить их.
Когда похлебка закипела, вокруг, наверное, распространился приятный запах. У собравшихся потекли слюнки. Для некоторых это, возможно, была первая приличная еда за несколько дней, а то и недель. Наконец похлебка сварилась. После возблагодарения Бога за Его благословения «налили им есть» (ст. 40). Так как едоков было много, то похлебку, наверное, разлили в несколько общих мисок. Мне представляется, как мужчины нетерпеливо макают кусочки хлеба в похлебку и поспешно кладут себе в рот (ст. 40).
Беззаботная обстановка мгновенно была нарушена. Один человек крикнул Елисею: «Смерть в котле, человек Божий!» (ст. 40). Откуда они узнали про «смерть в котле»? Возможно, похлебка имела какой-то специфический запах или горький вкус. Возможно, один из учеников, знакомый с местными растениями, заметил ядовитые плоды в супе. Возможно, их начало тошнить. Возможно, у них заболели животы и появилась рвота. Текст просто говорит нам, что они «не могли есть» (ст. 40). Обед превратился в катастрофу!
Имея недостаточный запас продовольствия, они не хотели выливать похлебку — но что они могли сделать? Елисей сказал им: «Подайте муки» (ст. 41). И снова пророк привлек других для решения проблемы. Когда муку принесли, Елисей «всыпал ее в котел» (ст. 41). Какое отношение имеет брошенная в похлебку мука к нейтрализации яда? Такое же, как и брошенная в нездоровую воду соль к ее очищению (4 Цар. 2:19-22) — абсолютно никакого, ибо все дело в Господе. Повторяю: сила была не в самой процедуре, а в связи Елисея с Богом.
Затем пророк сказал: «Наливай людям, пусть едят» (ст. 41). Я представляю, что некоторые ученики смотрели на миску с подозрением. Но вот один храбрец макает кусочек хлеба в похлебку и осторожно кладет его себе в рот. Сдвинув брови, он медленно жует и — раз — проглатывает. Затем он с улыбкой объявляет: «Вкусно!» «И не стало ничего вредного в котле» (ст. 41). Вскоре все уже скребут по дну мисок, и воздух оглашается смехом — а все потому, что Елисей охотно поделился своими продуктами.
Елисей поделился своим хлебом (4:42-44)
Следующая история произошла, вероятно, когда Елисей все еще был в Галгале. «Пришел некто из Ваал-Шалиши» (ст. 42). Ваал-Шалиша была местечком в земле Шалише (см. 1 Цар. 9:4), стране, расположенной к северо-западу от Галгала. Этот человек «принес человеку Божьему хлебный начаток» (4 Цар. 4:42). «Хлебный начаток» — это первые плоды нового урожая, который следовало посвящать Господу. Обычно первые плоды приносили священникам (см. Лев. 23:10), но в Израиле не осталось верных священников. Те люди, которые еще были преданы Богу, смотрели на Елисея как на истинного представителя своего заветного Господа. Вот почему человек принес свои первые плоды пророку.
Человек принес «двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе» (4 Цар. 4:42). В Современном Переводе сказано, что все это он принес «в сумке». Но, читая это, не представляйте себе ничего большого. Это слово означало маленький мешочек, в котором носили личные вещи. Аналогичным образом, читая в Современном Переводе «двадцать булок», не думайте, что это большой круглый свежеиспеченный хлеб. Лучше представьте маленькие лепешки — «хлебцы», как сказано в Синодальной Библии. Можно также отметить, что ячмень — грубое зерно, не самое лучшее для выпечки хлеба. Не забывайте, однако, что в стране свирепствовал голод. «Двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна» были настоящей жертвой со стороны этого человека. Это свидетельствовало о его верности Господу и уважении к Елисею.
Пять ячменных лепешек едва хватило бы для ребенка (см. Ин. 6:9). А двадцать хлебцев и несколько колосьев зерна составили бы весьма скудный двухдневный провиант для Елисея и его слуги. Никто бы не осудил пророка, если бы он оставил этот дар для себя — но он был человеком, который верил, что нужно делиться с другими. Он считал, что все, что у него есть, принадлежит не ему (см. Деян. 4:32), а Господу (Пс. 23:1; см. Ин. 3:27; 1 Кор. 4:7), и потому должно быть разделено с нуждающимися. Итак, он сказал слуге: «Отдай людям, пусть едят» (4 Цар. 4:42). Под словом «люди» Елисей, вероятно, подразумевал тех самых учеников школы пророков, которых он накормил в предыдущей истории.
Слуга отнесся к этому скептически. В стихе 43 пишется: «И сказал слуга его: “Что тут я дам ста человекам?”» (ст. 43). Слугой, по всей вероятности, назван Гиезий; слова соответствуют мирскому взгляду этого человека (см. 5:20-27). Его реакция напоминает нам высказывание учеников Иисуса перед тем, как Он накормил несколько тысяч небольшим количеством пищи (см. Мф. 14:17; Мк. 6:37; Ин. 6:8, 9).
Гиезия можно понять. Двадцать малюсеньких лепешек не насытят сотню голодных мужчин, а только вызовут в них досаду; каждому достанется по крошке. Они проглотят их, и на этом еда закончится. В голове слуги могла зародиться еще и такая мысль: «Если мы отдадим наши продукты, что же будем есть мы сами?» Однако дело Гиезия было не задавать вопросы, а повиноваться. Разве он забыл, что служит человеку, которого Бог избрал, чтобы снабдить армию водой (4 Цар. 3:9-20) и умножить масло для вдовы (4:1-7)?
Гиезий, наверное, рассуждал так: «Я не смог бы накормить сто человек двадцатью крошечными хлебцами — а потому это сделать невозможно!» Это распространенное рассуждение, но в нем есть одно слабое место. Представьте, что кто-то велит мне за один день проделать путь в определенное количество километров. Я качаю головой и говорю: «Даже если б я целый день бежал, то и тогда я к ночи не одолел бы это расстояние!» Человек, дающий мне это распоряжение, отвечает: «Но тебе не нужно рассчитывать на собственные силы! Я дам тебе транспортное средство!» Это правда, что я ограничен в своих возможностях и за день могу пройти пешком лишь определенное расстояние — но дайте мне лошадь, велосипед или машину, и ситуация изменится коренным образом. Подобно Гиезию, многие думают лишь о том, что они могут сделать, а не о том, что они могут сделать с Божьей помощью.
Не звучит ли некоторое раздражение в голосе Елисея, когда он повторяет приказание своему слуге: «Отдай людям, пусть едят» (ст. 43)? И добавляет: «Ибо так говорит Господь: “Насытятся, и останется”» (ст. 43). Слова «так говорит Господь» подсказывают нам, что к этому причастен Бог, а «Богу… все возможно» (Мф. 19:26). «И останется» означает, что каждый сможет не только перекусить, но наесться досыта.
Вопреки неверию слуги, все наелись до отвала и еще осталось — как и предрекал Господь (ст. 44). И снова мы вспоминаем то время, когда Иисус накормил множество народу несколькими хлебами и рыбками (Мф. 14:20; 15:37).
Текст не говорит нам, как произошло это чудо. Может, как в случае с неиссякаемым сосудом (4 Цар. 4:1-6), на этот раз Гиезий вытаскивал и вытаскивал еду из неиссякаемой сумки. Как бы это ни произошло, представляете, как он (и сотня едоков) все больше и больше изумлялся, когда казалось, что продуктам не будет конца.
Так Бог продемонстрировал Свою заботу и защиту тем, кто верит в Него (см. Мф. 6:33). На этот раз Он сделал это посредством щедрости Елисея — человека, который, не раздумывая, делился тем, что у него было, много это или мало.
МЫ ДОЛЖНЫ ДЕЛИТЬСЯ
Размышляя над нашим текстом, мы приходим к нескольким практическим выводам. Например, мы можем сделать вывод о Божьей милостивой заботе о Своих. Съев похлебку, ученики школы пророков, наверное, стали думать, где взять еще еды. И тут раздался стук в дверь; на пороге стоял человек с сумкой ячменных хлебцев и зерна! В жизни христиан очень часто бывает такое: они думают, как им разрешить тот или иной кризис, а помощь приходит с неожиданной стороны. «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:32).
Можно также взять слова «смерть в котле» и поговорить о скрытой опасности, которая окружает нас. Опасность кроется в тех вещах, которые некоторым кажутся «невинными»:
• Во многих телепрограммах, некоторых книгах и определенной музыке.
• В курении, выпивке и употреблении запрещенных наркотических средств.
• В материализме и мирской жизни в целом.
• В религиозном невежестве и заблуждении.
Да, много полезного для себя можно извлечь из рассмотренных отрывков — но я хочу обратить ваше внимание на щедрость Елисея, достойную подражания.
Важность умения делиться с другими
Умению делиться с другими научиться нелегко. Хотя от перспективы делиться с кем-то мы не всегда в восторге, Господь велит нам делать это — с помощью заповедей и примеров. Иоанн Креститель говорил своим последователям: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3:11). Христиане в Иерусалиме «продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:45). Павел велел Тимофею увещевать своих слушателей, чтобы они «были щедрыми и готовыми поделиться тем, что имеют» (1 Тим. 6:18; Современный Перевод). Автор Послания к евреям говорил: «Не забывайте также творить добро и делиться с другими» (Евр. 13:16; Современный Перевод).
Много отрывков посвящены необходимости делиться с другими:
«Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а особенно своим по вере» (Гал. 6:10).
«Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4:28).
«Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “Идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела — что пользы?» (Иак. 2:15, 16).
Кто делится, тот видит в этом много возможностей:
• Возможность осознать, что все принадлежит Богу и что мы всего лишь распорядители того, что нам вверено.
• Возможность более уподобиться Богу, который всем поделился с нами, включая самую дорогую «собственность», Своего Сына Иисуса Христа.
• Возможность на деле выражать любовь к другим.
• Возможность осчастливить других.
• Возможность одерживать победы в пожизненной борьбе с эгоизмом. Многим из нас бывает трудно делиться потому, что мы эгоцентричны. Мы рассуждаем так: «Мы упорно трудились, чтобы приобрести то, что у нас есть. Оно наше. Почему мы должны это отдать?» Помоги нам, Боже, понять, что мы были благословлены, чтобы, в свою очередь, иметь возможность благословить других.
Можно услышать возражение: «Но некоторые даже не пытаются заработать на жизнь. Они довольны тем, что живут за счет других. С такими мы наверняка не должны делиться!» Да, не должны. Павел говорил, что «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Однако часто нам неизвестны все обстоятельства другого человека. Насколько мы знаем, он, возможно, делает все, что в его силах. Давайте будем осторожнее, чтобы не оказаться виновными в осуждении других. И уж если мы ошибемся, то пусть наша ошибка будет на стороне милосердия.
Благословения умения делиться
Скажите, Елисей пострадал оттого, что поделился с другими? Ему не досталось еды? Он ушел голодным? Нет. Бог благословил пророка тем, в чем тот нуждался, — плюс он получил удовлетворение от осознания того, что помог другим.
Щедрые люди открыли чудесную истину: отдавая, мы ничего не теряем. В отношении некоторых вещей это просто видно невооруженным глазом. Если мы делимся счастьем, то наше счастье не убывает, а умножается. Если мы делимся с кем-то идеями, то их у нас становится не меньше, а больше. Один мой приятель говорит, что этот принцип работает даже с розами. Он срезает первые цветы и раздает их. По его словам, после этого розовый куст получает стимул к цветению на протяжении всего сезона.
В отношении других вещей этот принцип может быть не таким очевидным: это касается, например, денег или собственности. Тем не менее, Господь уверяет нас, что это так. Иисус сказал: «Давайте, и дастся вам… ибо какой мерой мерите, такой же отмерится и вам» (Лк. 6:38). И еще: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Павел писал:
«При этом скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет… Бог же силен обогатить вас всякой благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:6-8).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Молю Бога, чтобы всех нас вдохновил пример Елисея делиться всем, что у нас есть, чтобы обрести привычку давать. Кто-то сказал: «Давать много — это давать понемногу каждый день».
Конечно, самое важное, чем мы можем поделиться с другими, это евангелие, добрая весть Иисуса Христа. Некоторые проводят параллели между историей о ядовитой похлебке и нашим спасением от греха:
• Когда в нашу жизнь входит грех, он приносит духовную смерть — как те дикие плоды, брошенные в котел.
• Самостоятельно мы не можем исправить ситуацию — как сыновья пророков не могли ничего сделать, разве что только закричать в отчаянии.
• Однако, благодарение Богу, кровь Иисуса побеждает вину греха тех, кто обращается к Нему, — как мука нейтрализовала яд.
• Бог позволяет нам принять участие в собственном спасении — как Елисей попросил учеников принести муку. Господь велит нам уверовать в Его смерть и Его воскресение (Ин. 3:16), покаяться в своих грехах (Лк. 13:3), исповедать свою веру (Мф. 10:32), креститься (Мк. 16:16) и жить верно «до конца» (Мф. 10:22).
Елисей, должно быть, улыбался, видя, как другие наслаждаются тем, что он дал им. Ничто не сделает меня счастливее, чем знание того, что я поделился с вами благой вестью и это благословило вашу жизнь.
#пророк #пророки #исторические личности #ветхий завет #библия #христианство #религия