Найти в Дзене
Дик Брюккинсон

Балет из Шпандау. Короткий век героев неоромантики

Хотелось бы начать с модного сейчас «самая недооцененная…», но громкие безосновательные декларации - это не наши методы. Да и не правда это по отношению к прямому (в своё время) конкуренту Duran Duran, одному из столпов неоромантики, и просто очень интересному, пусть и недолго просуществовавшему коллективу.

Просто вспомнилось юношеское увлечение новой волной и неоромантикой. А Spandau Ballet – безусловно одни из главный героев этой сцены.

Spandau Ballet от Саймона Уизерса. Время взлета.
Spandau Ballet от Саймона Уизерса. Время взлета.

Начали они, в 1976 году, в Айлингтоне (или Ислингтоне), одном из районов Большого Лондона . Как это обычно бывает, основали группу школьные друзья Гэри Кемп (гитара) и Стив Норман (саксофон). Немного позже к ним присоединился их однокашник, барабанщик Джон Кибл. Обзаведясь вскоре басистом (Ричард Миллер) и вокалистом (Тони Хедли), они приступили к репетициям. Назвались нехитро: «The Cut»

Наработав кое-какой материал они начали выступать на лондонских площадках, вполне успешно, но надо сказать, без особого блеска. Играли они нечто в духе Rolling Stones и The Kinks, на то время – уже британскую поп-классику, сто раз публикой прожеванную. С таким материалом завоевать публику было трудно. Требовалось что-то свое, собственное, требовалась Identity. Парни были людьми приличными, по этому заигрывать с панком, тогда, впрочем, уже подрастерявшим и нахальство, и кураж не стали. Не то.

К счастью, в конце 70-х -- начале 80-х стало зарождаться движение неоромантиков. Это такие юноши - загадочные, отстраненные, байронические, в причудливых нарядах и с подведенными глазами.

Загадочные юноши в причудливых нарядах
Загадочные юноши в причудливых нарядах

В головах у этих юношей варилась странная каша из панка, прога, глэма, где-то фанка и соул, где-то блюза. Позже в это варево добавилась электроника. Местом силы этого загадочного, отстраненного байронического люда стал клуб Blitz, под управлением того еще фрика, Стива Стрэйнджа, который более известен как лидер Visage и исполнитель синти-поп хита Fade To Grey.

Blitz быстро стал моднейшим местом ночного Лондона. Там крутилась передовая музыка, тусовались самая продвинутая молодежь, выступали самые перспективные группы. Скауты из рекорд-лейблов, почуявшие новые возможности паслись там стадами.

Наши герои не отставали от прогрессивной молодежи и сами нередко посещали Blitz. Будучи людьми творческими, чуткими и восприимчивыми, они довольно быстро поняли, куда двигаться и чего не хватает. Электроники. Таким образом к традиционному инструментарию добавились синтезаторы, а музыка приобрела все черты, свойственные нарождающейся тогда «новой волне». Лаконичная и четкая ритмика, акцентированный, но не слишком эмоциональный, без обертонов, вокал, синтезаторы и никаких соло. Скауты из рекорд-лейблов навострили уши. Надо сказать, Blitz дал путевку в жизнь почти всем главным героям новой волны. Кто-то, как Visage, Classic Nouveaux, сверкнул и пропал, другие (Culture Club, Spandau Ballet) прожили чуть более долгую и яркую жизнь, и стали классиками стиля.

C импрессионистским имиджем Spandau Ballet помог Саймон Уизерс (Simon Withers, тогда еще молодой, а нынче - уже именитый и очень уважаемый дизайнер).

Официально, стартовым (хотя оно было уже четвертым в таком качестве), считается выступление Spandau Ballet 7 марта 1980 г в зале The Scala Cinema. Во всяком случае, с этого концерта принято вести хроники их карьеры. Успех был ошеломительным, группу приняли прекрасно. Скауты понеслись с донесениями о новых героях по своим конторам, а те стали наперебой предлагать контракты.

То самое выступление в The Scala Cinema (New Romantics Who Never Were: The Untold Story of Spandau Ballet by David Barrat)
То самое выступление в The Scala Cinema (New Romantics Who Never Were: The Untold Story of Spandau Ballet by David Barrat)

Победили Chrysalis Records, которые и выпустили первые синглы To Cut A Long Story Short, The Freeze и Musclebound, моментально ставшие хитами. Вслед за ними вышел и первый LP Journeys to Glory, в 1981 году получивший «золото».

В руках У Spandau Ballet оказалось тогда всё, что требовалось для счастья. Свежие музыкальные идеи, хорошие инструменталисты, проникновенный тенор Тони Хедли, актуальный образ и надежный мейджор-лейбл за спиной. А главное – у них было своё лицо. К механистичности пост-панка и холоду синти-попа они добавили яркие фразировки и душевный саксофон. А Хедли перестал стесняться и, в нарушение эстетики стиля, его вокал зазвучал интонированно и даже страстно. Через три года эти живые черты Spandau Ballet станут доминирующими и уведут их в эксперименты с белым соул, но об этом позже.

В 1982 году, не откладывая это дело в долгий ящик, SB выпускают следующий альбом: Diamond. «Золото» он собрал без особого труда, но говорить о новой сенсации уже не приходилось. Синглы не добрались даже до Top 10, что говорило о падении интереса к группе. Chant №1 имела, правда некоторый успех в Штатах, но это ничего не меняло.

Еще одна сравнительно заметная песня с Diamond

Что было причиной, можно только гадать. Синдром второго альбома? Новые герои неоромантики в лице Duran Duran (те только что выстрелии своим шедевральным Rio)? Общий кризис стиля?

Что до моего мнения, Diamond вышел не менее интересным. Аранжировки всё больше уклонялись в фанк, послышалось влияние Roxy Music, а для записи Chant №1 была привлечена духовая секция, что было совершенно против правил. Но в остальном альбом очень напоминал Дэвида Боуи эры Heroes, а этим в то время было никого не удивить. К тому же, на пятки энергично наступали Duran Duran, будь они неладны, которые своим вторым альбомом весомо развили свой успех и мигом превратились в поп-идолов.

Так или иначе, надо было что-то делать. Творческие амбиции – дело нужное и важное. Но нужно как-то поддерживать спрос. И здесь пришлось искать неизбежный для каждой успешной группы компромисс между индивидуальностью и востребованностью у масс. Сложнейшая задача, решить которую без потерь удается немногим. Кто-то остается популярным, но безликим и вторичным, кто-то остается верным себе, но голодным и забытым.

Spandau Ballet меняют продюсера и делают разворот в сторону более традиционной поп-музыки. Альбом 1983 года True вышел очень основательно замешанным на соул, который с подачи тех же Culture Club вновь становился модным. Партии стали медицински выверенными, звук – упитанным, гладким и блестящим. Мелодика, впрочем, не утратила свежести и яркости.

Результат – вершина чартов в Великобритании и во многих европейских странах и 21-я строчка в американском Billboard.

Главный хит альбома, среднетемповая лиричная True, получилась настолько благообразной и мейнстримовой, что её иногда (по незнанию) приписывали Джорджу Майклу, видимо из-за некоторого сходства вокальных интонаций. Сингл разлетелся по саундтрекам к романтическим мелодрамам и сборникам Romantic Collection всех мастей, и даже исполнялся на эпохальном Live Aid.

Второй боевик, Gold, ритмичный, бодрый, мелодически богатый и сочно звучащий, следом также возглавил Top 100 Великобритании.

True оказался щедрым на хиты и пиковым в карьере Spandau Ballet. Кроме двух безусловных чарттопперов довольно популярными стали Lifeline, Communication и Pleasure.

Решив, что «золотое сечение» найдено, в 1984 году Spandau Ballet выдают следующую пластинку – Parade. Альбом был крепко сработан и привычно содержал обойму неплохих хитов: Only When You Leave, I`ll Fly For You, Round And Round)

Parade поднялся таки на 2 место в британском топе, но никаких новых граней не открыл и заветной вершины не покорил. На неё (вершину), сменяя друг друга усаживались в том году Лайонел Ричи, Wham!, Синди Лопер и проклятые Duran Duran.

Некоторое время он еще как-то держался в верхних десятках Австралии, Новой Зеландии, Нидерландов, Италии и Испании, но об успехе в Штатах не было и речи.

В провале группа обвинила менеджмент Chrysalis, затеяла с ними судебное разбирательство и естественно, сменила лейбл. Подписавшись на CBS/Columbia, группа решила отойти от попсовых имиджа и саунда, которые, как выяснилось не так уж и способствуют долгому успеху. В мире тогда набирало обороты рок-возрождение, чарты все чаще рвали вертлявые патлатые парни с гитарами, или серьёзные мужики, опять же, с гитарами, неоромантика и новая волна постепенно уходили в историю.

Снова встал вопрос о выборе компромисса. Очевидно, результатом этого выбора стал альбом Through the Barricades. Бодрый, ритмичный и роковый, но в целом довольно блеклый.

Из более менее-ярких номеров – Fight for Ourselves...

... и Through the Barricades, очень красивая, прекрасно спетая великолепным голосом Хедли баллада… без единой запоминающейся фразы.

Кстати, те кому за 45, могут помнить Spandau Ballet по Peters Pop Show, показом которого в новогоднюю ночь советское телевидение несколько лет баловало зрителей, и на котором в 1986 году они представили именно эти две песни.

Собственно, после Through the Barricades следить за карьерой Spandau Ballet нет уже никакого смысла, ибо их следующий альбом Heart Like a Sky был проигнорирован абсолютно всеми, как в Штатах, так и на родине. Участники группы разбрелись кто куда. Сколько-нибудь заметной сольной карьеры не построил никто.

В 2009 году поклонники группы получили сюрприз в виде большого реюнион-тура и альбома Once More, но в общем и целом, тур не стал ничем особенным, а альбом состоял из ремейков старых хитов и пары новых песен.

Время от времени, появляются слухи о новом реюнионе, но вряд ли под ними есть основание. Да и зачем? Век неоромантики оказался недолог. Герои и иконы стиля прожили хоть и короткую, но яркую творческую жизнь, и уж лучше запомнить их такими, чем натужно вызывать жизнь и задор в погрузневших и неуклюже жеманничающих на сцене пожилых мужиках. При всём, как говорится уважении.

Spandau Ballet 2014
Spandau Ballet 2014

Спасибо за внимание!

При подготовке материала использовалась книга Дэвида Баррата "New Romantics Who Never Were: The Untold Story of Spandau Ballet" и открытые источники.