Найти тему
Хостинг Спринтхост

Браузерные войны. Истории.

Оглавление
Недавно-недавно в этой-этой галактике...

Эпоха первых браузеров

Браузер — это программное обеспечение, позволяющее просматривать веб-страницы, компьютерные файлы, взаимодействовать с контентом — в общем, пользоваться благами интернета.

Самый первый браузер был создан Тимоти Бернерс-Ли в 1990 году. Его также считают создателем основополагающих технологий, таких как HTML, HTTP, URI, URL. Его можно назвать отцом Всемирной паутины. Но вернемся к браузеру, которому дали имя WorldWideWeb. Знакомое название, не правда ли? Однако позже он был переименован в Nexus. Этот браузер использовал стандартный протокол FTP и новый для того времени HTTP, позволял отображать в основном текстовые страницы с небольшим количеством картинок (правда, в отдельном окне). Но по-настоящему первым браузером с графическим интерфейсом был NCSA Mosaic.

Для своего времени он был почти идеален: интуитивно понятный интерфейс, свободное распространение, картинки прямо в тексте (ВАУ!), версии под Windows, простая установка и надежность, поддержка нескольких интернет-протоколов. Благодаря открытому исходному коду, разработчики других браузеров смогли повторить успех NCSA Mosaic и создать свои браузеры, самые крупные из которых стали Netscape Navigator и Internet Explorer.

Первая браузерная война (1995-1999)

Некоторые разработчики NCSA Mosaic решили уйти из компании и основать свою для создания нового браузера — Netscape Navigator. Первые версии начали выходить в 1994-1995 годах. На тот момент браузер обладал самыми широкими возможностями, чем и привлек внимание пользователей. Уже во второй версии Netscape Navigator мог использоваться для работы с почтой, затем появился HTML-редактор, новые функции, апплеты, плагины, цветовые решения для таблиц. Браузер превращался в полноценную программу для работы в интернете.

Уже к 1995 году Netscape Navigator доминировал в мире, но начали активизироваться конкуренты, главным из которых был Internet Explorer (IE) от Microsoft,

Microsoft приобрела лицензию Mosaic и на его основе создала первую версию Internet Explorer. Важным отличием от Netscape было в том, что IE распространялся вместе с пакетами Windows, что облегчало использование браузера. Такая ситуация избавляла пользователей от поиска альтернативы, так как IE не уступал Netscape по функциям и быстродействию. Поворотным моментом также стало то, что Internet Explorer впервые ввел поддержку CSS, заметно увеличив разнообразие сайтов.

«Война» велась на уровне разработки. Скорость обновлений была сверхсветовой, этот конфликт можно назвать своеобразной «гонкой вооружений». Каждый из браузеров поддерживал разные версии HTTP, языки программирования, например, JavaScript. Все это выливалось в то, что сайты могли адекватно отображаться только в конкретном браузере. На сайтах часто оставляли баннер с подобными надписями — «Этот сайт лучше открыть в Netscape» или«Для лучшего отображения сайта воспользуйтесь браузером Internet Explorer».

К 1997 году доля рынка в 72% находилась у Netscape, они не особо переживали за свои позиции, но, к их сожалению, недооценили конкурентов и их возможности. Уже к 1999 году, благодаря бесплатному распространению и заранее установленному браузеру в операционную систему, компания Microsoft заняла более 95% всего рынка. Небольшая компания Netscape Communications уже не оправилась от этого удара, уступив пальму первенства. Однако ее потомки нанесут ущерб старому противнику.

Небольшая передышка

В 2001 году IE надежно закрепилась в корпоративной среде, его использовали везде, так как других альтернатив не было. Да и зачем, если все работает?

Позже это и погубило IE. Он стал резко устаревать, а из-за отсутствия мощной конкуренции Microsoft не развивала браузер дальше. Всплыли проблемы, которые ранее казались незначительными. Например, веб-разработчики поняли, что стандарты IE крайне неудобно использовать, в самом браузере мало функций.

Браузер Opera стал одним из источников будущих перемен. Созданный еще в 90-х, он завоевал небольшую долю рынка, находясь вне браузерной войны. Opera добилась признания в развивающихся странах, например, России и соседних государствах. В первой половине 2000-х годов в Opera появились вкладки, защита от рекламных окон, менеджер загрузок, поле поиска (еще раз ВАУ!). Позже эти функции перекочевали в другие браузеры. А Microsoft все еще плевала в потолок и била баклуши вместо разработки новых функций или хотя бы внедрения существующих.

Королевская битва браузеров
Королевская битва браузеров

Вторая браузерная война (2005-2015)

Netscape перед поражением успел ударить по Microsoft, выпустив в сеть свой исходный код. Казалось бы, ничего особенного. Но это решение позволило разработать новый браузер, который через пару лет поставит рекорд по количеству скачиваний за сутки — более 8 млн. Это был браузер Mozilla Firefox.

Firefox быстро набирал популярность за счет своего удобства и широкой функциональности, в отличие от морально устаревшего и медленного IE. В браузер было добавлено много нововведений, например, открытие недавно закрытых вкладок, восстановление сессии, фишинг-фильтр, встроенная поддержка аудио и видео. В Microsoft опомнились и выкатили новые версии с функциями, взятыми у конкурентов, но было уже поздно — люди все чаще стали использовать другие браузеры. Кроме того, некоторые компании стали разрабатывать и поддерживать собственные продукты, например, Apple создали Safari. Из-за этого Microsoft перестали поддерживать версии IE для MacOS.

Сильно повлияло появление мобильных браузеров для смартфонов. Открылся новый рынок для конкуренции, на который хлынули компании, стараясь занять нишу. В этом случае начали выигрывать те, кто устанавливал свой браузер по-умолчанию в смартфон, как это делали майкрософты с виндой и Internet Explorer. Таким образом, популярность айфонов обусловила быстрый рост использования Safari. На Android, в свою очередь, устанавливался Google Chrome.

В конце 2008 года появился Google Chrome с улучшенным JavaScript-движком и с использованием WebKit (позже перешел на Blink). Так как поисковая система Google была самой популярной в мире, у нее была возможность продвигать свой браузер через крупные сайты. Таким образом, Хром быстро набирал популярность, а конкуренты не могли состязаться с такой крупной корпорацией. Изначально его хотели выпускать только для Windows, но затем разработали версии для MacOS и Linux.

В 2009-2010 годах Firefox впервые обогнал IE, став самым популярным браузером, а с 2012 года всех обошел Google Chrome (более 60% доли рынка), который держит лидерство до сих пор.

Локальная война браузеров в России

В России и постсоветских государствах тоже была своя небольшая браузерная война. Она велась между Яндекс.Браузером, Амиго от Mail.ru и Рамблер/Браузером. Последний достаточно быстро отвалился, а первые два продолжали бороться за русский сегмент рынка. При этом они изначально не ставили цель конкурировать с Хромом или «огненным лисом», они «сражались» друг с другом. Однако методы у них были, мягко говоря, грязные.

Очень часто установка браузеров велась без разрешения пользователя, так как они были внедрены в разные программы или игры. Вместе с программой на компьютер устанавливался браузер. При этом он подменял собой стандартные настройки. Например, пользователь установил по умолчанию Хром в качестве браузера и Google в качестве поисковой системы, затем поставил какую-нибудь игру на компьютер, и теперь у него при запуске Хрома поисковиком становился Mail.ru, а на рабочем столе появлялись ярлыки Амиго и нескольких других продуктов компании. А удалить их — тот еще квест со своими драконами и монстрами. Программа до последнего старалась удержаться в компьютере.

В итоге конкуренцию выдержал Яндекс.Браузер, который стал вторым по популярности браузером в России после Google Chrome. Теперь Яндекс начал конкурировать с Google не только по части браузера.

Что дальше?

Сейчас Google Chrome может постичь та же участь, что и Internet Explorer. Браузер становится неповоротливым, он «сжирает» много ресурсов компьютера. Пользователи все чаще начинают использовать более легковесные браузеры. Даже потомок IE полностью написанный с нуля Microsoft Edge обретает популярность за счет своего лаконичного дизайна и удобных функций, во многом не уступающим Хрому.

Браузеры напрямую влияют на отображение сайтов, например, в одном может медленно прогружаться картинка, в другом гораздо быстрее, а в третьем она вообще не отобразится. Поэтому, создавая сайт, стоит проверять его на разных браузерах. Лучшее вообще делать их кроссплатформенными. А хранить ваши сайты можно в Спринтхост. Наш сайт и Панель управления отлично работают в любом браузере.

Браузеры верят в реинкарнацию
Браузеры верят в реинкарнацию