(Изучаем: 1 Тим. 3:8-13)
Недавно мы говорили с вами о старейшинах в статьях «Самая важная работа на свете» и «Какой властью Бог наделил старейшин?» Эта статья будет о тех людях, которых можно назвать «правой рукой» старейшин, — о дьяконах. Обратимся к Фил. 1:1: «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами». Вначале Павел упоминает двух евангелистов (себя и Тимофея), а затем всех членов церкви в Филиппах («всех святых»). И, наконец, он выделяет две особые группы: «епископов [старейшин]» и «дьяконов». Наш урок мы посвятим последней из упомянутых групп: дьяконам. Кто такие «дьяконы», о которых говорится в Фил. 1:1? Ответ состоит из трех важных частей: это (1) особые служители, (2) которые отвечают определенным требованиям и (3) которые помогают старейшинам, способствуя тому, чтобы эти руководители могли исполнять свое служение.
ОСОБЫЕ СЛУЖИТЕЛИ…
«Дьякон» — это транслитерация греческого слова диаконос. Относительно его происхождения мнения расходятся. Вайн пишет, что «это слово, вероятно, связано с глаголом диоко, “спешить за, гнаться, преследовать” (возможно, первоначально употреблялось по отношению к бегуну)». Другая гипотеза — что это сложное слово, состоящее из диа («через») плюс кониа («пыль»); отсюда дьякон означает «поднимающий пыль»! Более распространенное объяснение — что глагольная форма этого слова (диаконео) в своей основе означала «прислуживать за столом» (Бромили) (см. Лк. 17:8; Ин. 12:2), но потом стала означать служение вообще. Простое определение диаконос — «слуга».
В Новом Завете слово диаконос в разных формах встречается около тридцати раз. Форма существительного переводится по-разному: как «дьякон», «служитель», «слуга». За всеми этими словами стоит одно греческое слово. Как и греческое слово пресбитерос, диаконос может употребляться в общем или в специальном смысле.
В общем смысле диаконос употребляется по отношению к проповедникам. Павел писал Тимофею: «Внушая это братьям, будешь добрым служителем [диаконос] Иисуса Христа» (1 Тим. 4:6; см. Еф. 6:21; Кол. 1:7). Значит, в каком-то смысле слова проповедник является «дьяконом». А в общем смысле, повторяю, это слово применяется ко всем членам церкви. Иисус сказал: «Кто Мне служит [от диаконео], Мне да последует; и где Я, там и слуга [диаконос] Мой будет. И кто Мне служит [от диаконео], того почтит Отец Мой» (Ин. 12:26). Таким образом, каждый христианин должен быть «дьяконом». (Фива была дьяконисой церкви в общем смысле [Рим. 16:1]).
В специальном же смысле диаконос — это особая группа мужчин (Фил. 1:1), которые отвечают определенным требованиям (1 Тим. 3:8-13) и исполняют определенные обязанности. В 1 Тим. 3:10 говорится о мужчинах, которые «могут выполнять служение диаконов» (Международное Библейское Общество), а в стихе 13 той же главы — о тех дьяконах, «кто хорошо выполняет свое служение» (Международное Библейское Общество). Употребленный в этом особом смысле, термин диаконос не относится к каждому христианину.
Можно отметить, что диаконос — единственное библейское наименование этой конкретной работы. В Новом Завете существуют три слова для определения старейшин («пресвитеры/старейшины», «епископы/блюстители» и «пастыри/пастухи») и только одно для дьяконов. По отношению к проповедникам употребляются тоже три слова («проповедники», «служители» и «благовестники»), но по отношению к дьяконам — только одно.
Еще заметим, что слово диаконос не заключает в себе идею власти. Мы иногда слышим о той или иной деноминации, в которой есть «совет дьяконов», который руководит общиной. Такое устройство чуждо как новозаветному учению, так и основному значению слова диаконос. Старейшины могут поручить дьяконам исполнять определенные обязанности, но в самом термине «дьякон» понятие власти не заложено. Дьяконы, прежде всего, — слуги, служители.
Кто-то хорошо сказал, что быть дьяконом — это не занимать должность, а выполнять работу. Новый Завет нигде не говорит о должности дьякона, но только о служении дьякона. Сам факт «поставления» человека дьяконом еще не делает его дьяконом. После поставления он становится дьяконом фактически, когда начинает делать то, о чем его просят старейшины, — когда он начинает служить в своем новом качестве.
…КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ ОПРЕДЕЛЁННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ…
Дьяконы не просто служители; они обладают соответствующими качествами для этого служения. Качества дьяконов перечисляются в 1 Тим. 3:8-13, после качеств старейшин:
«Диаконы также должны быть честны, не двуязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жёны их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всём. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса».
Некоторые думают, что сюда следует включить также краткий перечень требований из Деян. 6:
«Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: “Нехорошо нам, оставив слово Божие, печься о столах. Итак, братья, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова”. И угодно было это предложение всему собранию. И избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая антиохийца, обращённого из язычников» (ст. 2-5).
В прошлом этих семерых избранных мужчин называли «первыми дьяконами». В относительно недавнее время стали отмечать, что слово диаконос для обозначения этих мужчин не используется. Однако в выражении «печься о столах» употреблена глагольная форма диаконео. Это тот же термин, что употреблен в 1 Тим. 3, где Павел говорит о служении дьяконом (ст. 10, 13). Мы, по крайней мере, можем сказать, что эти семеро мужчин выполняли ту работу, которую должны выполнять дьяконы, и что мы не погрешим против истины, сделав общий практический вывод.
Прочтите еще раз квалификационные требования в 1 Тим. 3:8-13. И не забудьте качества, упомянутые в Деян. 6 («изведанные [пользующиеся доброй славой; Современный Перевод], исполненные Святого Духа и мудрости», «исполненный веры и Духа Святого»). Эти перечни подчеркивают важность и серьезность работы, которую должен выполнять дьякон. Дьяконы — мужчины, представляющие церковь в своих областях служения. Это должны быть обладатели твердого характера, способные принять на себя ответственность.
Давайте немного задержимся на квалификационных качествах, перечисленных в 1 Тим. 3. Затем мы кратко обсудим термины, упомянутые в Деян. 6.
1 Тимофею 3
(1) Честные (достойные, уважаемые; см. разные переводы). «Диаконы… должны быть честны [люди достойные; Российское Библейское Общество]» (ст. 8). «Честные», «достойные», «уважаемые» — перевод слова семнос, которое включает в себя идею серьезности и достоинства. Это слово указывает на серьезность намерения и чувство собственного достоинства в поведении. Это такие люди, которые к работе дьякона относятся серьезно.
(2) Искренние. Дьяконы не должны быть «двуязычны» (ст. 8). «Двуязычны» — от дилогос (дис [«дважды] плюс логос [«слово»]). Так в I веке характеризовали человека, который одному говорил одно, а другому — другое. Мы бы теперь сказали — «двуличные». В Международном Библейском Обществе сказано, что дьяконы должны быть «искренними».
(3) Не пристрастные к вину. Дьяконы не должны быть «слишком пристрастны к вину» (ст. 8; Российское Библейское Общество). Мудрец писал: «Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Прит. 20:1; см. 23:29-35).
(4) Честные. Дьяконы не должны быть «корыстолюбивы» (ст. 8). В Российском Библейском Обществе сказано, что это люди, «не падкие до наживы». Некоторые так любят деньги, что не брезгуют ничем ради того, чтобы добыть их. Дьякон не должен быть таким. Он должен быть честным во всех своих делах и поступках.
(5) Верные. В стихе 9 такое качество: «хранящие таинство веры в чистой совести». «Таинство веры» — это Божье откровение, сосредоточенное на вере в Иисуса. (В Новом Завете «таинство» означает то, что было тайной в прошлом, но открылось через богодухновенных мужей). Дьякон должен иметь «чистую совесть», потому что «хранит» это откровение, прилагая все усилия, чтобы жить в соответствии с ним.
(6) Активные. «И таких надобно прежде испытывать, потом… допускать до служения» (ст. 10). Как «испытать», сможет ли человек трудиться дьяконом? Это можно сделать разными путями. Один способ — это присматриваться, служит ли он уже сейчас. Ищите людей, которые уже применяют свои таланты для Господа, и избирайте их на эту должность. Никогда не избирайте дьяконом человека, чтобы «заставить его работать». Второе «испытание», связанное с первым, — сможет ли этот человек работать со старейшинами. Способен ли он взять на себя какую-то обязанность и исполнять ее.
(7) Имеющие добрую репутацию. Стих 10 добавляет: «И таких надобно… если беспорочны, допускать до служения» (ст. 10). «Беспорочны» не означает, что они ни разу не совершили ничего плохого (см. Рим. 3:23). Но это означает, что они достаточно смиренны, чтобы признавать свои грехи, каяться и просить Бога и других о прощении. Они достаточно честны, чтобы видеть свои ошибки, и достаточно старательны, чтобы приложить все усилия для исправления своих проступков. Дьякон должен иметь добрую репутацию в общине и вне ее.
(8) Хорошие мужья и отцы. Павел особо подчеркивает, что и старейшины и дьяконы должны быть хорошими семьянинами. В стихе 11 апостол говорит о женах дьяконов: «Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем». В Международном Библейском Обществе сказано: «Жёны диаконов тоже должны быть достойными уважения, не заниматься сплетнями, быть воздержанными и пользоваться во всём доверием». Для некоторых профессий неважно, какая жена у мужчины, работающего в данной области, но с дьяконами дело обстоит иначе. Дьякону нужна жена, которая поддерживает его и жизнь которой благотворно отражается на нем.
Разговор о семье дьякона продолжается в стихе 12: «Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим». Дьякон должен быть женатым и иметь только одну жену. Кроме того, он должен хорошо управлять своими детьми и домашними. Как указывал Павел раньше в этой главе, «кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли печься о Церкви Божией?» (ст. 5).
Деяния 6
В Деян. 6:3 сказано, что апостолы велели общине выбрать «семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости». В стихе 5 приводятся их имена. Вместе с другими избрали «Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого». Полезно отметить качества первых людей, избранных для работы, которую обычно исполняют дьяконы.
(1) Изведанные. Речь идет о доброй репутации, и это напоминает нам требование в 1 Тим. 3:10: «беспорочны». Эти люди должны пользоваться «доброй славой» (см. Современный Перевод) в церкви, потому что им предстоит иметь дело с членами церкви. Они также должны иметь хорошую репутацию в округе, ибо в процессе исполнения своей работы им приходится контактировать с нехристианами. В глазах неверующих эти люди представляют церковь.
(2) Исполненные Духа и веры. Это не означает «исполненные чудотворной силы», ибо у них явно не было чудесных способностей до того, как апостолы возложили на них руки (см. Деян. 5:12; 6:6, 8; 8:5, 6, 14-19). Быть «исполненным Святого Духа» означает принимать руководство над собой Духа. (Единственный объективный путь, которым Дух ведет нас, — это посредством вдохновленного Им Слова [см. 2 Пет. 1:21; Еф. 6:17; см. Пс. 118:105]). Если человек «исполнен Духа», он будет иметь «плод Духа»: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5:22, 23; см. также ст. 16-18). В этой связи о Стефане сказано, что он был «исполнен веры», или, как мы говорим, он был «верным».
(3) Мудрые. И, наконец, апостолы попросили общину найти мужчин, «исполненных… мудрости» — той мудрости, которая приходит только от знания Божьей воли (см. Прит. 23:23). Вдобавок, они должны были обладать практичностью и мудро решать возникающие проблемы. Если бы всякий раз, когда у них случалась проблема, они ходили к апостолам, это сделало бы бессмысленным сам факт их избрания (ст. 2-4).
Предназначены или нет требования в Деян. 6 конкретно для дьяконов, они соотносятся с работой дьяконов и с требованиями, изложенными в 1 Тим. 3.
…КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ СТАРЕЙШИНАМ
Итак, мы отметили, что дьяконы — это особые служители, отвечающие определенным требованиям. Теперь давайте остановимся на их работе. Можно сказать, что их главная задача — помогать старейшинам, чтобы те сосредоточились на пастырстве. В Российском Библейском Обществе конец Фил. 1:1 переведен таким образом: «…вместе с руководством церкви и их помощниками».
Я иногда слышал, как некоторые говорили: «Старейшины отвечают за духовные нужды общины, а дьяконы — за физические». Насколько я понимаю, Писания учат, что старейшины отвечают как за духовные, так и за физические нужды. Они — единственные блюстители общины. Это не означает, что старейшины должны все делать сами; но это означает, что они должны следить за тем, чтобы все было сделано. Если же они будут пытаться делать все сами, то (1) это лишит других возможности использовать свои таланты, дарованные им Богом, и (2) это будет отнимать у старейшин столько времени, что они не смогут работать духовными пастырями. Вот почему нужны дьяконы. Недавно меня спросили: «Что делают дьяконы?» Я ответил: «Все, о чем их попросят старейшины». Старейшины должны давать задания дьяконам с учетом нужд общины, а также их способностей. Ранее мы говорили, что должность дьякона не предполагает наличия власти, — но старейшины могут, поручив кому-либо выполнить ту или иную работу, передать и любые необходимые для этого полномочия.
Эти основные принципы изложены в Деян. 6. В этой главе рассказывается об избрании семерых мужчин для выполнения работы, которую обыкновенно делают дьяконы, и о том, как апостолы поручили им заботу о вдовах в общине, чтобы те не ходили голодными. Прочтем еще раз стихи 2-4:
«Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: “Нехорошо нам, оставив слово Божие, печься о столах. Итак, братья, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова”».
Применив эти слова к современной общине, мы могли бы перефразировать эти стихи таким образом: «Тогда старейшины, созвав множество учеников, сказали: “Нехорошо нам, оставив роль пастырей, кормить голодных, распределять одежду среди нуждающихся или заниматься ремонтом здания, в котором мы собираемся. Итак, братья, выберите из среды себя мужчин, отвечающих требованиям 1 Тим. 3:8-12; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве, изучении Слова и заботе о нуждах стада».
В Деян. 6 правильное распределение обязанностей имело два результата. Первый — что работа была исполнена. Второй результат описан в стихе 7: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере». Когда дьяконы делают свою работу, так что старейшины могут делать свою, а проповедник и члены общины заниматься своим делом, Бог благословит эту общину, и церковь будет расти!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа дьякона очень важна и необходима. Изложив требования к дьяконам в 1 Тим. 3, Павел добавляет: «Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (ст. 13). В Международном Библейском Обществе читаем: «Потому что те, кто хорошо выполняет своё служение, приобретают себе достойное положение и могут с большой уверенностью говорить о своей вере в Христа Иисуса».
Дьяконы — это особые служители в церкви с особыми обязанностями, но нам всем нужно быть служителями, вы со мной согласны? Да поможет всем нам Бог служить Богу и людям, используя свои таланты. Иисус сказал: «Больший из вас да будет вам слуга» (Мф. 23:11).
#церковь #церковь христа #христиане #диакон #служение #служение господу #духовенство #христианство #религия