Всем Доброго Аудиофильского!!!
Внимание. В данной статье речь будет идти о перевороте фазы источника сигнала, а не его питания. Т.е. речь именно о сигнале, а не о вилке в розетке.
Есть в среде Аудиофилов, такое наблюдение, что если перевернуть фазу самого сигнала, то звук изменится.
Инженеры в этот момент начинают хихикать. Мол вот дуралеи эти Аудиофилы. Слышат то чего нет.
Но не все так просто. Хихикающие инженеры сейчас экзамен по электротехнике сдают на троечку.
А как известно "Незнание приводит к нетерпимости".
Вот они не слыша разницы, потому, что никогда и не пробовали ее услышать, и при этом не зная досконально как транзистор работает и хихикают.
Тут один нюанс. Доскональное знание работы транзистора в курс по электронике не входит.
Оно входит в курс электроники для разработчиков электронных компонентов. Т.е. разработчиков, что делают новые модели Транзисторов, Ламп, Конденсаторов, Резисторов и Микросхем.
А вот для тех, кто эти детальки как винтики в схему встраивает всех подробностей и не рассказывают.
Но сейчас мы быстренько исправим это упущение.
Возьмем схему. Простую. Однотактный усилитель мощности. Вот как на картинке.
фото отсюда https://en.ppt-online.org/272033
Даже конденсатор, что на эмиттере выкинем. Он нам сейчас не нужен.
Прежде чем ее досконально разбирать, давайте прикинем в какую сторону дует барабан если по нему колотушкой вдарить? А в какую дует саксофон в начале звучания? А куда человек дышит в самом начале своего пения?
Правильно. Все они качают в одну сторону. В сторону при которой мембрана микрофона идет во внутрь. А динамики по хорошему должны этот момент вперед выдвигать.
Я не буду говорить сейчас, что будет если динамики начнут двигаться в другую сторону. Это отдельная тема.
Нас сейчас интересует, как работает усилитель.
А он как известно дает некоторый КНИ, Т.е. искажения.
Дает он их по причине того, что на эмиттере есть паразитное сопротивление. Даже внутри самого транзистора. Не менее паразитное сопротивление есть и на базе.
Во время протекания тока через транзистор, на эмиттерном паразитном сопротивлении происходит падение напряжение. Вслед за ним происходит снижение коэффициента усиления транзистора. Так уж он работает. В этот момент входное сопротивление базы понижается. На ней растет ток, который приводит к падению напряжения на паразитном сопротивлении базы.
Это все не так сильно, чтобы получился процесс как в газонаполненом ламповом триоде, когда при росте напряжения на сетке у вас сначала рост амплитуды на выходе, а потом вдруг падение, и только потом рост дальше.
Здесь такого нет. Но замедление нарастания амплитуды есть. Именно оно и есть нелинейное искажение, которые выражается в виде КНИ и прочих гармоник.
Но давайте еще раз вдумаемся. При росте тока происходит усиление падения напряжения, и значит увеличение гармоник. А при снижении тока и уровень гармоник понижается.
Теперь возвращаемся к схеме усилителя мощности.
У нас на входе конденсатор, за ним резистор. Это цепь смещения. Она поднимает синусоиду вверх.
Т.е. вместо -+1 Вольт, на базе транзистора мы получим например 3-5 Вольт.
А средняя точка будет на 4х Вольтах.
Но ведь очевидно, что если амплитуда в начале нашего звука пойдет вверх, то она будет окрашена большим уровнем гармоник, нежели если она пойдет вниз.
Вот это и есть изменение окраса звука в его начале. У музыкантов начало звука именуется термином Атака. Я в прошлой статье этот термин случайно забыл. Мне в комметах напомнили. Спасибо комментаторам.
Так вот Атака при правильной фазе будет иметь один гармонический окрас на выходе из цепи раскачки амплитуды в усилителе, а в противофазе будет иметь другой гармонический окрас.
Давайте это проверим проанализировав звукоописание изменений звучания Аудиофилами при перевороте фазы источника сигнала.
Они все поголовно отмечают, что при "правильной фазе" бас более насыщенный и упругий именно в моменты удара по барабану.
Не будем сейчас цепляться к тому, что они считают правильной фазой. Нам важно, что именно такое изменение звука характерно для изменения гармонического окраса на Атаке.
Кстати отсылая к прошлой статье. Мы только что научились кое что анализировать на слух, представлять как модифицируется электрический сигнал, и понимать в какой части схемы это происходит.
Кстати отдельная благодарность подписчику, что в комментариях меня натолкнул на тему этой статьи!!!
А это ссылка на "прошлую статью" упоминаемую в данной истории. В поисках точного звука. Часть 3. Искажения в усилителе о которых не пишут в учебнике.
Можно считать, что сейчас у нас был практикум по материалам описанным в статье по ссылке.
Спасибо, что дочитали!