Найти тему
РБК Тренды

Почему мы все еще не ездим на электромобилях?

Оглавление

Тот факт, что человечество должно пересесть на электромобили, регулярно предсказывается в российских и зарубежных медиа уже больше 15 лет. Прогнозы остаются оптимистичными и в 2021 году, хотя темпы распространения экологически чистого транспорта все еще не ударные. В чем же причины того, что в мире есть всего лишь 8 млн электромобилей — жалкие 0,8% от общего числа машин?

Фото: Charlotte Stowe / Unsplash
Фото: Charlotte Stowe / Unsplash

Переломный момент

У любой прорывной технологии есть переломный момент, когда становится очевидным ее путь к доминированию на рынке. Например, презентация первого в мире iPhone в 2007 году и дальнейший путь Apple к первым позициям на рынке мобильных телефонов продемонстрировали потенциал смартфонов. Электромобили с большой долей вероятностью являются прорывной технологией, которая со временем заменит своих предшественников — машины с двигателем внутреннего сгорания. Однако большинство потребителей (69%) все еще даже не рассматривают электрокары как потенциальную покупку.

Цена и дистанция

Что же удерживает водителей? В первую очередь, цена. По данным исследования производителя моторного масла Castrol, средняя цена, при которой потребитель готов рассмотреть приобретение электромобиля в Европе, США, Индии, Японии и Китае, составляет $36 тыс. Если посмотреть на приблизительную стоимость трех самых продаваемых электромобилей в мире — Tesla Model 3 ($38 тыс.), Chevy Volt ($32,5 тыс.) и Nissan Leaf ($32,5 тыс.) — можно заметить, что она довольно близка к этому значению. Соответственно, дело не в ней. Следующий показатель — дистанция, которую машина может преодолеть без подзарядки. По данным того же опроса, она составляет 469 км. Вновь самые продаваемые модели практически не сильно отстают от запроса потребителей — Tesla Model 3 (381 км), Chevy Volt (417 км). Кроме того, цена на батареи для электромобилей постепенно падает, поэтому вскоре производители вплотную приблизятся к заветной цене в $36 тыс. и дистанции в 469 км. Однако удерживает клиентов третий показатель — время зарядки.

Заветная 31 минута

Водители считают 31 минуту идеальным количеством времени для полной зарядки электромобиля. По этому показатели лидеров рынка отстают от запросов потребителей — Tesla Model 3 за это время заполняет батарею на 83%, Chevy Volt — на 39%, а Nissan Leaf — на 62%. Более того, эти значения действуют только в идеальной атмосфере и состоянии дорог. В холодном климате, например, время зарядки будет дольше, а дистанция — меньше.

Постоянный и переменный ток

Для того, чтобы переломный момент в адаптации технологии электромобилей произошел, необходима повсеместная сеть доступных станций для подзарядки. Однако это сложно сделать из-за постоянного и переменного тока. Они отличаются тем, что переменный ток колеблется, и заряженные частицы в нем постоянно меняют свое движение. Величина постоянного же не меняется. Переменный течет по проводам, а постоянный содержится в батареях наших устройств — например, смартфонов. Зарядные устройства являются переходниками, которые трансформируют вид тока. Аналогично работают и станции для электромобилей.

Отличие постоянного тока от переменного. Фото: https://yandex.ru/q/question/chem_peremennyi_tok_otlichaetsia_ot_caa4cc79/
Отличие постоянного тока от переменного. Фото: https://yandex.ru/q/question/chem_peremennyi_tok_otlichaetsia_ot_caa4cc79/

Отличие зарядок

Проблема заключается в том, что зарядные устройства разительно отличаются. Существуют дешевые переходники, используя которые можно зарядить электромобили за ночь, даже от простой домашней розетки. Однако этот вид не подходит для длинной поездки, когда заново заполнять батарею нужно через каждые несколько сотен километров. Причем как можно быстрее. Для этого на станциях устанавливаются дорогие устройства, которые направляют уже преобразованный постоянный ток напрямую в батареи электромобилей.

Скорость и война

Кроме дороговизны специальных аппаратов, существует и другая проблема: батареи электромобилей заполняются намного быстрее в начале. Например, Tesla Model 3 может зарядиться с 0% до 50% за 15 минут, однако для достижения 90% потребуется еще 27 минут. Таким образом, водителям может быть удобнее зарядить машину на 50%, проехать на них до 160 км, а затем снова посетить станцию, чем изначально ждать больше времени. Соответственно, индустрии нужно больше зарядных установок.

В США это осложняется «форматной войной» — производители ставят зарядки разного типа, чтобы клиенты конкурентов не могли пользоваться их устройствами. В Европейском Союзе все намного лучше: по закону, станции там обладают переходниками единого типа. За счет этого в ЕС покрытие зарядками намного выше, чем в США, несмотря на то, что в Штатах владение электромобилями на душу населения выше. В других же странах, например, в России и Австралии станций просто недостаточно для широкого использования — 1,5 тыс. и 2,5 тыс. соответственно.

Помощь сверху

По мнению экспертов, для полноценного перехода человечества на экологически чистые автомобили, необходима помощь от государств. Именно они ответственны за индустриальные проекты — прокладку шоссе, строительство аэропортов и железных дорог, установку проводов и т.д. Соответственно, правительства мира должны выделить средства на обеспечение своих стран большим количеством быстрых зарядных станций. Только широкое покрытие всех дорог удовлетворит потребителей и уберет последнее препятствие перед приобретением электромобиля.

Автор: Семен Башкиров

Читайте также:

Xbus: смешной немецкий электрокар, похожий на советскую «буханку»

Российский миллиардер запустил в Англии революционное производство электроавтобусов

Посмотрите на фабрики по производству электромобилей. Скоро они будут повсюду

Если вам понравился материал, подпишитесь на канал РБК Тренды в Яндекс.Дзен — это поможет нам развиваться!