Отправляемся в курортную зону Санкт-Петербурга, там где берег Финского залива и высокие сосны. Посёлок Репино, дом 411 по Приморскому шоссе. Здесь в 1899 году приобрёл участок известный русский живописец И.Е. Репин и построил себе родные "Пенаты".
В этой статье речь пойдет об истории "Пенатов" и внутреннем убранстве дома Репина. В конце о том как добраться и посетить музей. Рассказ о парке при усадьбе читайте по ссылке.
История усадьбы "Пенаты" И.Е. Репина
Место красивое и располагает для творчества. Дом строился постепенно, по чертежам самого художника. Он любил это место и не случайно назвал "Пенаты", что в русском языке означает родной очаг, где тебя всегда ждут. А происходит оно от древних римлян, которые так называли богов, покровителей домашнего очага.
После революции территория отошла Финляндии. Репин так и остался там жить. Место это было для него родным, да и возраст не располагал к смене образа жизни. К нему даже присылали делегацию советских художников, с уговорами вернуться в Россию. Ворошилов лично написал ему письмо, копия которого выставлена в музее. Луначарский также неоднократно обращался к нему с такими просьбами.
К советской родине он относился с любовью. Когда появилось радио слушал советские передачи. После смерти завещал похоронить его здесь и передать дом Академии Художеств.
Похоронили его в 1930 году на "Горе Голгофа", которое он сам и выбрал. На холме растёт дуб, который он просил посадить прямо на могиле.
Академии Художеств здание перешло когда территория вновь отошла России. В войну дом и постройки усадьбы были практически разрушены. Сейчас мы видим восстановленные в 50-60 годы строения и воссозданную обстановку внутри. Однако вещи подлинные, они были своевременно эвакуированы.
О чём говорят предметы - воссозданные интерьеры и подлинные личные вещи Репина
Обстановка комнат воссоздана по фотографиям и воспоминаниям Репина и его друзей. Давайте пройдёмся по некоторым из них.
Вот прихожая, где по плакату слева можно судить об отношении Репина к прислуге. На плакате мы видим слово "Самопомощь", то есть гости должны были всё делать сами, без помощи слуг. Он старался максимально обходиться без слуг и считал их за равных. Гостей принимали раз в неделю, в среду. Причём, прийти мог любой желающий. Вывешивали семейный флаг с надписью "Пенаты", как знак того, что можно заходить.
Кабинет - одна из самых светлых комнат, естественное освещение - потребность художника. Как и многое в доме, он был пристроен не сразу, а только в 1911 году.
Рядом с кабинетом уголок его гражданской жены, Наталии Борисовны Нордман (1869 -1914 гг.). Она знала несколько языков и помогала ему с переводами.
Первая супруга Репина не дала ему развод, поэтому со второй, Наталией Нордман, он не мог венчаться и жил гражданским браком. Познакомился он с ней, когда писал портрет княгини Тенишевой. В таких случаях он просил приводить с собой человека, который бы развлекал их разговорами. Вот такой и оказалась Наталия Нордман, подруга Тенишевой. Но она так ему надоела своей болтовнёй, что он попросил больше её не приводить. Но как в таких случаях бывает, любовь родилась из неприязни.
Друзья и родные её не приняли. Понять не могли, как вообще она ему понравилась. Скажем - совсем не красавица, чем то похожа на Крупскую. Вот её бюст, весьма приукрашенный образ. Репин и портреты её непроизвольно приукрашивал.
Следующая комната - столовая с большим круглым столом. По центру - портрет Наталии Нордман.
Необычная конструкция стола - результат изысканий Репина и Нордман. Всё было сделано так, чтобы гости обходились без прислуги. Например, выдвигающиеся ящики для использованной посуды.
Для гостей устраивали смешные правила, никто не должен помогать друг другу и не говорить именные тосты. Провинившийся вставал на трибуну и произносил экспромтом речь с изюминкой.
Поднимаемся на второй этаж, в мастерскую художника.
Весь второй этаж был сделан под мастерскую в 1906 году. Собственно ради этого и строился весь дом. Комфортное место для работы, пожалуй, единственная роскошь, которую позволял себе Репин.
Обратите внимание на автопортрет Репина в углу.
Говорят, он считал себя похожим на Петра I. Это была его маленькая слабость. Поэтому и в автопортрете можно угадать сходство с Петром.
В глубине мастерской незаконченная картина "Пушкин на набережной Невы". Он её постоянно переписывал. То что мы видим, наверное, 10-й вариант. Дописать так и не успел.
На третьем этаже расположена костюмерная и экспозиции с фотографиями и воспоминаниями их путешествий по Европе с Нордман.
Обратите внимание ещё на зимнюю веранду на первом этаже.
"Светло, как в царстве неба" с восхищением говорил о ней Репин. В 1930 году веранде суждено было стать местом, откуда Репина проводили в последний путь.
Как добраться и посетить музей и усадьбу
Усадьба находится в посёлке Репино, Приморское шоссе 411.
Рядом со входом небольшая парковка. Если летом она занята, можно остановиться не доезжая, у ресторан "Токио-Сити". Кстати, там можно и перекусить, цены чуть дороже Теремка.
Рядом с "Пенатами" автобусная остановка "Репино-Пенаты". А в получасе ходьбы ж/д станция Репино, куда ходят электрички с Финляндского вокзала.
По парку можно погулять бесплатно. А вот вход в дом-музей платный - 350 рублей полный, 150 рублей льготный билет. Включена экскурсия, посетители слышат через динамики запись, а хранитель музея сопровождает и показывает.
Хранители музея, как правило, хорошо разбираются по теме музея, можно задавать вопросы.
Музей работает с 10:30. В летний период до 18:00, с 1 октября по 15 апреля до 17:00. Кассы закрываются на час раньше.
Парк закрывается в 20:00.
Подробнее о парке при усадьбе читайте по ссылке.