Найти тему

ОТЕЦ ГОРОДА. Иван Айвазовский и Феодосия: история взаимоотношений

Оглавление

Дмитрий Лосев

Картина осталась незавершенной

Та последняя в его жизни весна 1900 года ничем особенным в родной Феодосии не отличалась. В конце марта город оделся в легкую зелень, цвел нежный миндаль, вдоль Екатерининского проспекта в бирюзовое небо тянулись молодые тополя. У его знаменитого дома-галереи пыхтел паровоз, перевозивший вагонами в коммерческий порт пшеницу. Неподалеку, у «мостика вздохов», рабочие мастерили первые городские купальни. На улице Итальянской владельцы фешенебельных магазинов обновляли рекламные вывески...

Феодосия. Панорама города. Видовая открытка начала ХХ в. Издание И. Вассермана (Феодосия). Из коллекции Дмитрия Лосева (Феодосия)
Феодосия. Панорама города. Видовая открытка начала ХХ в. Издание И. Вассермана (Феодосия). Из коллекции Дмитрия Лосева (Феодосия)

В Феодосию Айвазовский приехал в начале апреля. «Это чувство или привычка - моя вторая натура. Зиму я охотно провожу в Санкт-Петербурге... Но чуть повеет весной - и на меня сразу нападает тоска по родине, меня тянет в Крым, к Черному морю»[1], - говорил художник.

Пребывание в столице было отмечено в марте большой персональной выставкой[2]. Как оказалось - последней. Высоко оценивая творчество мастера и его значение в развитии русской живописи, Императорская Академия художеств 18 марта приняла решение об установлении персональных стипендий имени Айвазовского. Предназначались они для талантливых молодых людей из Феодосии и уезда, которые желали бы получить художественное образование.

Городские купальни в Феодосии. Видовая открытка начала ХХ в. Издание И. Вассермана (Феодосия). Из коллекции Дмитрия Лосева (Феодосия)
Городские купальни в Феодосии. Видовая открытка начала ХХ в. Издание И. Вассермана (Феодосия). Из коллекции Дмитрия Лосева (Феодосия)

По приезде в родной город Иван Константинович быстро вернулся к привычному распорядку феодосийских дней, провел несколько важных встреч, начал подготовку к задуманной поездке в Италию. «Я очень много в этом году написал. 82 года заставляют меня спешить», - сообщал маринист Николаю Кузьмину, своему биографу. Мечта художника вновь увидеть любимые итальянские города, казалось, уже начала осуществляться: «Я твердо решил в этом году ехать в Италию и теперь мечтаю об этой поездке в Рим и Неаполь, где проведу месяца три осенью и зимой. Здесь в 1841 году положено начало моей европейской славы, и теперь, через 58 лет, я надеюсь там поработать, как... в пору юности и надежд, только удивлю ли неаполитанцев... так же теперь, как тогда...»[3].

И.К. Айвазовский 1880-е. Фотография Фотоателье Везенберг и Ко (Санкт-Петербург). Открытка из коллекции Николая Драгина (Москва)
И.К. Айвазовский 1880-е. Фотография Фотоателье Везенберг и Ко (Санкт-Петербург). Открытка из коллекции Николая Драгина (Москва)

В своих творческих помыслах великий маринист был привычно юн. Он всегда много работал. Беспримерное трудолюбие Айвазовский проявлял даже на девятом десятке лет своей жизни. Утром 18 апреля он писал картину «Взрыв корабля» (1900, ФКГА[4]) - один из эпизодов греко-турецкой войны. Для завершения полотна было необходимо еще несколько часов. Этим художник планировал заняться на следующий день[5]. После обеда совершил обычную прогулку, до позднего вечера был в гостях. Ночью художник скончался - почти мгновенно. Картина «Взрыв корабля» так и осталась незавершенной[6].

На рассвете 19 апреля (2 мая по новому стилю) весть о смерти Айвазовского разнеслась по Феодосии. О том, что умер великий русский маринист, тут же сообщили все крупные газеты России. Осознание же того, что ушел из жизни «отец города», гражданин, патриот, равного которому в истории Феодосии не было, пришло несколько позже.

Похороны И.К. Айвазовского. Катафалк и похоронная процессия у здания картинной галереи. 22 апреля 1900 года. Фотография. ФКГА
Похороны И.К. Айвазовского. Катафалк и похоронная процессия у здания картинной галереи. 22 апреля 1900 года. Фотография. ФКГА

Три дня феодосийские храмы колокольным звоном оплакивали уход Ивана Константиновича. Большой зал картинной галереи, где проходило прощание с первым Почетным гражданином города, был заполнен множеством погребальных венков. Три дня в картинную галерею шел народ, чтобы почтить память Айвазовского. В Феодосию прибыли делегации, в том числе из армянских диаспор. Панихиду в день похорон, 22 апреля, совершил епископ Хорен Степанян.

Траурная процессия протянулась от дома Айвазовского до средневековой армянской церкви св. Саркиса, в ограде которой и состоялось погребение. Траурными вуалями были покрыты фонари на близлежащих улицах. А сама дорога была усыпана цветами. Участие в похоронах принял местный гарнизон, воздавший покойному воинские почести - факт, по тем временам исключительный.

«Для будущего светлого, благодатного... »

С тех печальных дней 1900 года прошло более столетия: срок достаточный для понимания места Айвазовского в истории русского и мирового искусства. Еще при жизни художника Иван Крамской, словно предвосхищая сдержанные отзывы, писал: «Айвазовский, кто бы и что бы ни говорил, есть звезда первой величины...»[7]. Судьба одарила его блистательным талантом живописца, дала прекрасное образование, шестьдесят лет творческого труда, признание.

Дом и галерея И.К. Айвазовского в Феодосии. Видовая открытка начала ХХ века. Издание Т-ва Е. Лаврецкий и Е. Ковшанлы (Феодосия). Из коллекции Николая Драгина (Москва)
Дом и галерея И.К. Айвазовского в Феодосии. Видовая открытка начала ХХ века. Издание Т-ва Е. Лаврецкий и Е. Ковшанлы (Феодосия). Из коллекции Николая Драгина (Москва)

Любовь к Айвазовскому непреходящая. Интерес к его неподражаемым полотнам пробуждается у многих еще со школьных лет, когда в учебниках «Родной речи» взгляд останавливается на репродукции «Девятого вала». Позже знакомство с творчеством мариниста продолжается в Третьяковской галерее и Русском музее. А если кому-то удастся побывать в Феодосии, то в картинную галерею, построенную самим художником, желание зайти - это своего рода зов сердца. Сегодня здесь сосредоточено самое большое собрание произведений Айвазовского - более четырехсот (из них живописных - 141)[8]. По завещанию Ивана Константиновича галерея в 1900 году перешла в дар городу.

Читать далее

Номер журнала: №1 2017 (54)