Автомобиль Такси, как и любое другое транспортное средство, источник повышенной опасности — поездка в такси сопряжена с угрозой для жизни и здоровья пассажира.
Верховный Суд своим решением разрешил споры различных судебных органов и инстанций по вопросу, кто должен нести ответственность перед пассажиром в случае ДТП по вине водителя такси.
Ситуация
Вопрос кажется простым лишь на первый взгляд. Давайте рассмотрим структуру возможного правоотношения.
- У нас имеется пассажир такси — заказчик услуги.
- Пассажир обращается к агрегатору услуг такси — Gett, Uber, Рутакси, Сатурн, Максим, Яндекс.Такси. Так и буду называть — агрегатор.
- Агрегатор передает заказ конкретному водителю такси, который будет оказывать услугу.
- Водитель такси является работником небольшого ООО, которое специально арендует для этих целей два автомобиля.
Диспозиция ясна.
Пассажир в ходе поездки попадает в ДТП, ломает руку, виновником ДТП признается водитель, управлявший автомобилем такси.
Варианты привлечения к ответственности
Вариант 1. Водитель автомобиля.
Логичный вариант, ведь именно водитель является виновником ДТП, что будет подтверждено правоприменительным актом правоохранительного органа.
При этом именно водитель является владельцем источника повышенной опасности.
Но... В нашем случае водитель — работник ООО. Поэтому появляется второй вариант предъявления требований.
Вариант 2. Общество с ограниченной ответственностью
Статья 1068 ГК устанавливает ответственность работодателя за действия своего работника. Это дает правовые основания требовать компенсацию с организации.
Обращу внимание читателей, что наличие с водителем не трудовых (по трудовому договору), а гражданско-правовых отношений (например, по договору оказания услуг) не освободит организацию от ответственности в рамках упомянутой статьи.
Ничего не изменится в ситуации и в случае, если на месте ООО будет индивидуальный предприниматель.
Вариант 3. Яндекс.Такси
Самый неочевидный вариант, поскольку на претензию юридическая служба агрегатора ответит примерно следующее:
Мы всего лишь диспетчерская служба, у нас на балансе нет ни одного автомобиля, в штате нет водителей. Мы всего-то лишь передаем заявки исполнителям и не можем влиять на качество перевозки.
Поверьте, они именно так и скажут.
И долгое время суды различных инстанций эти доводы устраивали. Но не устроили они Верховный Суд.
Верховный Суд, агентский договор и солидарная ответственность
Для дальнейшего понимания ситуации необходимо определить, какими отношениями связаны между собой перевозчик (ООО) и агрегатор услуг.
Агрегатор — это агент, отношения между сторонами регулируются агентским договором.
Статья 1005 ГК, закрепляющая регулирование таких отношений, предусматривает два варианта деятельности агента, имеющих разные правовые последствия.
- Агент действует от имени принципала (в нашем случае ООО) и за его счет.
- Агент действует от своего имени, но за счет ООО.
В первом случае претензии пассажира к агенту будут не обоснованы, во втором — обоснованы.
Давайте разберемся, от чьего имени действовал агрегатор?
Когда заказчик оставляет заявку на сайте, в мобильном приложении или по телефону, сообщают ему, какая именно организация окажет услуги?
Конечно, нет. Заказчик считает исполнителем агрегатора, ибо в правоотношениях с ним агрегатор действует от собственного имени.
Это обстоятельство, по мнению высшей судебной инстанции, дает возможность пассажиру предъявлять требования о компенсации к агрегатору услуг такси.
Важно отметить, что указанный факт не освобождает от ответственности ООО за деятельность своего сотрудника. Но в обязательствах такого рода законом устанавливается солидарная ответственность.
Это означает, что пассажир, пострадавший в аварии, может предъявить требования к любому субъекту (к ООО или к агрегатору) по своему выбору.
Кого выберет пассажир? Очевидно, что того из ответственных лиц, с которого легче будет что-либо взыскать.
Сомневаюсь, что можно будет реально что-то взыскать с ООО с уставным капиталом 10 тысяч рублей и без всякого иного имущества в собственности. Ведь даже автомобили арендованы.
Взыскать что-либо с Uber или Яндекс.Такси будет намного проще.
Всем здоровья и безаварийных поездок.
Первая редакция этого материала опубликована в моем блоге на платформе GOLOS.ID
Поставьте, пожалуйста, палец вверх, если материал был полезен.
Канал «О праве по-русски» ищет постоянных читателей. Подпишитесь, если хотите видеть в своей ленте серьезные юридические тексты, написанные простым языком