Найти в Дзене
Морская коллекция

Минные крейсера. Погонщики мулов не теряют корабли . «Росалес»

Оглавление

Аргентинский флот к концу 19-го века стал сильнейшим в Южной Америке. Бразилия и Чили на время забросили развитие своих флотов из-за гражданских войн, в которых самое активное участие принимали моряки обеих стран, а корабельный состав понес чувствительные потери. Аргентинцы же планомерно, начиная с президента Доминго Фаустино Сармьенто (1868-1874), увеличивали количество боевых кораблей. Основной задачей Аргентинской Армады считалось противостояние с флотом Чили в случае конфликта из-за границы в Патагонии.

К началу 1892 года аргентинский флот состоял из одного броненосца "Альмиранте Браун"(1881), трех крейсеров-"25 мая"(1891), "Патагония"(1887), "Майпо"(1881), двух минных крейсеров "Эспора" и "Росалес"(1891), двух канлодок "Парана" и "Уругвай"(1874), 8 миноносцев 1-го класса и 10 миноносцев 2-го класса , 4 речных миноносцев, двух мониторов "Лос Андес" и "Эль Плата"(1876). Планами предусматривалось дальнейшее усиление флота.

Одни из самых современных на тот момент аргентинских кораблей относились к классу торпедных канонерских лодок, иногда также классифицируемыми как морские миноносцы, дивизионные миноносцы. Мы же, для унификации, будем использовать понятие минных крейсеров.

2 марта 1889 года Советом министров было утверждено финансирование заказа двух крупных торпедных кораблей. Контракт на постройку был заключен с британской фирмой Laird Brothers из Биркенхеда 8 июля 1889 года. Они стали первыми минными крейсерами, приобретенными южноамериканскими флотами. Стоимость каждого корабля составила 45 тысяч ф.ст. Корабли получили красивые имена-«Эспора» и «Росалес».

Эспора- в честь героя аргентинского военно-морского флота Д. Томаса Эспоры (р. 1800), второй этого имени в аргентинском флоте.

Росалес- в честь героя аргентинского военно-морского флота Д. Леонардо Росалеса, первый этого имени в аргентинском флоте.

Тогда же они были заложены на верфи Каммел и спущены на воду 22 апреля 1890 года «Эспора» (крестной матерью его стала жена лейтенанта Мануэля Дж. Гарсиа Мансилла, его первого командира) и 7 мая «Росалес». Крестной матерью «Росалес» стала дочь аргентинского посла мисс Домингес.

На испытаниях была зафиксирована максимальная скорость 19,575 узлов.

Оба корабля покинули Ливерпуль 19 февраля 1891 года и отправились в Буэнос-Айрес, куда прибыли лишь 4 апреля. На две недели пришлось задержаться в Милфорде из-за аварии на «Росалес». Потом крейсера попали в шторм у Санта-Каталины и потеряли друг друга на 5 суток. После шторма им пришлось восстанавливать такелаж в Монтевидео.

-2
Дизайн профиля «ESPORA» и «ROSALES».
Дизайн профиля «ESPORA» и «ROSALES».

Оригинальная схема строительства ESPORA и ROSALES
Оригинальная схема строительства ESPORA и ROSALES
-5
Джейнс,1910
Джейнс,1910
-7

«Эспора» ARA «Espora» Laird Brothers, верфь Cammel в Биркенхед. спущен на воду октябрь 1890. В 1920 году списан.

«Росалес» ARA «Rosales» Laird Brothers, верфь Cammel в Биркенхед. спущен на воду 7 мая 1890 года. Затонул в 1892 году.

Водоизмещение: 528 тонн. Размеры: 60,9/64 м х 7,62 м х 2,5 м. Глубина 4,96 м. Средняя осадка: 2,79 м. Вместимость: 520 Тн.
Силовая установка: двухвальная, две паровые машины тройного расширения"Brotherhood". 3535 л.с. 4 котла локомотивного типа марки Уайтхед, Максимальная скорость: 19,5 узла. 10 узлов экономичная. Запас угля 130 тонн. Дальность 3322 мили. Экипаж 74 человека.
Вооружение: два 14-фунтовых 75 мм орудия Nordenfeldt, пять 47-мм орудий ( по др. данным на «Эспора» одна 61-мм пушка Nordenfeldt, две 47-мм скорострельные пушки Nordenfeldt, два пулемета Норденфельдт), пять 457-мм (18") торпедных аппаратов. Два торпедных аппарата располагались в центре корабля в спаренных установках, а пятый – в носу.

Корабли имели стальной корпус из сименсовской стали с полубаком и полуютом. Силуэт с двумя легкими мачтами в оконечностях и двумя наклонными дымовыми трубами в центральной части.

Котлы и вооружение «Эспора» были заменены в 1903-1904 годах.

-9

-11
-12

«Росалес» в 1891 году начал службу с отрядом миноносцев в водах Рио-де-ла-Плата. Помимо боевой учебы его сразу стали привлекать к вопросам внешней политики. После начала восстания в соседнем бразильском штате Риу-Гранди-ду-Сул крейсер был направлен для защиты аргентинских граждан во время беспорядков. Еще в Буэнос-Айресе он столкнулся с британским торговым судном «Спенсер», повредив три листа обшивки по левому борту(заклепки вылетели, а листы разошлись). Несмотря на аварию крейсер продолжил поход и три месяца находился у берегов Бразилии.

После возвращения, 2 февраля 1892 года он присоединился к Учебному отряду. Вскоре Испания пригласила аргентинскую делегацию на празднование 400- летия открытия Колумбом Америки. Для участия в торжествах и параде была сформирована эскадра под командованием коммодора Даниэля де Сольера, состоящая из броненосца "Альмиранте Браун" (капитан Мануэль Домек Гарсия), крейсера "25 мая" (капитан Мартин Ривадавиа) и минного крейсера «Росалес» (капитан Корвет Леопольдо Фунес).

Капитан Фунес очень хотел принять участие в торжествах и не стал расстраивать командование тем, что ремонт, на который ему в марте выдали 8 256 долларов, еще не завершен.

Кроме того, экипаж скомплектовали именно для похода, в него вошли несколько итальянских иммигрантов с завода по производству двигателей, несколько унтер-офицеров из других частей флота, а также группу уроженцев Кордовы, набранных во внутренней провинции, без обучения и практики, большинство из которых никогда не видели моря. Научить и сплотить экипаж планировалось прямо в море. Такая система комплектования была характерна для всего аргентинского флота.

АРА «Росалес» 5 июля 1892 г.
АРА «Росалес» 5 июля 1892 г.

В полдень 7 июля 1892 года эскадра вышла из порта Буэнос-Айреса в легендарный Пуэрто-де-Палос в Андалусии. На борту минного крейсера было 79 человек. Уже 8 июля шторм с волнами высотой 8-9 метров разметал корабли отряда. «Росалес» остался один.

9 июля около 8-00 разошлись листы обшивки в месте столкновения, которое так и не было отремонтировано. Заклепки под давлением начали вылетать и с соседних «Росалес» стал тонуть, вода заливала котельные, угрожая потушить котлы, а руль перестал реагировать на команды.

Офицерский совет решил покинуть корабль, используя лодки и самодельные плоты. В штатной комплектации было только две лодки по двадцать мест каждая и две лодки по десять, то есть шестьдесят мест, потому что по английскому проекту на корабле должны были находиться сорок семь опытных моряков. А аргентинцев было 79. Фунес приказал лейтенанту Викторике построить плот из имеющейся на борту древесины.

Однако когда лодки опустили на воду, одну из них тут же захлестнуло волнами и она затонула. Командир распорядился перераспределить людей-двадцать пять человек сядут в оставшуюся большую лодку, по тринадцать в маленькие лодок и двадцать шесть на плот. Только вот на плоту физически могло разместиться только 15.

Сам Фунес сел в большую лодку вместе со всеми офицерами, инженерами и двумя матросами, и быстро направился в сторону берега. На небольших лодках, которым была поручена буксировка плота из старших по званию остались максимум унтер-офицеры и старшины. Одна из перегруженных лодок разбилась о корпус, оставив людей в ледяной воде, а кордовские новобранцы, первый раз увидевшие море, в панике разбежались по тонущему кораблю и ушли на дно вместе с ним.

В ночь с 9 на 10 июля 1892 года «Росалес» затонул в 200 милях к юго-востоку от Кабо-Полонио.

Лодки боцмана и унтер-офицеров, плот, исчезли без следа. Не было выброшенных на берег тел или предметов с корабля. В итоге погибло 50 человек, лишь одна, командирская, лодка с 25 членами экипажа, добралась до берегов Уругвая. Им тоже пришлось не сладко, полтора дня они гребли по холодным волнам, попутно вычерпывая воду. Но уже возле берега лодка налетела на риф и перевернулась. Выжившие пытались вплавь добраться до берега.

Прапорщик Хиральт, мичман Хегги, машинист Сильвани и матрос Гонсалес Касас живыми до берега добраться не смогли, а гардемарина Гейера, выброшенного на берег без сознания, раздавила насмерть группа местных морских львов, недовольных появлением чужака.

Пока 19 выживших пытались восстановить силы, энсин Иризар через дюны прошел 5 км до маяка, где смог вызвать помощь ( в 1903 году Хулиан Иризар на корвете "Уругвай" возглавил спасение участников экспедиции Отто Норденшельда в Антарктиде).

На следующий день выживших на машинах доставили в Рочу, а 15 июля всю двадцатку привезли на пароходе в Буэнос-Айрес, где их встречали как героев.

Направленные в район катастрофы "Эспора", "Уругвай" и торговые суда никого не нашли. В 1893 году с затонувшего минного крейсера была поднята артиллерия. Ее разместили в Историческом музее.

Гибель корабля произошла в день национального праздника 9 июля, Дня независимости. Трагедия породила различную общественную активность, которая в итоге была успокоена фразой историка Исмаила Бусича Эскобара: «Погонщики мулов не теряют корабли ...». На волне всенародного горя были собраны средства на замену погибшего корабля в составе национального флота. Средств хватило на постройку крейсера «Патрия» (водоизмещение – 1070 т; скорость – 20 узлов; вооружение – два 120-мм, четыре 57-мм, два 47-мм орудия и два торпедных аппарата).

А потом у общественности стали появляться вопросы- почему произошло кораблекрушение, почему выжили только офицеры и ни одного офицера не осталось с двумя шлюпками и плотом, почему Фунес покинул корабль одним из первых? Уже 20 июля вся двадцатка была арестована и изолирована на время следствия.

Так как Аргентина в это время была ареной борьбы двух блоков бывших президентов: Бартоломе Митре (Unión Cívica Nacional - UCN) и Хулио Архентино Рока (Национальная автономистская партия - ПАН), следствие стало инструментом политики. Митре активно использовал катастрофу против своего соперника, ибо лейтенант-коммандер Леопольдо Фунес был племянником Клары Фунес, жены Хулио Рока, да и остальные офицеры происходили из весьма благородных родов.

Выживший машинист, 19 летний итальянец Франческо Батталья в оппозиционной прессе обвинил своего бывшего командира в том, что он специально оставил часть людей на корабле из-за недостатка места в шлюпках, что один из офицеров в борьбе за место в шлюпке застрелил унтер-офицера, что лодка со спасенными перевернулась у берега из-за того что все были пьяны, выпив бочонок захваченного с тонущего корабля тростникового спирта.

После выборов активность прессы затихла, а Батталью объявили обычным преступником, который выдал себя за однофамильца с погибшего корабля.

Официальное расследование было закончено в декабре 1893 года и прокурор, капитан Хорхе Лоури, потребовал смертной казни для капитан-лейтенанта Леопольдо Фунеса, обвинив его в потере корабля и преднамеренном оставлении экипажа. По десять лет было запрошено для двух лейтенантов, один из которых должен был организовать плот для оставшихся, а второй возглавить одну из лодок. Оба симулировали ранения и оказались на командирской шлюпке. Остальным выжившим прокурор просил по 6 лет. Позже оказалось, что главной целью Лоури была смертная казнь Фунеса, остальные обвинения он предполагал использовать для торга с судом.

Однако к началу 1894 года общественное внимание к процессу ослабло и Постановлением Высшего офицерского совета все обвиняемые были оправданы. только Фунеса дисквалифицировали на год за халатность.

В итоге Фунес продолжил службу на административных должностях, его лейтенанты сделали довольно скромную карьеру. Лишь Хулиан Иризар добился славы и признания.

«Росалес» на картине Сильвестрини
«Росалес» на картине Сильвестрини

Второму кораблю серии, «Эспора», повезло больше. После рутинной службы, отягощенной только участием в поисковых операциях после гибели систершипа, крейсер возглавил в 1893 году небольшую флотилию в Ла-Плате из миноносцев «Комодоро Пи», «Хорхе», «Пинедо» и «Кинг», базового корабля канонерской лодки «Парана» ( позже была заменена корветом «Чакабуко»). В 1896 года отряд был пополнен пятью миноносцами «Батерст», «Торне», «Бучардо» , "Алерт" , "Ферре" и девятью номерными миноносцами 2-го класса (кроме №7).

ARA "Espora" до модернизации.
ARA "Espora" до модернизации.
-16

В 1902 году был разоружен и переведен на сокращенный экипаж с планами использовать его как базу для миноносцев.

В середине 1903 года он встает на модернизацию в мастерских Naval Apostadero de La Plata (нынешняя военно-морская база Рио-Сантьяго).

В ходе глубокой и масштабной модернизации четыре котла локомотивного типа были заменены на шесть котлов Ярроу ( с эсминца "Санта Фе", который сел на мель и развалился надвое в 1897 году в Лас-Лахасе и с которого удалось снять машины и часть артиллерии), увеличено количество угольных бункеров и их емкость до 196 тонн, количество дымовых труб увеличено до трех, командная рубка заменена на ходовой мостик, кормовая 61 мм пушка заменена на 47мм скорострелку для стандартизации по калибрам, в центре, у надстройки добавлено две 47 мм скорострелки Норденфельдт, установлена сплошная палуба, которую как и мостик отделали тиком.

Классифицирован как Torpedo de Alta Mar, торпедоносец открытого моря.

В сентябре 1904 года модернизированный корабль прошел успешные испытания. В октябре перед президентом республики в Рио-Сантьяго был организован парад торпедных сил во главе с «Эспора» с участием миноносцев «Комодоро Пи», "Comodoro Murature", "Entre Ríos", "Misiones", "Corrientes", "Bouchardo", "Jorge", "Thorne", " Пинедо", « Батерст », « Кинг »; « Центелла »;« N 9 »,« Nº 3 », « Nº 4 », « Энрике Пи »,« Nº 5 »,« N 6 », « Ферре »,« № 7 »,« № 8 »,« Alerta »,« № 9 » и « № 10 ».

-17
-18
-19
АРА «ЭСПОРА» после мод. 1903 г
АРА «ЭСПОРА» после мод. 1903 г

В 1908 году в ходе маневров «Эспора» на четыре месяца возглавил флотилию морских миноносцев из «Entre Ríos», «Corrientes» и «Misiones», «Py», «Murature», «Кинг», «Бушар», «Хорхе», «Торн», «Пинедо», «Батерст» , вспомогательных судов «Ушуайя», «Голондрина» и транспорта «Майпу».

Формально корабль служил до 1916 года, но с 1911 года корабль зачислен в резерв и больше в активных действиях не участвует. Постепенно с него снимается вооружение и ценные детали.

Место стоянки- на базе Рио-Сантьяго (Арсенал-дель-Рио-де-ла-Плата) в стадии полного разоружения. Корпус корабля продан на металлолом. В 1927 году во флотском отчете он упоминается уже как несуществующий.

-21

Сегодня в аргентинском флоте по прежнему служат ARA Espora и ARA Rosales, два из шести корветов, построенных в Аргентине в 1985-2004 годах по типу немецкого MEKO 140A16.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам