Найти тему
Кирилл Вишнепольский

Мама смотрит: спецвыпуск рубрики «Редкие экземпляры»

Вчера торопился к выходу из Эрмитажа (посмотрел что хотел, шёл обедать). Нёсся через анфилады. Вдруг буквально из-за угла меня остановил взгляд.

Это ведь не абстрактная идея любви во мраморе. Скульптор явно где-то видел эту женщину.

Мадонна, Мария, Богородица. Каков единственный способ изобразить её убедительно, «похоже»? Вспомнить свою маму, наверное. И знаете что — я развернулся и пошёл обратно по залам. Смотреть в глаза эрмитажных мадонн, искать матерей — упоительная игра.

Мне кажется, я нашёл: среди плоских (простите), «из головы» написанных лиц — нет-нет, да и и мелькал живой взгляд. Все это «похожие» богородицы с настоящим взглядом матери — немного неожиданные. То рыжая, то глаза в кучу, то рот гузкой. Как говорится —индивидуальные черты.

-2

Представляете картину: мастерская, гений по памяти пишет маму, мама смотрит на него прямо из памяти и улыбается (хмурится?), гений что-то ей говорит... Что? Я словами не смогу за гения, я не поэт. Давайте дадим сказать поэтам, они одной крови с художниками .

Я помню ночь

— Бывало, раздевает няня и полушепотом бранит, а сладкий сон, глаза туманя, к ее плечу меня клонит. Ты перекрестишь, поцелуешь, напомнишь мне, что он со мной. И верой в счастье очаруешь... Я помню, помню голос твой! Я помню ночь, тепло кроватки, лампадку в сумраке угла и тени от цепей лампадки... Не ты ли ангелом была?

Иван Бунин, «К матери»

Правда, мама? Не откажешь

— Мама! Глянь-ка из окошка. Знать, вчера недаром кошка умывала нос: грязи нет, весь двор одело, посветлело, побелело. Видно, есть мороз. <...> Уж теперь не будет спору: за салазки, да и в гору весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, а сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять!»

Афанасий Фет, «Мама! Глянь-ка»

Ах, мама, мама, ты мой адвокат

— А на свиданье, руки разбросав как крылья чайки, старенькая мама — меня молила, падая в слезах, чтоб я сказал им всё. Но я упрямый. Ах, мама, мама, ты мой адвокат. Любовь не бросить мордой в снег апрельский. Сегодня выведут на тёмный двор солдат и старшина скомандует им: «Целься!».

Александр Розенбаум, «Мне пел-нашёптывал начальник из сыскной...»

Ты держишь в руках

— Ночь синим плащом скрыла наш дом и мы вдвоём, мама. Снег легкий, как дым, вьётся над ним. Поговорим, мама. Ты держишь в руках каждый мой шаг. Пусть будет так, мама. Жизнь — странный круиз, то вверх, то вниз. Только держись, мама. Мама, прав календарь, за декабрём будет январь. И всё-таки, мама, время не в счёт, не жалей ни о чём.

Положи голову на моё плечо.

Максим Леонидов, «Мама»

Мысль о тебе удаляется

— Мысль о тебе удаляется, как разжалованная прислуга. Нет! как платформа с вывеской «Вырица» или «Тарту». Но надвигаются лица, не знающие друг друга. Местности, нанесенные точно вчера на карту.
И заполняют вакуум.
Видимо, никому из нас не сделаться памятником. Видимо, в наших венах недостаточно извести.
«В нашей семье, — волнуясь, ты бы вставила, — не было ни военных, ни великих мыслителей».

— Правильно: невским струям отраженье еще одной вещи невыносимо. Где там матери и ее кастрюлям уцелеть в перспективе, удлиняемой жизнью сына! То-то же снег, этот мрамор для бедных, за неименьем тела тает, ссылаясь на неспособность клеток — то есть, извилин! — вспомнить, как ты хотела, пудря щеку, выглядеть напоследок.
Остается, затылок от взгляда прикрыв руками, бормотать на ходу «умерла, умерла», покуда города рвут сырую сетчатку из грубой ткани, дребезжа, как сдаваемая посуда.

-8

Иосиф Бродский «17 марта 1983. Смерть мамы»

По теме:
Кристальный череп мечты: какая фальшь, но красота!