Найти в Дзене
Тур на Диване

Эти вокзалы построены иностранцами — как мы допустили подобное?

Совсем позор какой-то, подумаете вы. Разве такое возможно, чтобы в дореволюционной России, железнодорожные станции строились иностранцами? Более того скажу я вам, бывало, что и сам архитектор – не русский, и не был он консультантом для молодых инженеров и строителей, а собственноручно рисовал чертежи.

Как правило, иностранцы преследуют вполне очевидные цели: подвести инфраструктуру для транспортировки грузов. Один из ярких примеров находится в городе Приморско-Ахтарск, где в 1912 году французы построили привокзальное здание и по устным источникам, проложили одноколейную линию. Сейчас это рудимент, потому что в городе уже нет нефтеперерабатывающего предприятия, нет и масштабных карьеров по добыче ракушки, в общем – железная дорога стала не нужна.

Как вам должно быть известно из учебников, когда Индия была колонией Великобритании, английские архитекторы оставили там воистину впечатляющие с точки зрения архитектуры здания. Это относится и к вокзалам, которые англичане силами индейцев возводили по мере развития экспансии. Однако в нашем случае всё не так страшно. Есть теория, что Россия более 100 лет является колонией, сырьевым придатком США и Европы (для этого и присылали опытных архитекторов). Однако вы уверены, что это продолжается до сих пор? Что-то не похоже.

В Иркутской области в южной части самого глубокого в мире озера, находится посёлок Слюдянка. Вокзал населённого пункта является уникальным в своём роде. Его главное здание почти целиком выстроено из шлифованного мрамора двух цветов. Это был 1856 год, когда началась масштабная стройка железной дороги вокруг озера.

-2

И вот что интересно: изначально хотели, как и всегда – построить кирпичное здание. Пришли итальянцы и сказали – нет, можно из белого мрамора, его тут с избытком. Итальянские строители вообще молодцы: плотно занимались проектированием тоннелей и виадуков на КБЖД, прокладывали дорогу жизни для переселенцев на Дальний Восток.

Источник - Иркипедия
Источник - Иркипедия

До сих пор неизвестно, кто был архитектором мраморного здания. Такая вот странная история: в одном месте французы старались, в другом итальянцы, и даже их имён история не запомнила. Потому что времена были не простые, суровые, а потом ещё Вторая Мировая началась. Если вы знаете примеры вокзалов или иных зданий, построенных иностранцами в 19-м веке, рассказывайте в комментариях, интернет знает не всё.

-4

На верхнем фото Рыбинск-Пассажирский вокзал. Изначально его спроектировал Карл Карлович Рахау в 1870 году (деревянная постройка сгорела). Это был «русский художник» и профессор архитектуры. Сын биржевого маклера, его брат, кстати, участвовал в строительстве храма Христа Спасителя в Москве. Не удалось узнать, кто были его родители, откуда приехали. Вторую версию вокзала (которая на фото) проектировал Сима Исаакович Минаш (выходец из караимской семьи).

Их история помнит. Более того, я изучил хронику полусотни известных вокзалов, построенных во времена Российской Империи. Хорошо прослеживаются родословные русских и еврейских архитекторов, в то время как западные строители (французы, немцы, итальянцы) или вообще остаются безымянными, или просто – упоминаются в множественном числе. Удивительные дела, однако, и совсем даже не подозрительно.