7 ноября 1941 года. Севастополь в тяжелой осаде. На свое первое боевое задание выезжает бронепоезд № 5 Береговой обороны Главной базы Черноморского флота, названный в честь матроса Октябрьской революции — Анатолия Железнякова.
Мощная броня и вооружение, скорость и скрытность — грозного железного воина враг вскоре назовет "Зеленый призрак".
На рассвете командир бронепоезда "Железняков" Гурген Саакян вызвал к себе лейтенанта Бориса Зорина и приказал ему произвести разведку.
— Сегодня утром пойдем уничтожать немцев, — сказал Саакян, — найдите цели для обстрела.
Четко повторив приказание, командир разведывательного взвода Зорин вышел из вагона и скрылся в предрассветной мгле. Через несколько минут он уже мчался на бронедрезине к позициям противника.
Возвратившись с разведки, Зорин сообщил командиру бронепоезда ценные сведения и указал пункты сосредоточения вражеских сил. Началась подготовка к первому рейду бронепоезда в стан врага.
Над крымскими сопками заалела заря. Бронепоезд быстро помчался по железнодорожному полотну. Машинист Николай Поляков уверенно ведет состав. Он знает, что путь тщательно проверен командиром железнодорожного взвода младшим лейтенантом Павлом Андреевым. Впереди на бронедрезине идет с краснофлотцами-разведчиками лейтенант Зорин. В случае опасности он предупредит командира бронепоезда и предотвратит катастрофу.
Выскочив за передний край обороны своих частей, бронепоезд мгновенно открыл огонь по противнику. На противоположной горе комендоры заметили группу суетившихся немцев. Командир орудия Захар Лутченко быстро нащупал цель и открыл по фашистам беглый огонь. Его поддержали комендоры орудий Григорий Бойко и Леонид Дроздов.
Перед выходом в бой Лутченко и Бойко приняли кандидатами в члены партии. Они особенно старались в это утро, посылая во врага смертоносные снаряды.
Сто пятьдесят выстрелов дали комендоры бронепоезда по окопавшимся на высоте немцам, уничтожая метким огнем гитлеровских бандитов. Два вражеских огневых взвода не выдержали ураганного огня бронепоезда и, бросив свои позиции, удрали с высоты.
Внезапный налет бронепоезда застал фашистов врасплох. Перепуганные немцы шарахались в разные стороны. Двадцать семь фашистских солдат в панике бросились бежать к нашим позициям и были взяты в плен краснофлотцами. Немцы не успели даже открыть по бронепоезду огонь, и он, нанеся противнику большой урон, быстро скрылся за поворотом.
Ha-днях командир бронепоезда Саакян получил задание уничтожить корректировщиков и минометные батареи врага на высоте Н.
Командир разведывательного взвода Зорин быстро обнаружил места расположения вражеских корректировщиков и минометов и сообщил свои данные командиру бронепоезда. Под вечер "Железняков" вышел в очередной боевой рейд.
Бронированный состав, вооруженный пушками, минометами и пулеметами, шел к месту боя. Краснофлотцы и командиры зорко наблюдали за воздухом. В вечернем крымском небе то и дело появлялись вражеские самолеты. Командир пулеметного расчета Владимир Баранов, бойцы его расчета К. Джикия и Назарий Шарапкин хорошо подготовили к бою свой пулемет и в любую минуту могли открыть огонь по врагу. Не отходили от своего пулемета, держа на прицеле самолеты противника, и бойцы пулеметного расчета Ивана Андреева — Петр Чувыкин и Петр Миссаренко.
Но фашистские самолеты не обнаружили бронепоезда. "Железняков" попыхивая на крутых подъемах, шел к цели. Командир железнодорожного взвода младший лейтенант Андреев то и дело выбегал на бронеплощадку, переваливался через борт и наблюдал за железнодорожным полотном. Вот он заметил впереди на переезде положенную на рельсы шпалу, мгновенно предупредил командира бронепоезда, и машинист Поляков остановил состав.
Краснофлотцы быстро устранили преграду, и бронепоезд снова пошел вперед. На пути и по сторонам бронепоезда рвались мины. Но Андреев не сходил с открытой площадки. Он на минуту скрылся за броню, подчиняясь приказу командира бронепоезда, и затем, в самый разгар боя, снова появился на бронеплощадке.
— Поет наш герой, — говорили о нем бойцы, наблюдая, как Андреев, не обращая внимания на осколки мин, перегнулся через борт бронеплощадки, высунулся вперед и, следя за полотном железной дороги, напевал веселую песенку.
Слева от бронепоезда, как на ладони, озаренная лучами заходящего солнца высота. Внизу небольшое селение, занятое немцами. На этой высоте над белыми домиками укрепился враг. Отсюда немцы корректируют огонь минометов и артиллерии.
Капитан Саакян произвел выгодный маневр, вывел бронепоезд из-под минометного обстрела и приказал открыть огонь из всех орудий. Несколько минут продолжалась оглушительная канонада. Минометы врага замолчали. Вся высота покрылась частыми разрывами снарядов.
Уничтожив фашистских корректировщиков и минометы, бронепоезд быстро отошел в укрытие.
Каждый новый рейд бронепоезда в стан врага рождает героев, настоящих железняковцев, не знающих страха в бою, беспощадных к врагу. Героически сражается с немецкими бандитами старшина бронеплощадки Алексей Галюченко, Он всегда там, где угрожает опасность. Галюченко никогда не уйдет со своего поста, какие бы преграды ни встречались ему на пути. Глядя на него, краснофлотцы забывают об опасности, они не замечают осколков мин и снарядов, осыпающих бронеплощадки, и беспрерывно ведут меткий огонь по врагу.
Воодушевляет всех краснофлотцев и командиров бронепоезда смелость братьев-патриотов Захара и Степана Лутченко.
Двадцативосьмилетний Захар Лутченко командует орудием бронепоезда. Его старший брат Степан Лутченко раньше был в одном расчете с Захаром. Братья-патриоты метко разили врага. Лутченко младший посоветовал старшему брату перейти на другое орудие. Степан согласился. Его назначили командиром подачи на одном из орудий, и теперь братья стреляют по фашистам из двух орудий бронепоезда.
Все бойцы и командиры бронепоезда "Железняков" смело громят немецкие орды на подступах к Севастополю, помогая краснофлотцам и красноармейцам защищать свой родной город, уничтожать врага.
А. Сальников.
Газета "Красный Черноморец"
18 ноября 1941 г.
☆ ☆ ☆
Всего бронепоезд выполнил более 140 успешных боевых рейдов. 28 июня 1942 года грозный борец за Севастополь был поражен врагом в своем укрытии — Троицком тоннеле. В ходе массированного авиационного удара, в котором участвовали более 50 вражеских бомбардировщиков, тоннель был частично завален. Выжившие сняли орудия с бронепоезда и продолжали драться с врагом. Большая часть личного состава бронепоезда считается пропавшей без вести в боях за Севастополь...
В 1967 году подвиг "Железнякова" был увековечен — в его честь установили памятник возле Севастопольского железнодорожного вокзала. Теперь "Зеленый призрак" встречает приезжающих в город.