Рассказываем на примере трёх CRM‑систем для среднего и крупного бизнеса.
На что обращать внимание при выборе CRM-системы и какие возможности важны для предпринимательства?
В первой статье на примере Битрикс24, Creatio (бывший BPM’online) и 1C:CRM рассмотрим, из чего складывается стоимость владения CRM‑системой.
Стоимость владения CRM
Стоимость владения складывается из:
- стоимости лицензии и сопровождения;
- стоимости администрирования CRM‑решения;
- наличия готовых специалистов по администрированию и поддержке.
Стоимость лицензии и сопровождения
Лицензии бывают нескольких типов:
- возобновляемая подписка,
- лицензия с ограниченным сроком,
- бессрочная лицензия.
Битрикс24
Коробочное решение
- Лицензия от 179 100 ₽ за 100 пользователей.
- Энтерпрайз лицензия от 899 100 ₽ за 1000 пользователей или подписка на год — от 399 000 ₽.
Облачное решение:
- Подписка на «профессиональный тариф»: 11 990 ₽/месяц за всю команду без ограничений по количеству пользователей.
Creatio
Облачное решение
- Подписка: 1 280 ₽ за одного пользователя в месяц.
1С:CRM
Облачное решение
- 1C:CRM ПРОФ в облаке «1С» — от 399 ₽ в месяц;
- 1С:CRM ПРОФ — от 1 230 ₽ в месяц;
- 1С:CRM КОРП — от 1 660 ₽ в месяц.
Коробочное решение
- 1С:CRM ПРОФ — 19 600 ₽ за одно рабочее место;
- 1С:CRM КОРП — 31 200 ₽ за одно рабочее место.
Таблица сравнения продуктов 1С:CRM
Стоимость администрирования решения
Используя CRM, любая компания столкнётся с тремя основными задачами по администрированию решения.
Консультирование пользователей — помогать работать в системе, отвечать на вопросы.
Администрирование информационной базы — она должна работать и быть доступна пользователю без перебоев.
Улучшения информационной системы. Состоит из трёх частей: технической, установки обновлений от вендора, развития.
Техническое обновление — настройки производительности системы, чтобы с увеличением количества пользователей производительность не терялась. Также это может быть подключение к CRM дополнительных сервисов: почты, телефонии, соцсетей, сквозной аналитики.
Обновления от вендора — установка новой версии системы.
Развитие решения — доработка системы под бизнес‑задачи, если каких-то необходимых бизнесу функций нет «из коробки».
Важно понять, кто будет заниматься этими задачами: есть в компании сотрудники нужных компетенций или лучше заказать администрирование на стороне? От этого зависит, какое решение выбрать: «в облаке» или «в коробке».
Облачные решения могут администрироваться на стороне провайдера — этот вариант подходит для небольших компаний. В крупных компаниях CRM разворачивается в корпоративном облаке: тогда администрирование происходит силами самой компании. Коробочные решения также администрируются внутри компании.
Битрикс24 работает «в облаке» и «в коробке». Перейти с облачного Битрикс24 в «коробку» можно в любое время: все данные сохранятся.
Creatio — только облачная система. Элементы администрирования конфигурации не предназначены для широкого рынка: для этого нужны особые знания и дополнительное обучение. В ряде моментов не нужно программировать — решение позиционируется как low‑code — но необходимо глубоко знать, как оно устроено, чтобы его настроить.
1C:CRM работает «в облаке» и «в коробке». Если компания небольшая, ей может подойти решение в облаке «1С»: администрирование входит в сервис. Для средних и крупных компаний есть коробочные версии, также можно развернуть корпоративное облако.
Наличие готовых специалистов по администрированию и поддержке системы
CRM-системе со временем нужны изменения и доработки: вряд ли получится купить решение, настроить его «раз и навсегда» и работать без изменений долгие годы. Поэтому бизнесу становится критически важным наличие людей, которые поддержат текущее решение и реализуют изменения. Такие специалисты могут быть как внутри штата, так и внешними.
Этот параметр влияет на следующие два аспекта.
Цена. Если специалистов на рынке немного, стоимость поддержки и доработок может быть дороже: таким сотрудникам платят повышенные ставки, за ними «охотятся» и переманивают из других компаний.
Качество. Чем больше специалистов на рынке, тем выше их профессионализм и качество услуг, которые они предоставляют. Это здоровая конкуренция, которая позволяет за разумные деньги привлекать квалифицированных сотрудников.
Наличие готовых специалистов можно оценить, если знать:
- количество партнёров,
- количество сертифицированных специалистов.
Битрикс24 — 184 партнёра, у 1С‑Битрикс — 867 партнёров и более 21 000 сертифицированных команд, занимающихся разработкой и внедрением.
Creatio — 700+ организаций-партнёров по всему миру. Данных по количеству сертифицированных специалистов в открытом доступе нет.
1C:CRM — 8 000 партнеров 1С:Франчайзи, более 100 тысяч сертифицированных специалистов по 1С:Предприятие от фирмы «1С».
Что ещё учитывать при сравнении стоимости CRM
На стоимость владения напрямую влияют доступность и наличие утилит, обновлений, а также условия администрирования.
Плюсом будет наличие бессрочных конкурентных лицензий: тогда можно работать по очереди на одной лицензии. Например, на 20 лицензиях смогут работать 50 пользователей.
Итог: как компании выбрать CRM‑систему с учётом стоимости владения
Оценивая стоимость владения, важно учитывать:
- Качество: бесперебойность и стабильность как CRM‑системы, так и инфраструктуры.
- Стоимость, которая требуется, чтобы это качество поддерживать.
- Сроки реакции, если что‑то нужно изменить, например, когда произошла авария.
Какую лицензию выбрать, зависит от стратегии компании и от того, как организована инфраструктура.
- В компании есть собственная инфраструктура и квалифицированные сотрудники, которые обслуживают серверы, сетевое обеспечение, программы, входящие в контур автоматизации компании
Рекомендуется купить лицензию на коробочное (standalone) решение, использовать свою инфраструктуру и передать CRM‑систему внутренней службе ИТ на сопровождение.
- В компании нет ИТ‑службы или компания не хочет обслуживать CRM‑решение самостоятельно
Рекомендуем приобрести облачное решение и воспользоваться услугами внешних подрядчиков. Стоимость владения конкретной системой формально может быть выше, чем в коробочной версии. Но поскольку бизнес не тратит деньги на администратора, зарплату сотрудников ИТ, их развитие и обучение, суммарная стоимость владения может оказаться ниже, чем в первом варианте.
- В компании есть инфраструктура, но нет штатных программистов
Гибридный вариант: можно приобрести standalone версию, чтобы программа работала бесперебойно и независимо. Если понадобятся изменения и доработки, подключить внешних подрядчиков.
-------------------------------------------
Приглашаем на конференцию «Стабилизация продаж в период турбулентности: практики и подходы»
Обсудим, как держать продажи под контролем и какие инструменты в этом помогают. Покажем, как в сложные времена найти баланс, удержаться на рынке и даже вырасти.
Дата: 23 сентября 2021 года.
Время: 10:30–12:40 по московскому времени.
Место: онлайн.
Зарегистрируйтесь, и мы пришлём вам ссылку на подключение к конференции.