Так получилось, что весь сентябрь "Стихии Высоцкого" прошел под знаком 1972 года, а точнее, лета этого года. Не знаю досконально, какие события произошли в жизни Высоцкого этим летом, кроме общеизвестных, но вот что замечаю: во всех этих произведениях так или иначе присутствует образ свечи.
В искусстве образ свечи глубоко символичен. Она и источник вдохновения, и вера, и страсть, и романтика, и "луч света в темном царстве". Зависит от того, где эта свеча горит и что именно освещает. Сразу оговорюсь: автор блога не ставит перед собой задачу провести литературоведческое исследование на тему "Образ свечи в творчестве Высоцкого". Наверняка такие работы уже были (или будут). А здесь - просто несколько цитат и наблюдений на "свечную" тему.
Сначала о романтике. Свечи зажигались и сгорали и ранее 1972 года. Прежде всего в стихах, обращённых к Марине Влади:
***
Мне каждый вечер зажигают свечи,
И образ твой окуривает дым, —
И не хочу я знать, что время лечит,
Что всё проходит вместе с ним. (1968)
***
Или просто погашены свечи?
Я проснусь — липкий пот и знобит.
Лишь во сне — долгожданные речи,
Лишь во сне яркий факел горит! (1969)
***
Будто знают — игра стоит свеч, —
Это будет как кровная месть городам!
Поскорей — только б свечи не сжечь,
Карбюратор... и что у них есть ещё там... (1968)
Даже автомобильные свечи играют роль романтическую. И, конечно, россыпь 1972 года:
Оплавляются свечи На старинный паркет
Вот она, вот она — При свечах тишина
Романс при свечах (хотя в тексте романса нет ни одной свечи, но название и содержание говорят сами за себя).
Глубоко символичны судьбоносные свечи и в более позднем стихотворении:
Ты внешне спокоен средь шумного бала,
Но тень за тобою тебя выдавала —
Металась, ломалась, дрожала она
В зыбком свете свечей. (1978)
И снова 1972 год.
"Мне снятся свечи, рифмы и коррида" в "Балладе о гипсе". Свечи и рифмы, свечи и коррида - вдохновение и противостояние.
"В сотнях тысяч ламп погасли свечи" в рассказе о трагической ранней смерти Л. Енгибарова. Не электрические, это понятно. Это опять же глубокий символизм: "Врали? Вряд ли. Готова к отлёту душа!" Ведь именно свеча символизирует краткость и хрупкость человеческого существования, а её пламя - мятущуюся душу, готовую к отлёту.
Позже появятся и прямые отсылки к христианской традиции:
А мы поставим свечи в изголовье Погибших от невиданной любви. (1975)
Наверное, не случайно свечи появляются и еще в одном стихотворении 1972 года из так называемой «Чёрной тетради». Может быть, сложности в личной жизни, съёмки в фильме вместо отпуска, размышления над непростым характером чеховских персонажей, потрясение от безвременного ухода Леонида Енгибарова (я не верю в мистику, но это случилось 25 июля!) вылились в эти строки?
***
Свечи потушите. Вырубите звук.
Дайте темноты и тишины глоток,
Или отыщите понадёжней сук,
Иль поглубже вбейте под карниз гвоздок.
Билеты лишние стреляйте на ходу:
Я на публичное повешенье иду,
Иду не зрителем и не помешанным —
Иду действительно, чтоб быть повешенным,
Без палача — палач освистан, —
Иду кончать самоубийством.
<1972, лето>
Варианты, автограф: https://vk.com/page-50031359_55359381
Свечей более, чем достаточно в 1972 году. Но самая главная появилась много позже:
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И весёлый манер, на котором шучу... (1977)
Автор всех фото со свечой: Андрей Лом https://vk.com/album17868548_168720867
Все синие буковки в тексте кликабельны, это ссылки на предыдущие статьи с цитируемыми стихами.
Спасибо, что прочитали. Надеюсь увидеть Вас снова. Другие публикации канала можно найти здесь: Каталог статей "Стихии Высоцкого" . Лайки, подписка и комментарии тоже лишними не будут.